г.Киров
28 сентября 2009 г. |
Дело N А29-3870/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2009 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Губиной Л.В., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Самуйловым С.В.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от ответчика: Буняка В.И. - руководителя по протоколу N 1 от 13.11.2007,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.08.2009 по делу N А29-3870/2009, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Воркутинская тепловая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство"
третье лицо: открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" в лице филиала "Комитеплосбыт"
о взыскании 23 369 965,65 руб.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Воркутинская тепловая компания" (далее ООО "ВТК", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее ООО "СЖКХ", ответчик, заявитель).
Предметом иска явилось требование о взыскании задолженности за услуги по передаче тепловой энергии по договору теплоснабжения.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 309, 310, 547, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Из искового заявления следует, что между сторонами и открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 9" в лице филиала "Комитеплосбыт" (далее - ОАО "ТГК-9", третье лицо) заключен трехсторонний договор энергоснабжения, где ОАО "ТГК-9" выступает в качестве энергоснабжающей организации, ООО "ВТК" - транспортирующей организации, ООО "СЖКХ" - абонента. На основании агентского договора ОАО "ТГК-9" действует от имени истца. Услуги по передаче энергии оказаны истцом. Задолженность ответчика за период с 01.06.2008 по 31.12.2008 составила 23 369 965,65 руб.
В суде первой инстанции ответчик требования не признал и указал, что свои обязательства исполнил посредством заключения агентского договора с ОАО "ТГК-9", которое должно было осуществить сбор и перечисление денежных средств истцу.
Определением арбитражного суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ОАО "ТГК-9". Третье лицо в отзыве указало, что абонентом и должником истца является ответчик.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.08.2009 иск удовлетворен полностью. С ООО "СЖКХ" в пользу ООО "ВТК" взыскано 23 369 965,65 руб. долга и 100 000 руб. государственной пошлины. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 12 580,94 руб. возвращена истцу. Суд исходил из того, что истец выполнил условия договора надлежащим образом. В свою очередь ответчик условия договора нарушил и не оплатил истцу оказанные услуги. Размер взыскиваемой суммы доказан.
Не согласившись с принятым решением, ООО "СЖКХ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию в материалах дела трехсторонних актов, являющихся, по мнению заявителя в силу пунктов 6.1.1, 8.3, 8.11 и 10.3 договора, единственным достоверным доказательством объема оказанных услуг.
Заявитель указал на свое несогласие с расчетом задолженности.
Кроме того, заявитель, основываясь на пунктах 8.9 и 9.5 договора и статьях 313, 391 ГК РФ, указал, что обязанность по сбору платежей с граждан и перечислению их ответчику в счет оплаты оказанных услуг в силу агентских правоотношений лежит на ОАО "ТГК-9". На счет последнего в спорный период поступала оплата от граждан. По мнению заявителя, энергоснабжающая организация взяла на себя обязательства перед транспортирующей организацией выступать в роли должника за абонента.
Также заявитель не согласился со взысканием государственной пошлины в размере 100 000 руб. и указал, что поскольку истцом государственная пошлина уплачена в большем размере (на 12 580,94 руб.), то взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина за вычетом из 100 000 руб. этой суммы, то есть 87 419,06 руб.
ООО "ВТК" и ОАО "ТГК-9" в отзывах на апелляционную жалобу решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 03.08.2009 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. ОАО "ТГК-9" просило рассмотреть жалобу без участия своих представителей. В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что ООО "СЖКХ" является управляющей компанией и приобретает коммунальные ресурсы для оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилых домах, указанных в приложениях к договору энергоснабжения. Приборы учета тепловой энергии и теплоносителя на объектах абонента (ООО "СЖКХ") отсутствуют.
Факт получения тепловой энергии заявитель не отрицал, но с наличием задолженности не согласился. При этом представитель заявителя указал, что ОАО "ТГК-9", являясь одновременно агентом и истца, и ответчика, собирает платежи за коммунальные услуги с граждан, рассчитывая размер платы по тарифам и нормативам, установленным для граждан. Плата за коммунальные услуги не предусматривает выделение расходов на транспортировку в качестве отдельной составляющей. Собранные деньги ОАО "ТГК-9" перераспределяет между собой и ООО "ВТК". Принцип, по которому происходит перераспределение, в трехстороннем договоре не заложен.
Требования ООО "ВТК" основаны на расчетных величинах потребленного коммунального ресурса и тарифе транспортирующей организации. В силу статуса ответчика объем его денежных обязательств не может превышать суммарный объем обязательств конечных потребителей коммунальных услуг. В отношениях между поставщиком и получателем коммунальных ресурсов для нужд граждан не должно быть третьего лица - транспортирующей организации. ОАО "ТГК-9" должно урегулировать отношения по доставке коммунального ресурса самостоятельно. Затраты на транспортировку включаются в тариф энергоснабжающей организации.
Заявитель указал на ничтожность трехстороннего договора от 1 января 2008 года в части, касающейся отношений с истцом. По мнению заявителя, законодательство не предусматривает такой схемы взаимоотношений.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
1 января 2008 года между ОАО "ТГК-9" (энергоснабжающая организация), ООО "ВТК" (транспортирующая организация) и ООО "СЖКХ" (абонент) заключен договор энергоснабжения N 71766, по условиям которого (пункты 1.1, 1.2, 2.3.1, 5.1.1, 6.1.1, 7.1.3 и др.) энергоснабжающая организация обязалась подавать Абоненту тепловую энергию и теплоноситель через сети Транспортирующей организации. Поставка осуществляется для оказания коммунальных услуг гражданам. Транспортирующая организация обязалась по собственным тепловым сетям оказывать услуги по передаче (транспортировке) тепловой энергии и теплоносителя. Абонент обязался оплачивать Энергоснабжающей организации фактически принятый им объем (количество) тепловой энергии и теплоносителя, а Транспортирующей организации - услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя в порядке, сроке и размере, предусмотренном в разделе 8 договора.
В пункте 8.3 договора стороны согласовали, что фактический объем потребленной абонентом теплоэнергии и теплоносителя и объем услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя определяется в соответствии с разделом 4 договора и отражается в актах приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя и оказания услуг по их передаче.
При отсутствии у абонента узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя расчет количества тепловой энергии, подлежащей оплате абонентом, производится энергоснабжающей организацией в соответствии с разделом V "Правил учета и отпуска тепловой энергии" ПР 34-70-010-85 (подпункт "в" пункта 4.1 договора).
Как следует из пункта 8.3 договора, фактическая цена услуг транспортирующей организации по передаче тепловой энергии и теплоносителя определяется как произведение фактического объема тепловой энергии и теплоносителя, поданного по договору, и тарифа на передачу данных энергоресурсов.
Из пунктов 8.1 и 8.9 договора следует, что в течение месяца, следующего за расчетным периодом, абонент обязан произвести оплату за тепловую энергию, теплоноситель и услугу по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
В пункте 8.11 договора стороны также предусмотрели в дополнение к актам, указанным в пункте 8.3, подписание трехстороннего акта приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя за предыдущий период. Здесь же стороны установили, что при непоступлении от абонента подписанного им акта в течение пяти календарных дней со дня его получения от ОАО "ТГК-9", акт считается принятым абонентом.
На основании пункта 9.5 договора ООО "СЖКХ" и ОАО "ТГК-9" обязались впоследствии заключить агентский договор, в силу которого последнее брало бы на себя права и обязанности по сбору коммунальных платежей от имени ООО "СЖКХ" и расчету за него за услуги по теплоснабжению и передаче тепловой энергии.
На основании агентских договоров с каждой из сторон от 01.12.2007 и 01.01.2008 ОАО "ТГК-9" выполняет функции по сбору платежей с населения и расчетам за энергопоставку.
В период с июня по декабрь 2008 года транспортирующая организация оказала абоненту услуги по передаче тепловой энергии. Факт пользования этими услугами не оспаривается ответчиком. В подтверждение объема оказанных услуг истец представил в суд акты приемо-передачи тепловой энергии и теплоносителя:
- N 190/71766/4486 от 30.06.2008 - передано за июнь 2008 г. 9868,89 Гкал;
- N 190/71766/5048 от 31.08.2008 - передано за август 2008 г. 908,27 Гкал;
- N 190/71766/5750 от 30.09.2008 - передано за сентябрь 2008 г. 11270,64 Гкал;
- N 190/71766/6527 от 31.10.2008 - передано за октябрь 2008 г. 11624,53 Гкал;
- N 190/71766/7330 от 30.11.2008 - передано за ноябрь 2008 г. 14324,01 Гкал;
- N 190/71766/8173 от 31.12.2008 - передано за декабрь 2008 г. 14939,79 Гкал.
Данные акты составлены ОАО "ТГК-9" и не подписаны ООО "СЖКХ". Факт получения этих актов ответчиком истец подтверждает отметками на счетах-фактурах и письмом ОАО "ТГК-9" от 29.04.2009 N 94-601/186. В последнем также указывается и на получение ответчиком "актов приемо-передачи за услугу по транспорту т/э" за июнь-декабрь 2008 г. Сведения о количестве переданной тепловой энергии подтверждены расчетом ОАО "ТГК-9", представленным в суд. Расчет произведен по формулам исходя из тепловых нагрузок и фактических температур.
Транспортирующая организация предъявила к оплате следующие счета - фактуры:
- N 71766/3775 от 30.06.2008 на сумму 3665122,18 руб.,
- N 71766/4860 от 31.08.2008 на сумму 337314,59 руб.,
- N 71766/5552 от 30.09.2008 на сумму 4182363,63 руб.,
- N 71766/6312 от 31.10.2008 на сумму 4317134,23 руб.,
- N 71766/7096 от 30.11.2008 на сумму 5319670,89 руб.,
- N 71766/7913 от 31.12.2008 на сумму 5548360,13 руб.
По заявлению истца, эти счета ответчиком не оплачены, что и явилось поводом для обращения в суд.
В материалы дела представлены отчеты агента (ОАО "ТГК-9") и его пояснения, изложенные в отзывах на иск и апелляционную жалобу. Из этих объяснений следует, что поскольку от принципала не поступало поручений по распределению и погашению задолженности по транспортировке теплоэнергии определенным образом, денежные средства, поступавшие от граждан, агент засчитывал в счет погашения обязательств по ранее возникшему долгу.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Гражданские права и обязанности возникают из договоров.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 ГК РФ кодекса Российской Федерации).
Из статей 421 и 422 ГК РФ следует, что юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон. Исключение составляют случаи, когда содержание соответствующего условия предписано правовыми актами. В этом случае договор должен соответствовать императивным нормам, установленным правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Как следует из указанных выше доказательств, спор возник из отношений по расчетам за коммунальные ресурсы. Коммунальные ресурсы определяются как - "холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг" (пункт 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, далее Правила N 307).
В силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.
В Правилах N 307, утвержденных Правительством Российской Федерации на основании статьи 157 ЖК РФ, определен статус всех субъектов правоотношений, начиная от купли-продажи коммунальных ресурсов и заканчивая конечным потребителем:
- "ресурсоснабжающая организация" - продавец коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг;
- "исполнитель" - лицо, оказывающее коммунальные услуги (в том числе управляющая организация);
- "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из пункта 8 Правил N 307 следует, что договор о приобретении коммунальных ресурсов заключается с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами. При этом условия этого договора не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирными домами может осуществляться управляющей организацией. Из статьи 162 ЖК РФ следует, что помимо прочего в обязанности управляющей организации входит предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Услуги предоставляются за плату.
Структура платы, взимаемой с жильцов, установлена в статье 154 ЖК РФ. Из части 4 этой статьи следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение).
Из статьи 155 ЖК РФ и пункта 14 Правил N 307 следует, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно. Если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем горячей воды и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (пункт 15 Правил N 307). При применении тарифов, включающих в себя две и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих (пункт 17 Правил N 307).
На основании частей 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Оплата производится по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 57 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109) тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
- средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
- стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Тариф на тепловую энергию для собственников жилищного фонда в г. Воркуте и уполномоченных ими организаций, приобретающих коммунальный ресурс для последующей реализации населению (для отопления жилищного фонда), установлен приказом Службы Республики Коми по тарифам от 06.11.2007 N 53/5 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Территориальная генерирующая компанияN 9" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми". Здесь же указано, что тариф определен по сумме двух слагаемых: стоимости единицы тепловой энергии и стоимости услуг по ее передаче.
Из указанных выше правовых норм следует, что в правоотношениях по поставке и реализации коммунальных ресурсов субъекты энергопоставки имеют особенный статус, урегулированный нормами жилищного законодательства. Ответчик является исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) и приобретает коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации (ОАО "ТГК-9") для последующей его реализации населению в виде коммунальных услуг. Поставка коммунального ресурса исполнителю осуществляется в рамках двусторонних отношений с ресурсоснабжающей организацией. С ней же и производится полный расчет (в том числе и по транспортной составляющей). Приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным для граждан.
Исходя из характера предоставляемых услуг (приобретение ресурса не в целях перепродажи), статуса ответчика (исполнитель коммунальных услуг), нормативных требований о порядке определения цен на коммунальные услуги следует, что объем обязательств исполнителя коммунальных услуг перед контрагентами не может превышать суммарный объем обязательств конечных потребителей услуг (граждан).
Расчет задолженности составлен истцом на основании сведений об объемах поставленного коммунального ресурса без учета указанных выше требований жилищного законодательства. К тому же из материалов дела (отчетов агента) усматривается, что потребители услуг (граждане) ежемесячно производили оплату коммунальных услуг, в том числе и в спорный период.
Истцом не представлен расчет потребления тепловой энергии и теплоносителя, составленный на основании нормативов и тарифов, установленных для граждан. Учитывая наличие агентских отношений между каждой из сторон и ОАО "ТГК-9", истец располагал исчерпывающей и достоверной информацией для представления такого расчета в суд.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих произведенный им расчет. Помимо указанного выше истцом не доказан и тот факт, что стоимость его услуг не была включена в тариф на коммунальные ресурсы, поставляемые ОАО "ТГК-9".
При таких обстоятельствах методика расчета задолженности, предложенная истцом, а значит и сумма иска не могут быть признаны обоснованными.
В силу изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец уплатил государственную пошлину в размере 112 580,94 руб. (платежные поручения N 416 от 07.11.2008 и N 721 от 22.02.2009). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей уплате по данному делу, составляет 100 000 руб. Согласно статье 333.40 того же кодекса излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату. Поскольку в удовлетворении иска отказано, судебные расходы, сложившиеся из расходов на государственную пошлину в размере 100 000 руб., остаются на истце.
Поскольку данное постановление принято в пользу заявителя апелляционной жалобы, то согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные им, возмещаются за счет истца.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.08.2009 по делу N А29-3870/2009 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Обществу с ограниченной ответственностью "Воркутинская тепловая компания" в удовлетворении иска отказать.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Воркутинская тепловая компания" справку на возврат из федерального бюджета 12 580 руб. 94 коп. излишне уплаченной государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Воркутинская тепловая компания" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство" 1000 руб. в счет возмещения судебных расходов, связанных с рассмотрением апелляционной жалобы. Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3870/2009
Истец: открытое акционерное общество ТГК N9 Филиал Комитеплосбыт, общество с ограниченной ответственностью Воркутинская тепловая компания
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью Северное Жилищно-Коммунальное хозяйство
Третье лицо: открытое акционерное общество ТГК-9
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13196/10
16.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13196/10
27.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-3870/2009
19.02.2010 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-205/2010
18.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-3870/2009
28.09.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4342/2009