г. Красноярск
29 февраля 2008 года
А33-13149/2007-03АП-40/2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Бычковой,
судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - Вашуриной А.В. по доверенности от 22.02.2008 N 1,
общества с ограниченной ответственностью "Бастион-Групп" - Бондаренко Н.В. по доверенности от 09.01.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ачинска Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 28 ноября 2007 года по делу N А33-13149/2007, принятое судьей Гурским А.Ф.,
установил:
администрация города Ачинска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительными решения и предписания от 01 августа 2007 года по делу N 83.
Определением от 06.11.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Бастион-Групп".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2007 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, администрация города Ачинска обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе администрация города Ачинска указывает, что суд первой инстанции необоснованно применил пункты 9 и 10 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.10.2007, поскольку на момент принятия оспариваемых решения и предписания антимонопольный орган не вправе был выдавать обязательные для исполнения предписания. В указанном законе прямо не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации города Ачинска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей антимонопольного органа и третьего лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
На основании жалобы ООО "Бастион-Групп" антимонопольным органом возбуждено дело по факту нарушения администрацией города Ачинска требований и норм законодательства о размещении заказов.
В действиях администрации города Ачинска установлен факт нарушения требований статьи 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что повлекло неправомерное признание победителем открытого конкурса на право выполнения работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения и эвакуации людей при пожаре в здании администрации, участника, предложившего не самые лучшие условия муниципального контракта.
На основании установленных нарушений антимонопольный орган пришел к выводу, что конкурсной комиссией неправомерно производились оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, что привело к нарушению прав и законных интересов участника размещения заказа - ООО "Бастион-Групп".
Антимонопольным органом принято решение от 01.08.2007 N 83, в соответствии с которым, конкурсной комиссии открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения и эвакуации людей при пожаре в здании администрации города Ачинска выдано предписание об устранении нарушения прав и законных интересов участника размещения заказа.
Администрация города Ачинска с решением от 01.08.2007 N 83 и предписанием не согласна, считает их несоответствующими нормам действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы последней, в связи с чем обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения и предписания недействительными.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы ООО "Бастион-Групп" антимонопольным органом принято решение от 01.08.2007 N 83, в котором жалоба признана обоснованной, конкурсной комиссии открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения и эвакуации людей при пожаре в здании администрации города Ачинска выдано предписание об устранении нарушения прав и законных интересов участника размещения заказа.
В качестве подтверждения правомерности принятия оспариваемых решения от 01.08.2007 N 83 и предписания антимонопольный орган должен доказать:
- наличие полномочий на принятие решения и предписания;
- законность решения и предписания.
Арбитражный суд проверяет оспариваемые ненормативные акты на соответствие законодательству, действовавшему на момент их вынесения, и устанавливает, нарушают ли ненормативные правовые акты права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2007, вступившей в силу с 20.02.2007) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Согласно пунктам 5.3.1.12, 5.3.2.4, 5.3.8, 5.3.9 Положения о Федеральной антимонопольной службе, антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- осуществляет контроль и надзор за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов;
- выдает (направляет) обязательные для исполнения предписания заказчику, не являющемуся органом государственной власти Российской Федерации, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, или специализированной организации либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
- осуществляет при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, внеплановые проверки соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов;
- рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и приостанавливает размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Бастион-групп", принятия решения от 01.08.2007 N 83 и предписания конкурсной комиссии открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения и эвакуации людей при пожаре в здании администрации города Ачинска действовал Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в редакции Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ, вступившей в действие с 25.04.2007.
Статья 60 указанного закона регулирует порядок рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по существу.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии рассматривают, в том числе, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральные органы исполнительной власти. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченные органы принимают решение о направлении предложений, о выдаче предписаний, предусмотренных частями 8 и 10 статьи 17 настоящего Федерального закона, о совершении действий, предусмотренных частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной.
Согласно подпункту 3 пункта 10 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при выявлении в результате проведения проверок нарушения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать, в том числе, конкурсной комиссии, в результате действий (бездействия) которой были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2007, вступившей в силу с 20.02.2007) и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ, вступившей в действие с 25.04.2007) антимонопольные органы вправе рассматривать жалобы на действия конкурсной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и выдавать (направлять) обязательные для исполнения предписания.
Как следует из материалов дела, по мнению Администрации города Ачинска, антимонопольный орган при принятии оспариваемых решения и предписания вышел за пределы своих полномочий. Факты выявленных нарушений при проведении конкурса и отраженных в решении от 01.08.2007 N 83 заявителем не оспариваются.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что антимонопольный орган на основании предоставленных ему действующим законодательством полномочий правомерно принял жалобу ООО "Бастион-Групп" на действия конкурсной комиссии, по результатам которой в соответствии с пунктом 6 статьи 60 и пунктом 10 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" признал жалобу обоснованной и выдал конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений прав и законных интересов участника размещения заказа.
В порядке части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольный орган доказал наличие полномочий на принятие и законность оспариваемых решения и предписания.
При рассмотрении арбитражным судом дела о признании ненормативного правового акта недействительным обязательным является установление обстоятельств, свидетельствующих о нарушении данным актом законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем акт.
Из резолютивной части решения от 01.08.2007 N 83 следует, что жалоба ООО "Бастион-Групп" признана обоснованной, решено выдать конкурсной комиссии открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения и эвакуации людей при пожаре в здании администрации города Ачинска предписание об устранении нарушения прав и законных интересов участника размещения заказа.
Предписанием от 01.08.2008 N 83 конкурсной комиссии предписано осуществить размещение заказа на право выполнения работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения и эвакуации людей при пожаре в здании администрации города Ачинска в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для чего пересмотреть итоги открытого конкурса.
Из содержания решения и предписания следует, что антимонопольный орган в целях устранения нарушения прав и законных интересов участника размещения заказа обязал конкурсную комиссию пересмотреть итоги открытого конкурса. При этом, какие-либо права и законные интересы администрации города Ачинска оспариваемыми решением и предписанием не затрагиваются.
В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация города Ачинска не представила доказательств нарушения своих прав и законных интересов.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно применил пункты 9 и 10 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.10.2007, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен, поскольку ошибочное указание в решении суда на редакцию закона, не вступившую в законную силу, не привело к принятию неправильного решения. Положения о полномочиях антимонопольного органа на принятие оспариваемых ненормативных актов имели место в прежней редакции указанного закона от 20.04.2007, вступившей в действие с 25.04.2007.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2007 года по делу N А33-13149/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13149/2007
Истец: Администрация города Ачинска Красноярского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" МВД России, Общество с ограниченной ответственностью "Бастион-Групп"