г. Красноярск
01 февраля 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" февраля 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Шошина П.В., Гуровой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тахтараковой Ж.В.,
при участии:
от Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия: Лаптева Н.В. - представитель по доверенности от 09.01.2008;
от государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Хакасское протезно-ортопедическое предприятие": Русалева И.В. - представитель по доверенности от 17.01.2007; Дуденко С.Г. - представитель по доверенности от 17.01.2008г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "29" октября 2007 года по делу N А74-2170/2007, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия "Хакасское протезно-ортопедическое предприятие" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, Фонду социального страхования Российской Федерации о взыскании 428 645 руб. основного долга по контрактам N 07/017 от 23.01.2006, N 07/079 от 09.02.2006г.
Определением от 07.09.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Определением от 01.10.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.10.2007г. иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва за счет казны Российской Федерации, в пользу государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Хакасское протезно-ортопедическое предприятие", г. Черногорск взыскано 428 645 руб. убытков, возникших в связи с неисполнением Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", в рамках государственных контрактов N 07/017 от 23.01.2006, N 07/079 от 09.02.2006г. В удовлетворении иска за счет государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан, и Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Москва отказано. Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия "Хакасское протезно-ортопедическое предприятие" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 10 072 руб. 90 коп.
Не согласившись с указанным решением, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.10.2007 отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая на следующее:
- Министерство финансов Российской Федерации стороной по государственным контрактам N 07/017 от 23.01.2006, N 07/079 от 09.02.2006г. не является, следовательно, в силу статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные государственные контракты не создают обязанностей для Минфина России, в связи с чем последний не может выступать ответчиком по данному делу;
- поскольку документов финансовых органов, проводивших проверку в соответствии со статьями 265 - 273 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подтверждающих использование денежных средств, выделенных Фонду социального страхования Российской Федерации, по целевому назначению суду не представлено, то нельзя признать обоснованным вывод суда, что денежные средства использованы полностью и по целевому назначению;
- в правоотношениях по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (за исключением зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями выступают исполнительные органы Фонда социального страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации, как орган осуществляющий финансирование указанных расходов;
- судом первой инстанции не дана правовая оценка доказательству, представленного Министерством финансов Российской Федерации - письму от 27.06.2007 N 12-07-11/3228, направленному в Фонд социального страхования Российской Федерации о том, что Фонд вправе произвести оплату технических средств реабилитации, поставленных в 2006 году, за счет средств, предусмотренных Фонду на указанные цели на 2007 год.
Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия "Хакасское протезно-ортопедическое предприятие" в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.10.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, в связи с тем, что:
- в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", Федеральным законом "О ветеранах" обязательства по указанным контрактам не носят исключительно договорный характер и не подлежат урегулированию в составе лиц, ограниченном сторонами договора, учитывая, что государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия является государственным заказчиком и при оплате технических средств реабилитации использует не собственные средства, а средства федерального бюджета, в связи с чем, привлечение Министерства финансов Российской федерации в качестве ответчика законно и обоснованно;
- согласно пункту 5.17 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 и пункта 5.6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 30.06.2004 N 329, полномочиями главных распорядителей средств федерального бюджета наделены именно Федеральное казначейство и Министерство финансов Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела:
Между государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (Заказчик) и государственным унитарным предприятием Республики Хакасия "Хакасское протезно-ортопедическое предприятие" (Исполнитель) подписаны государственные контракты:
- N 07/017 от 23.01.2006 года на оказание услуг по обеспечению инвалидов средствами технической реабилитации (тростями опорными и тактильными, костылями, опорами), согласно которому исполнитель обязуется по направлению Заказчика обеспечить инвалидов средствами технической реабилитации (далее изделия), а Заказчик обязуется обеспечить оплату предоставленных товаров в размерах и сроки, предусмотренные условиями настоящего договора (л.д. 16, т.1). Пунктом 4.1.3 контракта предусмотрено, что Исполнитель обязуется оказывать услуги и реализовывать свою продукцию в соответствии с ассортиментом изделий, отраженным в Приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего контракта (л.д. 22, т.1);
- N 07/079 от 09.02.2006 года на оказание услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, согласно которому Исполнитель обязуется по направлению Заказчика обеспечить протезами, кроме эндопротезов, ортезами, ортопедической обувью (далее изделия) инвалидов и протезами, кроме эндопротезов, ортезами ветеранов, а Заказчик обязался оплатить изделия в соответствии с условиями настоящего контракта (л.д. 45, т.1). Пунктом 2.2 контракта предусмотрено, что стоимость и перечень изделий определяется согласно Приложению N 1, являющемуся неотъемлемой частью настоящего контракта (л.д. 49, т.1).
Из представленных в материалы дела, накладных, реестров (л.д. 24-44, 52-82, т.1) следует, что на основании направлений Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в 2006 году, государственное унитарное предприятие Республики Хакасия "Хакасское протезно-ортопедическое предприятие" изготовило и отпустило инвалидам и ветеранам технические средства реабилитации, а именно трости, протезы, протезно-ортопедические изделия.
Согласно представленным в материалы дела:
- счету N 101 от 20.11.2006, в рамках контракта N 07/017 от 23.01.2006 изготовлены и выданы трости на сумму 6 205 руб., оплату произвели в сумме 3 260 руб. по счетам 101/1 и 101/2, таким образом, задолженность составила 2 945 руб.;
- счетам N 93а от 25.10.2006, N 104 от 27.11.2006, N 105 от 27.11.2006, в рамках контракта N 07/079 от 09.02.2006 изготовлены и выданы протезы и ортопедическая обувь на сумму 727 355 руб. 45 коп. из которых оплачено 301 655 руб. 45 коп. по счетам N 93а/1 и N 104/1, следовательно задолженность составила 425 700 руб.
Ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам N 07/017 от 23.01.2006, N 07/079 от 09.02.2006 послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьями 10, 11 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг (в котором указаны в качестве технических средств реабилитации трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни, протезы, ортезы, ортопедическая обувь), предоставляемых инвалиду, за счет средств федерального бюджета. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вместе с тем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1254 от 14.11.1999 Положением о финансировании расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов, установлено, что такие расходы финансируются за счет средств федерального бюджета.
Статьями 14 - 19 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки, касающиеся обеспечения отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями.
Вывод суда первой инстанции о том, что обязательства по обеспечению инвалидов, ветеранов техническими средствами реабилитации являются расходными обязательствами федерального бюджета (Российской Федерации), является правомерным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что между государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (Заказчик) и государственным унитарным предприятием Республики Хакасия "Хакасское протезно-ортопедическое предприятие" (Исполнитель) подписаны государственные контракты: N 07/017 от 23.01.2006 года и N 07/079 от 09.02.2006 года, согласно которым исполнитель обязался по направлению Заказчика обеспечить инвалидов средствами технической реабилитации, а Заказчик обязался обеспечить оплату предоставленных товаров за счет средств федерального бюджета.
Пунктами 4.2.1 указанных контрактов предусмотрено, что заказчик обязался производить оплату в течение пяти рабочих дней после предоставления исполнителем реестров со всеми необходимыми документами, а именно: бланки-заказы, счета, счета-фактуры, расходные накладные, калькуляция, документы, подтверждающие получение инвалидом, ветераном изделий
Во исполнение условий данных контрактов по направлениям регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия истцом изготовлены и выданы инвалидам и ветеранам трости на сумму 6 205 руб. в рамках контракта N 07/017 от 23.01.2006. Оплата произведена в сумме 3 260 руб. по счетам 101/1 и 101/2, задолженность составила 2 945 руб. По счетам N 93а от 25.10.2006, N 104 от 27.11.2006, N 105 от 27.11.2006, в рамках контракта N 07/079 от 09.02.2006 изготовлены и выданы протезы и ортопедическая обувь на сумму 727 355 руб. 45 коп. из которых оплачено 301 655 руб. 45 коп. по счетам N 93а/1 и N 104/1. Задолженность составила 425 700 руб. Общий размер задолженности за изготовленные истцом и отпущенные гражданам в 2006 году средства технической реабилитации составил сумму 428 645 руб. , что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В материалы дела не представлены доказательства оплаты ответчиком средств технической реабилитации на указанную сумму. Не выполнение обязательств по контрактам N 07/017 от 23.01.2006, N 07/079 от 09.02.2006. ответчики мотивируют недостаточностью финансирования указанных расходов.
Согласно выписке из финансового отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год (л.д. 139-141, том N 1) на финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, были утверждены расходы на сумму 5 129 794 000 руб. Исполнение данных расходов составило 5 130 364 067 руб. 21 коп.
Государственным учреждением - региональным отделением ФСС РФ по Республике Хакасия представлен финансовый отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2006 год (л.д. 28, 29 том N 2) согласно которому средства федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий были выделены в размере 13 590 400 руб., а израсходованы в размере 13 590 351 руб. 78 коп. Таким образом, средства, выделенные из федерального бюджета на указанные цели, были полностью израсходованы.
В письмах от 19.04.2006 (л.д. 109 т.1) и от 18.07.2006 (л.д. 114, т.1) Фонд социального страхования Российской Федерации обращался в Министерство здравоохранения и социального развития с просьбой о выделении дополнительно в 2006 году ассигнований в размере 2 739, 2 млн. руб. Основанием указывался тот факт, что ассигнования на 2006 год формировались на основании перечня технических средств реабилитации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 1343-р., тогда как Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р указанный перечень был расширен. Кроме того, на 25 % произошел рост количества инвалидов, имеющих право на обеспечение технических средств реабилитации в 2005 - 2006 гг. С аналогичными письмами обратился Фонд в Министерство финансов Российской Федерации.
В представлении счетной палаты Российской Федерации от 08.05.2007 (л.д. 1, т.2) по результатам проверки установлено, что Фонду социального страхования Российской Федерации было выделено в 2006 году - 5 129, 8 млн. руб., которые были использованы в полном объеме и по целевому назначению, однако остались неудовлетворенными 678,4 тыс. заявок инвалидов, что в 2,1 раза больше, чем в 2005 году. В 2006 году не были удовлетворены бюджетные заявки регионального отделения на общую сумму 1 370, 8 млн.руб. или 30,3% от общей суммы заявленной ими потребности.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исходя из смысла указанной статьи, от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных мер социальной поддержки инвалидам и ветеранам, влечет возникновение у такой организации убытков.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2006 N 4405/06, при заключении государственных контрактов государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. В связи с чем, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование, в данном случае - Российская Федерация.
На основании изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании 428 645 рублей за счёт средств бюджета Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований в отношении государственного учреждения -Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, Фонда социального страхования Российской Федерации отказано судом обоснованно, поскольку последние представили доказательства недостаточности финансирования указанных расходов.
Письмо Министерства финансов РФ от 27.06.2007г. в котором Фонду социального страхования Российской Федерации предоставлено право произвести оплату технических средств реабилитации, поставленных в 2006 году, за счет средств, предусмотренных Фонду на указанные цели на 2007 г. не является нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения, поэтому правомерно не применено судом первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "29" октября 2007 года по делу N А74-2170/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Судьи |
Т.С. Гурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2170/2007
Истец: ГУП РХ "Хакасское протезно-ортопедическое предприятие"
Ответчик: Фонд социального страхования Российской Федерации, Управление федерального казначейства РФ по РХ, Министерство финансов Российской Федерации, ГУ - РО Фонда социального страхования РФ по РХ