г. Киров
17 сентября 2009 г. |
Дело N А28-5434/2009-119/33 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лобановой Л.Н.,
судей Черных Л.И., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Перевощиковой Т.В., действующей на основании доверенности от 06.04.2009 N 1760/08,
представителя ответчика: Басалаевой С.Ю., действующей на основании доверенности от 12.01.2009 N 05-12/02-06,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.07.2009 по делу N А28-5434/2009-119/33, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.,
по заявлению Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
к Администрации Оричевского района,
о взыскании 1 215 637 рублей 64 копейки долга,
установил:
государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - заявитель, фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к администрации Оричевского района Кировской области (далее - администрация, ответчик) о взыскании 1 215 637 рублей 64 копеек долга, в том числе, 139 010 рублей 10 копеек пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 год за период с 01.04.2003 по 26.08.2004; 143 987 рублей 43 копейки пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2002 год за период с 01.04.2003 по 28.12.2004; 932 640 рублей 11 копеек пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2003 год за период с 01.04.2003 по 30.08.2007.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.07.2009 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 24.07.2009 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных фондом требований.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции в решении необоснованно сослался на пункт 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", поскольку в нем имеются ввиду плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан. Фонд считает, что в рассматриваемой ситуации нормы налогового законодательства применяться не могут.
Ссылаясь на статьи 2, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статью 19 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ, Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, фонд указывает на нарушение администрацией сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан и наличие у ответчика задолженности по состоянию на 01.01.2009 по уплате пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в общем размере 1 215 637 рублей 64 копейки за 2000, 2002-2003 годы.
Администрация Оричевского района Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывает, что срок для взыскания спорных сумм фондом пропущен.
В судебном заседании апелляционного суда представители Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования и администрации Оричевского района Кировской области поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решениями Оричевской районной Думы утверждены средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащие перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в следующих размерах, а именно: на 2000 год в сумме 995 111 руб. (решение Оричевской районной Думы от 31.01.2000 в редакции решения Оричевской районной Думы от 26.04.2000), на 2002 год в сумме 1 423 600 рублей (решение Оричевской районной Думы от 25.01.2002 N 10/3), на 2003 год в сумме 2 335 797 рублей (решение Оричевской районной Думы от 31.01.2003 N 19/3).
Уплата указанных страховых взносов производилась ответчиком несвоевременно.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся на 1 января 2001 года" между администрацией и учреждением заключен договор об условиях погашения задолженности плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения от 06.11.2001 N 21 (далее по тексту - договор от 06.11.2001 N 21). В соответствии с условиями данного договора учреждение предоставляет администрации отсрочку для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001, в общей сумме 1 386 799 рублей 27 копеек, в том числе, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 год в сумме 985 111 рублей, пени за период с 28.03.2000 по 31.12.2000 в сумме 401 688 рублей 27 копеек. Согласно договору от 06.11.2001 N 21, отсрочка погашения указанной задолженности по страховым взносам и пени предоставлена ответчику в соответствии с утвержденным графиком до 01.01.2006.
График реструктуризации задолженности по договору от 06.11.2001 N 21 администрацией не соблюдался. Решением N 4 от 12.11.2002 договор 06.11.2001 N 21 с администрацией был расторгнут фондом в одностороннем порядке в соответствии с пунктом 2.2.2 договора 06.11.2001 N 21.
08.08.2003 определением арбитражного суда по делу N А28-6294/02-187/12 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым администрация обязуется уплатить учреждению в срок до 25.12.2005 недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени за период с 01.01.2000 по 31.03.2003 в общей сумме 2 104 801 рубль 93 копейки, в том числе, 1 337 111 рублей дола по взносам и 767 690 рублей 93 пеней. В указанное мировое соглашение включена задолженность по страховым взносам за 2000 год, за 2002 год, за 1 квартал 2003 года и пени, начисленные на указанную задолженность, до 31.03.2003 года включительно. Задолженность по взносам и пеням в общей сумме 2 104 801 рубль 93 копейки была погашена администрацией в установленные графиком платежей, утвержденным мировым соглашением, сроки.
Заявителем, с учетом исполнения указанного мирового соглашения, администрации начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в общей сумме 1 215 637 рублей 64 копейки, том числе, 139 010 рублей 10 копеек пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000 год за период с 01.04.2003 по 26.08.2004; 143 987 рублей 43 копейки пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2002 год за период с 01.04.2003 по 28.12.2004, 932 640 рублей 11 копеек пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2003 год за период с 01.04.2003 по 30.08.2007.
В адрес ответчика направлено требование от 01.01.2009 N 12 об уплате задолженности по пени в срок до 11.02.2009 в сумме 1 215 637 рублей 64 копейки за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000, 2002, 2003 годы. Указанное требование получено ответчиком 03.02.2009, им не оспорено, в добровольном порядке не исполнено.
Неисполнение администрацией указанного требования послужило основанием для обращения Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с администрации Оричевского района Кировской области задолженности по пеням в общей сумме 1 215 637 рублей 64 копейки за 2000, 2002 - 2003 годы в судебном порядке.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год", пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса, отказал заявителю в удовлетворении требований по причине обращения фонда за взысканием задолженности по пеням за пределами установленного налоговым законодательством срока.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 02.04.1993 N 4741-1; от 23.12.2003 N 185-ФЗ) страхователем при обязательном медицинском страховании для неработающего населения является местная администрация (органы местного самоуправления).
Согласно статье 17 указанного Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее по тексту - Положение).
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
В пункте 3 названного выше Положения установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии с пунктом 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки (пункт 7 положения).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год" по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Фонды обязательного медицинского страхования вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов, в том числе валютных, за исключением ссудных и бюджетных счетов, плательщиков страховых взносов, платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения - юридических лиц.
Взыскание финансовых санкций, включая штрафы, с юридических лиц, а также сумм недоимок и пеней, финансовых санкций и штрафов с иных категорий плательщиков, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, осуществляется в судебном порядке.
В силу статьи 26 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", пункта 12 Положения все споры по вопросам начисления и уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, удержания пеней, взыскания недоимок и применения финансовых санкций разрешаются в судебном порядке.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
В пункте 8 Положения определено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положениями и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в спорный период, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) определено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Кодекса. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Сроки, указанные в пункте 3 статьи 48 Кодекса, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.
Учитывая, что пени носят компенсационный характер и являются производной от основного обязательства, суд первой инстанции правомерно посчитал, что срок на взыскание пени за несвоевременную уплате страховых взносов истек одновременно с истечением срока для взыскания недоимки.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, ответчиком, в соответствии с условиями мирового соглашения, уплачены страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2000 год - 26.08.2004, за 2002 год - 28.12.2004.
С учетом изложенного и приведенных выше норм, суд первой инстанции правильно указал, что сроки для обращения заявителя в суд с заявлением о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов подлежали в рассматриваемом случае исчислению следующим образом, а именно: за 2000 год с 26.08.2004, за 2002 год с 28.12.2004, за 2003 год с 26.12.2003 - 3 месяца (пункт 1 статьи 70 Кодекса) плюс 10 дней (срок на добровольное исполнение требования) плюс 6 месяцев (пункт 3 статьи 48 Кодекса).
Фактически требование об уплате спорной задолженности направлено фондом в адрес администрации в январе 2009 года, то есть за пределами установленного срока.
Учитывая сроки, установленные Кодексом для направления требования об уплате задолженности, принимая во внимание, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявление о взыскании с администрации пеней в общей сумме 1 215 637 рублей 64 копейки, начисленных на задолженность по страховым взносам за 2000, 2002 -2003 годы, фонд направил в арбитражный суд за пределами установленного налоговым законодательством срока, а именно 27.04.2009.
Между тем, о наличии задолженности по пеням, за взысканием которых фонд обратился в арбитражный суд, заявителю было известно задолго до выставления требования об уплате задолженности по пеням. Так, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 год полностью была погашена администрацией 26.08.2004, за 2002 год - 28.12.2004, долг за 2003 год погашен 30.08.2007, что подтверждено расчетами пеней, представленным фондом. Однако с заявлением о взыскании задолженности по пеням за несвоевременную уплату страховых взносов за названные периоды, фонд обратился в арбитражный суд только в апреле 2009 года.
В этой связи оснований для удовлетворения требований фонда и взыскания с администрации Оричевского района Кировской области пеней за несвоевременную уплату взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000, 2002 - 2003, начисленных по состоянию на 01.01.2009 в сумме 1 215 637 рублей 64 копейки у суда первой инстанции не имелось.
Арбитражный суд Кировской области правомерно отказал Государственному некоммерческому финансово-кредитному учреждению Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования в удовлетворении заявленных требований по той причине, что заявление о взыскании долга было предъявлено фондом в суд за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
На основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 24.07.2009 по делу N А28-5434/2009-119/33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.Н. Лобанова |
Судьи |
Л.И. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5434/2009
Истец: Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Администрация Оричевского района
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4153/2009