г. Красноярск
12 марта 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 06 марта 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 12 марта 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.
судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.
при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А. Снытко,
при участии в судебном заседании представителей:
административного органа: Остренко Н.Н. - по доверенности N СК-20959 от 29.11.2007,
образовательного учреждения: Квитко Ю.В. - по доверенности N 6 от 24.12.2007,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образовательного учреждения "Парнинская средняя общеобразовательная школа N 5"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" декабря 2007 года по делу N А33-13949/2007,
принятое судьёй Раздобреевой И.А.,
по заявлению муниципального образовательного учреждения "Парнинская средняя общеобразовательная школа N 5"
к территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
муниципальное образовательное учреждение "Парнинская средняя общеобразовательная школа N 5" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 01.10.2007 N 382/343ш.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 106 декабря 2007 года в удовлетворении требований учреждения отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 декабря 2007 года, мотивируя следующими доводами:
- фактическая передача имущества присоединенных школ и детского сада произошла 01.10.2007. Следовательно, заявитель не мог отвечать за отсутствие производственного контроля на момент проведения проверки административным органом,
- административный орган не доказал состав административного правонарушения.
Административный орган не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему, просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учреждение обратилось с ходатайством о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, невозможность представления которых в суд первой инстанции мотивировало участием своего представителя в другом судебном процессе. Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал уважительными причины непредставления дополнительных документов в суд первой инстанции и удовлетворил заявленное ходатайство о принятии дополнительных документов.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
МОУ "Парнинская СОШ N 5" зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Красноярскому краю в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН- 1022401741185.
Административным органом на основании распоряжения от 31.08.2007 N 694 проведена плановая проверка МОУ "Парнинская СОШ N 5", юридический адрес: с. Парная Шарыповского района, пер. Школьный, 3 "в".
Результаты проверки зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 21.09.2007 N 660, из которого следует:
- в МОУ "Парнинская СОШ N 5" отсутствует бетонированная площадка под мусоро-контейнер, при спортивном зале отсутствуют душевые помещения для мальчиков и девочек, количество санитарных приборов установлено из расчета менее 1 унитаза на 20 девочек и менее 1 умывальника на 30 девочек, менее 1 унитаза и менее 1 умывальника на 30 мальчиков, для обучающихся 2 и 3 ступени обучения не оборудованы комнаты личной гигиены для девочек; в школе на каждом этаже не предусмотрены помещения с подводкой холодной и горячей воды для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов; не установлены умывальники в комнате технического персонала, учительской, лабораториях, учебных кабинетов: физики, химии (биологии), изобразительного искусства, технологии, домоводства, математики, русского языка, мастерских для трудового обучения мальчиков; в кабинете иностранного языка стол преподавателя не обору- дован пультом управления и тумбой для проекционной аппаратуры, лингафонными рецептивными устройствами; в кабинетах физики, химии не установлены двухместные ученические лабораторные столы с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики); в кабинетах физики, химии демонстрационные столы не оборудованы подачей воды, канализации; отсутствует ограждения отопительных приборов; отсутствует централизованное горячее водоснабжение; при медицинском кабинете отсутствуют: кабинет зубного врача, процедурный кабинет и самостоятельный санитарный узел; в учреждении не проводится производственный контроль, что является нарушением требований статьи 28:, статьи 32, статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 2.2.9, 2.3.17, 2.3.22, 2.3.23, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.1, 2.7.1, 2.7.5 Сан-ПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"; п. 1.5, п. 2.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий",
- в детском саду МОУ "Парнинская СОШ N 5", расположенном по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с. Парная, ул. Октябрьская, здание N 1, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на детский сад; песочницы не оборудованы крышками; отсутствуют индивидуальные групповые площадки; не оборудована физкультурная площадка на территории; отсутствуют теневые навесы; в групповых не разделены туалетная и санитарная зоны; отсутствует умывальник для мытья рук персонала, детская ванна; отделка потолков в умывальных и туалетных проведена известковым раствором; количество умывальников для детей выделено менее четырех; шкафы для хранения верхней одежды и обуви детей не оборудованы сушильными устройствами; кровати в групповых расставлены без соблюдения минимальных разрывов; отсутствует централизованное горячее, холодное водоснабжение и канализации; хранение уборочного инвентаря проводится без специального шкафа в группах: в детском саду отсутствует физкультурный и музыкальный залы; отсутствует две смены наматрасников; в медицинском блоке отсутствуют: изолятор, процедурный кабинет; в медицинском кабинете отсутствуют: педальное ведро с крышкой, спирометр, динамометр, холодильник, таблица для определения остроты зрения Рота, шины Дитерихса, Крамера, кварц тубусный, очки в детской оправе, сумка-холодильник; не проводятся медицинские осмотры декретированных возрастов; вход для сдачи грязного белья и чистого белья совмещены; режим воспитания не согласован с органами Госсанэпиднадзора; сотрудниками не пройдена профессиональная гигиеническая подготовка; не проводится оценка физического развития детей; для каждой группы не составлен комплексный план оздоровительных мероприятий; в учреждении не проводится производственный контроль, что является нарушением требований статьи, 28, статьи 32, статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 1.5, п. 2.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; п.п. 1.9, 2.1.10, 2.1.12, 2.1.13, 2.1.16, 2.2.8, 2.2.10, 2.2.17, 2.2.18. 2.2.32, 2.4.2, 2.4.15, 2.4.18, 2.7.6,2.8.17, 2.11.2, 2.11.4, 2.11.8, 2.15.1 СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений"; п. 5.7, 6.9.1 СП. 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов",
- на пищеблоке детского сада МОУ "Парнинская СОШ N 5" нарушен режим мытья разделочных ножей - в гигиенических смывах с объектов внешней среды на ножах "МС", ."PC" обнаружены БКГП, что является нарушением требований статьи 28, статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 2.10.7, 2.10.8 СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений",
- в Сартачульском отделении начальной школы МОУ "Парнинская СОШ N 5", расположенном по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, д. Сартачуль, ул. Центральная, здание N 3, на земельном участке отсутствует учебно-опытная зона; отсутствует бетонированная площадка для мусороконтейнера; отсутствуют: актовый, спортивный залы, библиотека, медицинский пункт; не предусмотрено помещение с подводкой холодной и горячей воды для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов; в учебных кабинетах отсутствуют умывальники; отсутствует централизованное горячее, холодное водоснабжение и канализации; в учебном кабинете половое покрытие имеет щели; режим обучения не согласован с органами Госсанэпиднадзора; в учреждении не проводится производственный контроль, что является нарушением требований статьи 28, статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 2.2.9, 2.3.17, 2.3.18, 2.3.20, 2.4.9, 2.3.22, 2.3.23, 2.7.1, 2.7.2 Сан-ПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"; п. 1.5, п. 2.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий",
- в Косоложенском отделении начальной школы муниципального МОУ "Парнинская СОШ N 5", расположенном по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, д. Косые Ложки, ул. Центральная, здание N 30-2, на земельном участке отсутствуют следующие зоны: учебно-опытная и отдыха; оборудование спортивной зоны не обеспечивает выполнение учебных программ по физическому воспитанию; отсутствуют: актовый, спортивный залы, библиотека, медицинский пункт; не предусмотрено помещение с подводкой холодной и горячей воды для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления де- зинфекционных растворов; отсутствует отдельный санитарный узел для персонала; отсутствуют умывальники в учебных помещениях и учительской; отсутствует централизованное горячее, холодное водоснабжение и канализации; озеленение участка проведено менее 50 % от территории; из 6 люминесцентных ламп не функционирует 2; в учреждении не проводится производственный контроль, что является нарушением требований статьи 28, статьи 32, статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 2.2.9, 2.3.17, 2.3.18, 2.3.20, 2.4.9, 2.3.22, 2.3.2,3, 2.5.2, 2.6.2, 2.7.1, 2.7.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"; п. 1.5, п. 2.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Протокол об административном правонарушении от 21.09.2007 N 660 составлен при участии законного представителя учреждения - директора Сверчкова Н.В. Из объяснений Сверчкова Н.В. в протоколе следует, что ему сложно объяснить все выявленные нарушения.
Постановлением административного органа от 01.10.2007 N 382/343 МОУ "Парнинская СОШ N 5" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Считая данное постановление не соответствующим законодательству, нарушающим его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены указанного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях муниципального образовательного учреждения "Парнинская средняя общеобразовательная школа N 5" состава правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соблюдении административным органом порядка производства по делам об административных правонарушениях, установленного законодательством об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу статьи 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно статье 32 Закона N 52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39 Закона N 52-ФЗ).
Факт нарушения учреждением требований санитарного законодательства подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 21.09.2007 N 660, протоколами осмотра от 06.09.2007 N N 130, 131, от 10.09.2007 NN 132, 133, постановлением по делу об административном правонарушении от 01.10.2007 N 382/343 .
Суд апелляционной инстанции считает доказанной вину учреждения в совершении им административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Муниципальное образовательное учреждение "Парнинская средняя общеобразовательная школа N 5" не представило доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер по соблюдению действующих санитарных правил, санитарно-эпидемиологических требований, возложенных на него Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в том числе доказательств обращения к распорядителю бюджетных средств за финансированием соответствующих мероприятий.
Из представленных учреждением справки от 30.10.2007, ходатайства главе Шарыповского района, ходатайства начальнику Шарыповского РУО не следует, что учреждение обращалось с просьбой о выделении финансирования на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, зафиксированных при проведении мероприятий по контролю.
Кроме того, часть выявленных административным органом нарушений не требуют финансирования, а носят организационный (режимный) характер: в МОУ "Парнинская СОШ N 5" отсутствует ограждения отопительных приборов, в детском саду МОУ "Парнинская СОШ N 5" отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на детский сад; не проводятся медицинские осмотры декретированных возрастов; режим воспитания не согласован с органами Госсанэпиднадзора; сотрудниками не пройдена профессиональная гигиеническая подготовка; не проводится оценка физического развития детей; для каждой группы не составлен комплексный план оздоровительных мероприятий; в Сартачульском отделении начальной школы МОУ "Парнинская СОШ N 5" режим обучения не согласован с органами Госсанэпиднадзора, в Косоложенском отделении начальной школы МОУ "Парнинская СОШ N 5 из 6 люминесцентных ламп не функционирует 2. Устранение перечисленных нарушений не требует больших финансовых затрат.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал установленным факт перехода к МОУ "Парнинская СОШ N 5" прав и обязанностей муниципального дошкольного образовательного учреждения "Парнинский детский сад N 37", общеобразовательного учреждения Косоложенская начальная общеобразовательная школа N 23, муниципального общеобразовательного учреждения Сарачульская начальная общеобразовательная школа N 29 в связи с их реорганизацией в форме присоединения.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.07.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Красноярскому краю 31.07.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о прекращении деятельности юридических лиц при реорганизации в форме присоединения:
- муниципального дошкольного образовательного учреждения "Парнинский детский сад N 37",
- общеобразовательного учреждения Косоложенская начальная общеобразовательная школа N 23,
- муниципального общеобразовательного учреждения Сарачульская начальная общеобразовательная школа N 29.
Следовательно, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации с 31.07.2007 муниципальное образовательное учреждение "Парнинская средняя общеобразовательная школа N 5" считается реорганизованным путем присоединения к ней вышеуказанных юридических лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
С учетом изложенного, привлечение к административной ответственности заявителя за правонарушения, установленные в МОУ "Парнинский детский сад N 37", общеобразовательном учреждении Косоложенская начальная общеобразовательная школа N 23, муниципальном общеобразовательном учреждении Сарачульская начальная общеобразовательная школа N29, является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о фактической передаче в связи с реорганизацией имущества присоединенных школ и детского сада 01.10.2007 (то есть после проведенной административным органом проверки) не влияет на выводы суда апелляционной инстанции о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения ввиду подтверждения факта перехода прав и обязанностей присоединенных юридических лиц к учреждению.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о вынесении судом первой инстанции решения в отсутствие заявителя. Из материалов дела следует, что заявитель извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебных заседаниях 02.11.2007, 29.11.2007 (до перерыва) участвовал представитель учреждения - директор Сверчков Н.В. Нарушений норм процессуального права при вынесении судом первой инстанции обжалуемого решения не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом в пределах его компетенции. Нарушений процедуры привлечения учреждения к административной ответственности, которые могли бы явиться основанием для признания незаконным постановления о назначении административного наказания, не установлено.
Таким образом, имеются основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оспариваемое постановление от 01.10.2007 N 382/343 соответствует закону и не подлежит отмене.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 06 декабря 2007 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" декабря 2007 года по делу N А33-13949/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13949/2007
Истец: Муниципальное образование учреждение "Парнинская средняя общеобразовательная школа N 5"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Шарыпово
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-139/2008