Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 3 марта 2008 г. N 03АП-307/2008
г. Красноярск
"03" марта 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" марта 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Кирилловой Н.А., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от Отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации Березовского района Красноярского края (ответчика) - Мельник Н.И., руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации Березовского района Красноярского края;
от Прокуратуры Красноярского края (истца) - Андреева А.И., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Красноярского края;
от Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края - Мармалевской А.А., представителя по доверенности от 27 ноября 2007 года N 04-10337;
от общества с ограниченной ответственностью "Дом" (ответчика): Дядичкиной М.А., представителя по доверенности от 3 октября 2007 года;
от Краевого государственного учреждения "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" (третьего лица) - Орешенко А.П., начальника оперативной инспекции по охране зеленой зоны г. Красноярска, действующего на основании доверенности от 18 февраля 2008 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Прокурора Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" декабря 2008 года по делу N А33-11547/2007, принятое судьей Трубачевым И.Г.,
установил:
Прокурор Красноярского края (далее то тексту также истец) обратился в интересах Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края (далее также агентство) в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис", к обществу с ограниченной ответственностью "ДОМ", к Отделу по управлению муниципальным имуществом Администрации Березовского района Красноярского края о признании недействительными в силу ничтожности:
- заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского района Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" договора от 28 декабря 2005 года N 487 купли- продажи земельных участков площадью 234624 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0001, площадью 5342 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0003, площадью 5696 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0002, площадью 61 кв. м с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0004, площадью 4948 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0005, площадью 10 кв. м с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0006, расположенных по адресу: Красноярский край, Березовский район, урочище "Есаульский бор";
- заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" и обществом с ограниченной ответственностью "ДОМ" договора от 1 марта 2006 года купли- продажи земельных участков площадью 234624 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0001, площадью 5342 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0003, площадью 5696 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0002, площадью 61 кв. м с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0004, площадью 4948 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0005, площадью 10 кв. м с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0006, расположенных по адресу: Красноярский край, Березовский район, урочище "Есаульский бор".
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2007 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Краевое государственное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориями Красноярского края" и Березовский отдел Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29 октября 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю.
Решением арбитражного суда Красноярского края то 28 декабря 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Прокурор Красноярского края обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11547/2007 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению Прокурора Красноярского края, обжалуемое решение является незаконным и необоснованным. Законодателем установлен прямой запрет на отчуждение земель особо охраняемых природных территорий, что следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и пункта 7 Закона Красноярского края от 28 сентября 1995 года N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае". В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Красноярского края "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" зеленая зона г. Красноярска является особо охраняемой природной территорией краевого значения. Особо охраняемые природные территории краевого значения определяются Советом администрации края. Постановлением администрации Красноярского края от 26 ноября 1997 года N 644-П утверждено Положение о пригородной зеленой зоне г. Красноярска, в разделе 2 которого установлены местоположение, площадь и границы пригородной зеленой зоны, расположенной на территории пяти административно-территориальных образований: Балахтинского, Березовского, Емельяновского, Манского районов и г. Дивногорска. Согласно кадастровым планам, спорные земельные участки отнесены к категории земель особо охраняемых территорий. Согласно сведениям краевого государственного учреждения "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края", изложенным в письме на имя и.о. прокурора Березовского района от 15 мая 2007 года N 332/03-06, вышеназванные земельные участки расположены в урочище "Есаульский бор" Березовского района и находятся на территории пригородной зеленой зоны г. Красноярска. В виду изложенного, земельные участки, проданные по сделкам от 28 декабря 2005 года N 487 и от 1 марта 2006 года не подлежали приватизации, так как они входят в пригородную зеленую зону г. Красноярска, являющуюся особо охраняемой природной территорией краевого значения, в границах которой приватизация земельных участков запрещена. Кроме того, по протесту прокурора Березовского района постановление администрации от 22 декабря 2005 года N 1024 о предоставлении земельных участков в собственность общества с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" отменено администрацией Березовского района на основании постановления от 22 июня 2006 года N 207.
Истец также не согласен с выводом суда первой инстанции о невозможности применения Постановления администрации Красноярского края "О пригородной зеленой зоне г. Красноярска", поскольку оно не было опубликовано. По мнению истца, суд не учел, что Постановление "О пригородной зеленой зоне г. Красноярска" принято в соответствии с Законом Красноярского края "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае", в части 11 статьи 1 которого прямо указано об отнесении зеленой зоны г. Красноярска к особо охраняемым природным территориям краевого значения, данный закон был опубликован для всеобщего сведения в газете "Красноярский рабочий" N N 195-196 от 14 октября 1995 года. Само Постановление о пригородной зеленой зоне г. Красноярска адресовано органам власти, предназначено для определения ими соответствующих границ на местности и не содержит каких-либо правовых норм, затрагивающих права и свободы граждан, поскольку особенности режима пригородной зеленой зоны г. Красноярска установлены Законом Красноярского края "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае".
Определением третьего арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2008 года апелляционная жалоба Прокурора Красноярского края принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 29 февраля 208 года.
В судебное заседание представители общества с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис", Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю и Березовского отдела Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления о вручении почтового отправления N 66000017335559, N66000017335504, 66000017335566), не прибыли, отзывы на апелляционную жалобу суду не представили.
От общества с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" суду поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя общества.
В силу частей 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных выше лиц.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края представитель отзыв на апелляционную жалобу, в котором согласен с доводами истца и считает требования Прокурора Красноярского края подлежащими удовлетворению, а обжалуемое решение - отмене.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Дом" также представил суду отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указывает на следующие обстоятельства. Земли особо охраняемых природных территорий являются только одним из самостоятельных видов в категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Реализовав полномочия, предоставленные пунктом 5 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация Красноярского края определила земли пригородной зеленой зоны землями как особо охраняемую природную территорию краевого значения. Постановлением администрации Красноярского края от 26 ноября 1997 года N 644-П утверждено Положение о пригородной зеленой зоне г. Красноярска.
Земельные участки, расположенные по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, на территории района в урочище "Есаульский бор", имеют категорию земель особо охраняемые территории (сведения ГЗК), указанную в кадастровых планах, не относятся к землям лесного фонда и не являются землями особо охраняемых природных территорий, оборот которых ограничен в силу требований статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. В отношении спорных земельных участков решения об отнесении к землям особо охраняемых природных территорий краевого значения не принималось. В материалах дела имеются выписки из государственного земельного кадастра, которые содержат сведения о категории земельного участка - земли особо охраняемых территорий и объектов, и не содержат сведений о переводе данных земельных участков в категорию земель особо охраняемых природных территорий.
Следовательно, спорные земельные участки не являются землями особо охраняемыми природными территориями краевого значения. Учитывая изложенное, пункт 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежит применению. Таким образом, администрация Березовского района действовала в пределах, предоставленных ей законом полномочий.
Постановление администрации Березовского района Красноярского края от 22 июня 2006 года N 207 "Об отмене постановления администрации Березовского района от 22.12.2005г. N 1024 "О предоставлении земельных участков на праве собственности ООО "Красноярскавиасервис" для эксплуатации и обслуживания объектов" является недействительным, поскольку не соответствует требованиям закона - Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Красноярского края от 28 сентября 1995 года N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях" и нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Постановление администрации Красноярского края от 26 ноября 1997 года N 644-П, которым утверждено Положение о пригородной зеленой зоне г. Красноярска, устанавливает права и обязанности для неопределенного круга лиц и должен быть опубликован, однако данное постановление опубликовано не было и, следовательно, не может считаться вступившим в законную силу, использоваться в качестве нормативного акта и не может влечь правовых последствий.
Представитель Отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации Березовского района Красноярского края также считает законным обжалуемое истцом решение, поскольку Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Березовского района оспариваемый договор купли-продажи от 28 декабря 2005 года N 487 был заключен на законных основаниях. Спорные земельные участки относятся в соответствии с пунктом 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий рекреационного назначения, которые не изъяты и не ограничены в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. На момент заключения договоров купли-продажи земельных участков общество с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" имело в собственности зарегистрированные в установленном порядке объекты недвижимости, расположенные на этих земельных участках. В выписках государственного земельного кадастра, выданных Березовским районным филиалом ФГУ ЗКП по Красноярскому краю от 22 марта 2002 года, отсутствуют сведения о принадлежности спорных земельных участков к пригородной зеленой зоне г.Красноярска, что свидетельствует об отсутствии зарегистрированных ограничений на земельные участки, расположенные в Березовском районе, в урочище "Есаульский бор".
Информация, содержащаяся в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий, предоставляется в форме выписки по каждой особо охраняемой природной территории с указанием кадастрового номера особо охраняемой природной территории в соответствии с утвержденной "Типовой формой учетной документации по особо охраняемой природной территории и методическими указаниями по ее заполнению". В связи с указанным, письмо КГУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" от 15 мая 2007 года N 332/03-06 не может служить доказательством отнесения спорных земельных участков к особо охраняемым природным территориям регионального значения, так как не содержит сведений, позволяющих идентифицировать особо охраняемую природную территорию в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, ограничения, установленные Законом о приватизации, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Закона не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.
Представитель краевого государственного учреждения "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" считает, что еще в 1962 году спорные земельные участки были отнесены к категории особо охраняемых природных территорий, представил копию распоряжения Совета министров РСФСР от 1 октября 1960 года N 6214, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с Распоряжением Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом от 22 октября 2003 года N 06-1232р (т. 2, л.д. 85), Распоряжением Территориального управления министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю от 10 ноября 2004 года N 07-1761р (т. 2, л.д. 79), Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 31 декабря 2004 года N 1030 (т.2, л.д. 72) в муниципальную собственность Березовского района передано от Российской Федерации согласно перечню недвижимое имущество оздоровительного лагеря "Звездочка", расположенное по адресу: Красноярский край, Березовский район, 2,5 км западнее села Есаулово.
На основании Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", Распоряжения администрации Березовского района N 256 от 7 сентября 2005 года (т.1, л.д. 28), протокола об итогах аукциона от 17 октября 2005 года (т.1, л.д. 46), между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского района Красноярского края (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" (покупатель) подписан договор купли-продажи недвижимого имущества от 18 октября 2005 года (т.1, л.д. 51), согласно пункту 1.1 которого продавец продал, а покупатель купил комплекс объектов социального назначения - недвижимое имущество оздоровительного лагеря "Звездочка", расположенное на земельных участках площадью 234624 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0001, площадью 5342 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0003, площадью 5696 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0002, площадью 61 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0004, площадью 4948 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0005, площадью 10 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0006, по адресу: Красноярский край, Березовский район, 2,5 км западнее села Есаулово.
Право собственности общества с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" на приобретенное по договору купли-продажи от 18 октября 2005 года имущество зарегистрировано 28 ноября 2005 года, о чем внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данное обстоятельство подтверждается предоставленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от 28 ноября 2005 года (т.1, л.д. 58-96).
22 декабря 2005 года на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" N 16 от 13 декабря 2005 года (т.1, л.д. 97) администрация Березовского района Красноярского края приняла постановление N 1024 "О предоставлении земельных участков на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" для эксплуатации и обслуживания объектов" (т.1, л.д. 98), в пункте 1 которого постановила предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" земельные участки, расположенные адресу: Красноярский край, Березовский район, урочище "Есаульский бор", площадью 234624 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0001, площадью 5342 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0003, площадью 5696 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0002, площадью 61 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0004, площадью 4948 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0005, площадью 10 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0006, в собственность за плату по выкупной цене. Категория земель - земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование (назначение) - для эксплуатации и обслуживания объектов.
28 декабря 2005 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского района Красноярского края (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" подписан договор купли продажи земельных участков N 487 (т.1, л.д. 99), в соответствии с пунктом 1.2 которого продавец продает, а покупатель приобретает в собственность земельные участки, площадью 234624 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0001, площадью 5342 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0003, площадью 5696 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0002, площадью 61 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0004, площадью 4948 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0005, площадью 10 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0006, расположенные по адресу: Красноярский край, Березовский район, урочище "Есаульский бор".
Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 1 февраля 2006 года N 20 (т. 3, л.д. 17) Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского района Красноярского края переименован в Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Березовского района Красноярского края.
1 марта 2006 года между обществом с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Дом" (покупатель) подписаны договоры купли-продажи недвижимого имущества и земельных участков (т.1, л.д. 105, 109), в соответствиями с условиями которого покупатель приобрел в собственность вышеназванное недвижимое имущество бывшего оздоровительного лагеря "Звездочка" и спорные земельные участки.
Право собственности на приобретенные по договору от 1 марта 2006 года было зарегистрировано за обществом с ограниченной ответственностью "ДОМ", что подтверждается предоставленными в материалы дела Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 05/005/2006-313 от 27 сентября 2006 года (т.1, л.д. 126 - 131) и свидетельствами о государственной регистрации права от 29 марта 2006 года (т.1, л.д. 138-143).
На основании Протеста прокурора Березовского района (т.1, л.д. 144) администрация Березовского района Красноярского края вынесла Постановление от 22 июня 2006 года N 207 об отмене Постановления администрации Березовского района от 22 декабря 2005 года N 1024 "О предоставлении земельных участков на праве собственности ООО "Красноярскавиасервис" для эксплуатации и обслуживания объектов" (т.1, л.д. 147).
Письмом от 15 мая 2007 года N 332/03-06 (т. 1, л.д. 148) краевое государственное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" сообщало о том, что спорные земельные участки находятся на территории пригородной зеленой зоны г. Красноярска - особо охраняемой природной территории краевого значения.
Считая договоры купли-продажи земельных участков от 28 декабря 2005 года N 487 и от 1 марта 2006 года заключенными с нарушением действующего законодательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Как следует из материалов дела, Прокурор Красноярского края обратился с иском о признании недействительными в силу ничтожности договоров купли-продажи от 28 декабря 2005 года N 487 и от 1 марта 2006 года земельных участков площадью 234624 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0001, площадью 5342 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0003, площадью 5696 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0002, площадью 61 кв. м с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0004, площадью 4948 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0005, площадью 10 кв. м с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0006, расположенных по адресу: Красноярский край, Березовский район, урочище "Есаульский бор".
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку не находит в действиях ответчиков при заключении оспариваемых договоров нарушений законодательства.
В силу части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Часть 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из частей 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" настоящий Федеральный закон, регулируя отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, а также распространяет свое действие на отношения, связанные с отчуждением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает право собственника объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, взять в аренду либо приобрести в собственность данные земельные участки.
Как следует из материалов дела, на основании Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", Распоряжения администрации Березовского района N 256 от 7 сентября 2005 года, протокола об итогах аукциона от 17 октября 2005 года и подписанного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского района Красноярского края (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" (покупатель) договора купли-продажи недвижимого имущества от 18 октября 2005 года, общество с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" являлось собственником комплекса объектов социального назначения - недвижимого имущества оздоровительного лагеря "Звездочка", расположенного на земельных участках площадью 234624 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0001, площадью 5342 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0003, площадью 5696 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0002, площадью 61 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0004, площадью 4948 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0005, площадью 10 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0006, по адресу: Красноярский край, Березовский район, 2,5 км западнее села Есаулово.
28 декабря 2005 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского района Красноярского края (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" был подписан договор купли продажи земельных участков N 487, в соответствии с пунктом 1.2 которого продавец продает, а покупатель приобретает в собственность земельные участки, площадью 234624 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0001, площадью 5342 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0003, площадью 5696 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0002, площадью 61 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0004, площадью 4948 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0005, площадью 10 кв.м. с кадастровым номером 24:04:03 01 010:0006, расположенные по адресу: Красноярский край, Березовский район, урочище "Есаульский бор".
По договору от 1 марта 2006 года указанные выше земельные участки были проданы обществом с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" обществу с ограниченной ответственностью "Дом".
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы истца о том, что данные земельные участки не могли быть предметом договора купли-продажи в виду нижеизложенного.
В силу части 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В силу части 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Однако доказательства того, что спорные земельные участки включены в установленном законом порядке в состав земель особо охраняемых природных территорий и объектов, суду представлены не были.
Частью 11 статьи 1 Закона Красноярского края от 28 сентября 1995 года N 7-175 зеленая зона города Красноярска отнесена к особо охраняемым природным территориям краевого значения.
Согласно пункту 2.1 Постановления администрации Красноярского края от 26 ноября 1997 года N 64-П "О пригородной зеленой зоне города Красноярска" пригородная зеленая зона выделена в установленном порядке и расположена на территории пяти административно-территориальных образований: Балахтинского, Березовского, Емельяновского, Манского районов и города Дивногорска.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности применения положений Постановления администрации Красноярского края от 26 ноября 1997 года N 64-П "О пригородной зеленой зоне города Красноярска" в виду отсутствия его официального опубликования в средствах массовой информации. Данный содержит признаки нормативного акта, в виду чего ссылка истца на отсутствие необходимости в опубликовании Постановления администрации Красноярского края от 26 ноября 1997 года N 64-П "О пригородной зеленой зоне города Красноярска" отклоняется судом апелляционной инстанции как не основанная на нормах права.
Кроме того, в указанном постановлении администрации Красноярского края не определены конкретные границы пригородной зеленой зоны города Красноярска, в связи с чем невозможно установить входят ли спорные земельные участки в пригородную зеленую зону города.
Письмо краевого государственного учреждения "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" от 15 мая 2007 года N 332/03-06 не может быть признано судом доказательством отнесения спорных земельных участков к категории земель особо охраняемых природных территорий. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 года N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" в Российской Федерации формируется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, содержащим информацию обо всех установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" категориях особо охраняемых природных территорий, информация, содержащаяся в нем, представляется в форме выписки по каждой особо охраняемой природной территории с указанием её кадастрового номера в соответствии с утвержденной "Типовой формой учетной документации по особо охраняемой природной территории и методическим указаниям по её заполнению". Представленное в материалы письмо краевого государственного учреждения "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" не содержит сведений, позволяющих идентифицировать особо охраняемую природную территорию в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в Едином государственном реестре земель содержатся, в том числе, сведения о категории земель и разрешенном использовании земельных участков.
В представленных в материалы дела выписках из государственного земельного кадастра относительно спорных земельных участков указана категория земель - земли особо охраняемых территорий (т.1, л.д.114-125).
Согласно части 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации в земли особо охраняемых территорий наряду с землями особо охраняемых природных территорий, включены также земли рекреационного назначения.
Согласно частям 1, 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. В соответствии с частью 4 данной статьи к землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. Ограничений в отношении оборотоспособности данных категорий земель законом не установлено.
Таким образом, учитывая положения статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского района Красноярского края и общество с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" вправе были заключить договор купли продажи земельных участков от 28 декабря 2005 года N 487, а общество с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис" распорядиться принадлежащим ему имуществом, передав его по договору от 1 марта 2006 года обществу с ограниченной ответственностью "Дом".
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" декабря 2008 года по делу N А33-11547/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11547/2007
Истец: Прокуратура Красноярского края, Агентство по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края
Ответчик: Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Березовского района, ООО "ДОМ", Общество с ограниченной ответственностью "Красноярскавиасервис", Общество с ограниченной ответственностью "ДОМ"
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Крсаноярскому краю, КГУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края", КГУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края, Березовский отдел Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-307/2008