г. Киров
17 сентября 2009 г. |
Дело N А28-5433/2009-118/33 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Перевощиковой Т.В. - по доверенности от 06.04.2009,
представителя ответчика: Царегородцевой Г.А. по доверенности от 01.06.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.07.2009 по делу N А28-5433/2009-118/33, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.,
по заявлению Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования
к Администрации Яранского муниципального района Кировской области
о взыскании 1 074 028 рублей 33 копеек пеней,
установил:
Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Администрации Яранского муниципального района Кировской области 1 074 028 рублей 33 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе:
- 173 505 рублей 58 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000 год, начисленных за период с 01.10.2002 по 22.06.2004;
- 104 495 рублей 68 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за 2001 год, начисленных за период с 01.10.2002 по 27.10.2004;
- 606 567 рублей 47 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за 2002 год, начисленных за период с 01.10.2002 по 29.04.2005;
- 189 459 рублей 60 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за 2003 год, начисленных за период с 28.01.2003 по 30.06.2005.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд не согласился с принятым судебным актом и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что в пункте 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" имеются ввиду плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан; страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан не являются налогом. Ссылаясь на статьи 2, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статью 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" и Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, Фонд указывает на нарушение Администрацией сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за 2000 - 2003 годы и наличие у Администрации задолженности по уплате пеней по состоянию на 01.01.2009 в сумме 1 074 028 рублей 33 копеек.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу Фонда, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Фонда и Администрации поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с несвоевременной уплатой Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000-2003 годы, Фонд направил Администрации требование от 01.01.2009 N 5 с предложением погасить в срок до 02.02.2009 числящуюся по состоянию на 01.01.2009 задолженность по пеням по этим страховым взносам в сумме 1 074 028 рублей 33 копеек (лист 15).
Неисполнение Администрацией указанного требования послужило основанием для обращения Фонда в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с Администрации 1 074 028 рублей 33 копеек пеней.
Отказывая Фонду в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кировской области руководствовался пунктом 1 статьи 3, пунктом 1 статьи 45, пунктами 3 и 11 статьи 48, пунктом 1 статьи 70, статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 26 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год", пунктами 3, 5, 7, 8, 12 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и пришел к выводу о том, что заявление Фонда о взыскании с Администрации 1 074 028 рублей 33 копеек пеней предъявлено в арбитражный суд за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) страхователем при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются местная администрация (органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления).
Согласно статье 17 указанного Закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение). Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
В пункте 3 Положения установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В силу пункта 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки (пункт 7 Положения).
Из приведенных пунктов Положения следует, что органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков страховых взносов.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
Данные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 13571/03.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Следовательно, Фонд по результатам проверки мог взыскивать недоимку и пени только за три года, предшествовавшие году проведения проверки.
Согласно статье 88 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Как видно из материалов дела, Администрацией в 2009 году не представлялись расчеты по страховым взносам за 2000 - 2003 годы; акт камеральной проверки Фондом в материалы дела не представлен.
Таким образом, ссылка заявителя в расчетах пеней (листы 20-22) на то, что расчеты пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за 2001 - 2003 годы, произведены по акту камеральной проверки, является необоснованной и не позволяет начинать исчислять сроки для взыскания пеней в 2009 году.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщик в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Пунктом 3 статьи 48 Кодекса определено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 Кодекса).
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Сроки, указанные в пункте 3 статьи 48 Кодекса, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Пропуск срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога и пеней.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Кировской области от 22.01.2003 по делу N А28-8837/02-301/14 утверждено мировое соглашение, заключенное между Государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением Кировским областным территориальным фондом медицинского страхования и Администрацией Яранского района Кировской области (листы 68 - 72), по которому Администрация обязуется уплатить Фонду недоимку по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени за период с 01.01.2000 по 30.09.2002 в сумме 2 893 222 рублей по утвержденному графику, а именно в срок до января 2005 года.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 04.08.2004 (с учетом определения суда от 25.04.2005 об исправлении опечатки) Администрации была предоставлена рассрочка исполнения определения от 22.01.2003 - срок погашения задолженности по взносам и пени установлен - декабрь 2005 года (листы 73 - 76).
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачены Администрацией за 2000 год - 22.06.2004, за 2001 год - 27.10.2004, за 2002 год - 29.04.2005, за 2003 год - 30.06.2005.
Данные обстоятельства Фондом не оспариваются; полная уплата взносов за 2000 - 2003 годы отражена в расчетах пеней, предъявленных к взысканию Фондом по настоящему делу (листы 112-118).
Спорные суммы пеней, предъявленные к взысканию по настоящему делу, начислены на эти страховые взносы за 2000 - 2003 годы за периоды просрочки уплаты страховых взносов по даты их уплаты, указанные выше, за каждый расчетный период.
Таким образом, о наличии задолженности по пеням, за взысканием которых Фонд обратился в арбитражный суд в рамках настоящего дела, заявителю было известно не позднее дня, когда была полностью погашена задолженность по страховым взносам за 2000 - 2003 годы. Следовательно, сроки для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о взыскании пеней подлежат исчислению в отношении страховых взносов за 2000 год с 22.06.2004, за 2001 год с 27.10.2004, за 2002 год с 29.04.2005, за 2003 год не позднее, чем с даты окончания расчетного периода (31.12.2003). С указанных дат в течение трех месяцев Фонд имел возможность направить Администрации требование об уплате спорных пеней, в случае неисполнения которого в установленный срок Фонд в течение шести месяцев вправе был обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной задолженности.
Фактически требование об уплате пеней направлено Фондом в адрес Администрации в январе 2009 года. До указанного периода требования об уплате пеней, начисленных на рассматриваемую задолженность по страховым взносам за 2000 - 2003 годы, Фондом не выставлялись, сведения об этом в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, учитывая сроки, установленные Кодексом для направления требования об уплате задолженности, принимая во внимание, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание задолженности, суд апелляционной инстанции приходит выводу о том, что заявление о взыскании с Администрации 1 074 028 рублей 33 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 - 2003 годы Фонд направил в Арбитражный суд Кировской области 27.04.2009, то есть за пределами установленного налоговым законодательством срока.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.07.2009 по делу N А28-5433/2009-118/33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И.Черных |
Судьи |
Л.Н.Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5433/2009
Истец: Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Администрация Яранского района
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4154/2009