г. Киров
04 сентября 2009 г. |
Дело N А31-2265/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.06.2009 по делу N А31-2265/2009, принятое судом в составе судьи Авдеевой Н.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Консул-Регион"
к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области
третье лицо: Департамент культурного наследия Костромской области
о признании отказа незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Консул-Регион" (далее - заявитель, Общество, ООО "Консул-Регион") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - ответчик, Департамент) от 22.01.2009 N 256/з в предоставлении в собственность Общества земельных участков, расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 104, и обязании Департамента принять решение о предоставлении заявителю вышеназванных земельных участков с кадастровыми номерами 44:27:040727:16, 44:27:040727:14, 44:27:040727:13 в виде подготовки в месячный срок проектов договоров купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент культурного наследия Костромской области.
Решением суда первой инстанции от 19.06.2009 требования ООО "Консул-Регион" удовлетворены: оспариваемый отказ признан незаконным, на ответчика возложена обязанность, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельных участков и направить его Обществу с предложением о заключении соответствующего договора.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение от 19.06.2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ответчик полагает, что суд неправильно истолковал положения статей 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В настоящее время действующим законодательством не предусмотрена возможность приватизации каких-либо категорий земель из числа указанных в пункте 5 статьи 27 ЗК РФ. Следовательно, земельный участок, занятый объектом археологического наследия, приватизирован быть не может. По мнению Департамента, примененные судом статьи 94, 99 ЗК РФ, статья 49 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) не подлежали применению при разрешении настоящего спора, так как содержащиеся в них нормы не устанавливают порядок и условия предоставления земельных участков соответствующей категории в частную собственность. Они предусматривают особенности осуществления права собственности на такие участки, которые уже находятся в частной собственности. Кроме того, испрашиваемый Обществом участок относится к землям населенных пунктов, а не к землям историко-культурного назначения. Обнаруженный на нем объект археологического наследия принят на государственную охрану.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Консул-Регион" указывает на законность и обоснованность решения суда от 19.06.2009, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения, полагает, что действующим законодательством предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка, отнесенного к землям историко-культурного назначения. Кроме того, Общество считает, что Департаментом не подтвержден факт отнесения спорных земельных участков к землям, занятым объектами археологического наследия, поскольку в силу статьи 18 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" глава администрации Костромской области не имел полномочий на издание постановления от 28.10.1999 N 470 "Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры местного значения". Решение о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ в материалах дела отсутствует.
Департамент культурного наследия Костромской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Департамент культурного наследия Костромской области ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Консул-Регион" является собственником нежилых строений (склад-гараж, проходная будка, гостинично-офисное здание, цех расфасовки), расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 104. Запись о регистрации права собственности внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.08.2004, 16.03.2007, 25.04.2008.
Вышеназванные здания находятся на земельных участках с кадастровыми номерами 44:27:040727:13, 44:27:040727:14, 44:27:040727:16 площадью соответственно 4235,20, 3329,17 и 3279,04 кв.м.
15.05.2009 Общество обратилось в Департамент с заявлениями о предоставлении данных участков в собственность.
Письмом от 22.01.2009 N 256/з ответчик сообщил заявителю о том, что испрашиваемые им земельные участки расположены в зоне объекта культурного наследия - участка культурного слоя, датируемого 18 - 19 веками, в связи с чем ограничен в обороте и не подлежит передаче в частную собственность.
Считая данный отказ незаконным, заявитель оспорил его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования ООО "Консул-Регион", суд первой инстанции руководствовался пунктом 4 статьи 28, статьями 36, 94, 99 ЗК РФ, статьями 3, 5, пунктом 2 статьи 49, статьями 53, 63 Закона N 73-ФЗ, разъяснениями Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 17.11.2005 и исходил из того, что ответчик не представил каких-либо объективных доказательств запрета на предоставление в собственность юридических лиц земельных участков, расположенных в границах территориальной зоны культурного слоя на территории Вознесенского посада (Дебре) г. Костромы. Спорный земельный участок из хозяйственного использования не изъят. Наличие на нем объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, подтверждается материалами дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из следующего.
Согласно статье 29 ЗК РФ, статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 3 Закона Костромской области от 15.08.2006 N 62-4-ЗКО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы", постановлению Администрации Костромской области от 19.05.2008 N 140-а "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы", распоряжение земельными участками, расположенными на территории г. Костромы и находящимися в неразграниченной государственной собственности, осуществляется Департаментом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.
Наличие у ООО "Консул-Регион" права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 104, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.04.2008 серия 44-АБ N 202587, от 16.03.2007 серии 44-АБ N 129872, от 19.11.2004 серия 44-АА N 269266 (т. 1 л.д. 10, 14 - 15).
Как следует из письма Департамента от 22.01.2009 N 256/з (т. 1 л.д. 9), основанием для отказа в предоставлении Обществу в собственность земельных участков по вышеуказанному адресу послужило отнесение этих участков, входящих в зону объекта культурного наследия, к участкам, ограниченным в обороте.
Пунктом 3 статьи 129 ГК РФ установлено, что оборотоспособность земли определяется законами о земле.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством такое предоставление разрешено.
Подпункт 4 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ относит земельные участки, занятые объектами археологического наследия и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, к участкам, ограниченным в обороте.
В силу статьи 3 Закона N 73-ФЗ под объектами археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Названные объекты относятся к такому виду объектов культурного наследия как памятники.
Постановлением главы администрации Костромской области от 28.10.1999 N 470 памятник археологии "Участок культурного слоя на территории Вознесенского посада (Дебре)", датируемый 15 - 18 веками, включен в состав памятников истории и культуры местного значения, представляющих историко-культурную ценность. В силу пункта 3 статьи 64 Закона N 73-ФЗ указанный памятник является объектом культурного наследия регионального значения.
Полномочия главы администрации Костромской области на издание вышеназванного постановления подтверждаются систематическим и историческим толкованием норм, содержащихся в главе VII Конституции (основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937 года, главах 16.1 и 16.2 Конституции (основного закона) Российской Федерации - России 1978 года, статье 2 Устава (основного закона) Костромской области, принятого в 1995 году, и статье 18 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Отсутствие решения о включении памятника археологии в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не свидетельствует о недоказанности его статуса, так как приказ Росохранкультуры от 27.02.2009 N 37, утвердивший положение о формировании и ведении указанного реестра, вступает в силу только 01.01.2010.
В соответствии со статьей 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и данным законом. При этом объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (пункт 2 статьи 49 Закона N 73-ФЗ).
В силу статей 94 и 99 ЗК РФ земли историко-культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий.
Таким образом, ссылка Департамента на то, что испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям населенных пунктов, противоречит нормам ЗК РФ и Закона N 73-ФЗ.
Действующее законодательство не содержит норм запрещающих оборот и приватизацию земельных участков, относящихся к землям особо охраняемых территорий. Оно предусматривает лишь возможность запрета любой хозяйственной деятельности на отдельных землях историко-культурного значения. Однако такие ограничения в отношении испрашиваемого Обществом земельного участка не устанавливались.
05.05.2009 ООО "Консул-Регион" заключило охранный договор N 84-ОА/09 и приняло на себя обязательства по выполнению условий сохранения памятника "Участок культурного слоя на территории Вознесенского посада (Дебре)" 15 - 18 веков, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 44:27:040727:13, 44:27:040727:14, 44:27:040727:16 (т. 1 л.д. 118 - 122).
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что данные земельные участки по адресу: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 104, относящиеся к землям историко-культурного назначения, могут быть переданы в собственность Общества.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как юридически несостоятельные и основанные на неправильном толковании норм права.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ Департамента в предоставлении в собственность ООО "Консул-Регион" земельных участков с кадастровыми номерами 44:27:040727:13, 44:27:040727:14, 44:27:040727:16, расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 104, и, исходя из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, возложил на ответчика обязанность по подготовке и направлению в адрес Общества проекта договора купли-продажи названных участков.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Костромской области от 19.06.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, поэтому вопрос о распределении судебных расходов на ее уплату не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.06.2009 по делу N А31-2265/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-2265/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Консул-регион"
Ответчик: Департамент культурного наследия Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3600/2009