г. Киров
14 сентября 2009 г. |
Дело N А28-5430/2009-115/33 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Перевощиковой Т.В. по доверенности от 06.04.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Кировской области от 29.06.2009 по делу
N А28-5430/2009-115/33, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.,
по заявлению Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования
к Администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области
о взыскании 74 194 рублей 03 копеек пеней,
установил:
Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области 74 194 рублей 03 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 год.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 29.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указывает, что в пункте 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" имеются в виду плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан, на которые распространяется действие налогового законодательства; страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан налогом не являются. Ссылаясь на статьи 2, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статью 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, Фонд указывает на нарушение Администрацией сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан и наличие у нее задолженности по состоянию на 01.01.2009 по уплате пеней в размере 74 194 рублей, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000 год.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Фонда в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Администрация о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с несвоевременной уплатой Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование для неработающего населения за 2000 год, Фонд направил Администрации требование от 01.01.2009 N 4 с предложением погасить в срок до 02.02.2009 числящуюся по состоянию на 01.01.2009 задолженность по пеням по этим страховым взносам в сумме 74 194 рублей 03 копеек (лист дела 14).
В связи с неисполнением указанного требования, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрации 74 194 рублей 03 копеек пеней.
Отказывая Фонду в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кировской области руководствовался статьями 2, 26 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", пунктами 3, 5, 7, 8, 12 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования на 1993 год", статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год", пунктами 2, 5, 6 Правил реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624, пунктом 1 статьи 3, пунктом 3 статьи 48, пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и исходил из того, что истек срок на взыскание спорных пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) страхователем при обязательном медицинском страховании для неработающего населения является местная администрация.
Согласно статье 17 указанного Закона, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение). Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса. Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание начисленных пеней, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 1 января 2001 года.
В пункте 3 Положения установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии с пунктом 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки (пункт 7 Положения).
В пункте 2 Правил реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624, установлено, что сумма задолженности определяется на основании акта проверки полноты и своевременности внесения страховых взносов плательщиком, проведенной территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Проверке подлежит период времени до 1 января 2001 года, в течение которого плательщик был обязан уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В случае установления несвоевременного или неполного перечисления страховых взносов на счет территориального фонда невнесенная сумма считается недоимкой и подлежит взысканию с начислением пеней в установленном размере.
Течение срока давности взыскания задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года начинается по окончании времени на реструктуризацию, определяемого с учетом пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624, поскольку до этого момента плательщику предоставлена возможность добровольного урегулирования вопросов, связанных с уплатой недоимки и пеней.
Из указанного постановления Правительства Российской Федерации, а приведенных пунктов Положения следует, что органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков страховых взносов. Правом на взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, и пеней наделен Фонд.
В пункте 8 Положения определено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положениями и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, в редакции, действующей в спорный период) налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Следовательно, Фонд по результатам проверки мог взыскивать недоимку и соответственно пени только за три года, предшествовавшие году проведения проверки.
Согласно статье 88 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) камеральная налоговая проверки проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Как видно из материалов дела, Администрацией в 2009 году не представлялся расчет по страховым взносам за 2000 год; акт камеральной проверки Фондом в материалы дела не представлен.
Таким образом, ссылка заявителя в расчете пеней от 21.01.2009 (листы 17-18) на то, что расчет предъявленных к взысканию пеней произведен по акту камеральной проверки, является необоснованной и не позволяет начинать исчислять сроки для взыскания пеней в 2009 году.
В силу пункта 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Пунктом 3 статьи 48 Кодекса определено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 Кодекса).
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Сроки, указанные в пункте 3 статьи 48 Кодекса, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся на 1 января 2001 года" между Фондом и Администрацией заключен договор (соглашение) об условиях погашения задолженности плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения от 27.12.2001 N 29 (листы дела 38-39).
В соответствии с условиями указанного договора Фонд предоставляет Администрации рассрочку для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001 в общей сумме 1 462 029 рублей 03 копеек, в том числе задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения по состоянию на 01.01.2001 в сумме 1 015 800 рублей, пени в сумме 446 229 рублей 03 копеек по состоянию на 01.10.2001. Рассрочка предоставлена в соответствии с утвержденным графиком сроком до 01.01.2006.
Условия данного договора Администрацией выполнены, по состоянию на 01.01.2006 задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 год у Администрации отсутствовала, что подтверждается актом сверки (лист дела 32), также следует из расчета пеней, составленного Фондом (листы дела 17 - 18).
Предъявленные к взысканию по настоящему делу пени в сумме 74 194 рублей 03 копеек начислены на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 год, вошедшую в график погашения задолженности, за период с 01.10.2001 по 27.12.2001 (до момента заключения договора от 27.12.2001 N 29) - лист дела 50. Указанные суммы пеней в договор об условиях погашения задолженности в порядке реструктуризации от 27.12.2001 N 29 и график погашения задолженности не вошли.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела видно, что начисленные Администрацией страховые взносы за 2000 год были частично уплачены Администрацией в 2000 году, а оставшиеся неуплаченными страховые взносы по состоянию на 01.01.2001 - реструктурированы и уплачены Администрацией в полном объеме на 01.01.2006, что подтверждается расчетной ведомостью по страховым взносам за 2000 год, письмом Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования от 30.11.2001, договором об условиях погашения задолженности от 27.12.2001 N 29, указанным актом сверки и расчетом спорных пеней (листы дела 72, 79, 32, 38, 17-18).
Таким образом, срок для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о взыскании 74 194 рублей 03 копеек пеней подлежит исчислению не позднее, чем с момента полной уплаты страховых взносов за 2000 год, то есть не позднее 01.01.2006.
Фактически требование об уплате пеней направлено Фондом в адрес Администрации в январе 2009 года. До указанного времени Фонд не выставлял Администрации требований об уплате спорных задолженностей по пеням, не принимал мер по их взысканию.
Следовательно, учитывая сроки, установленные Кодексом для направления требования об уплате задолженности и обращения с заявлением о взыскании задолженности в суд, принимая во внимание, что пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание задолженности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление о взыскании с Администрации 74 194 рублей 03 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 год Фонд направил в Арбитражный суд Кировской области 27.04.2009 за пределами установленного законом срока.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 29.06.2009 по делу N А28-5430/2009-115/33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5430/2009
Истец: Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировкой области
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3938/2009