г. Красноярск
"12" марта 2008 г.
А33-3069/2007-03АП-91/2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" марта 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.
с участием представителей:
заявителя - Довбыш Т.А. по доверенности от 06.02.2007,
Управления архитектуры администрации города Красноярска - Паниной Ю.А. по доверенности от 12.11.2007 N 21221,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таир"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" декабря 2007 года по делу N А33-3069/2007, принятое судьей Рудовой Л.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью ражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражно размещения объекта - отдельно стоящего здания кафе на земельном участке, расположенном по ул. 9 Мая в г. Красноярске, выраженного в письме от 26 января 2007 года N 14-258 и обязании администрации города Красноярска повторно рассмотреть вопрос о предоставлении обществу в аренду указанного земельного участка.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры администрации города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 декабря 2007 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе общество указывает:
- суд первой инстанции не принял во внимание ходатайство об уточнении второго требования, в котором общество просило обязать ответчика предоставить в аренду земельный участок для размещения и строительства здания кафе;
- общество в 2002 году обращалось с заявлениями (вх.N 9013 от 23.05.2002 и вх.N 1920А от 20.06.2002) о предоставлении согласованного участка под строительство кафе, до настоящего времени заявления не рассмотрены;
- срок действия распоряжения от 16.04.2002 N 464-арх о предварительном согласовании места размещения кафе истек по вине администрации города Красноярска, решение о предоставлении земельного участка под строительство не принято.
Администрация города Красноярска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 12.02.2008 рассмотрение дела откладывалось с 12 часов 40 минут 12 февраля 2008 года до 10-00 часов 11 марта 2008 года.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации города Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей заявителя и Управления архитектуры администрации города Красноярска, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "Таир" зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022402486875.
Постановлением Администрации города Красноярска от 27.07.1999 N 501 обществу предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 24:50:04055:0024, оценочная зона N 39, категория - земли поселений, площадью 673,82 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, 2 микрорайон Северного жилого массива по ул. 9 Мая, для проектирования кафе.
На основании указанного постановления 31.05.2000 обществу выдано архитектурно - планировочное задание на проектирование кафе.
На основании обращения общества распоряжением Администрации города Красноярска от 16.04.2002 N 464-арх. внесены изменения в Постановление администрации города Красноярска ох 21.07.1999 N501, которым обществу предварительно согласовано место размещения отдельно стоящего здания кафе на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400055:0024, оценочная зона N 39, категория земель - земли поселений, площадью 673,81 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, для проведения проектно - изыскательских работ в аренду до 21.01.2003.
Общество направило в адрес администрации города Красноярска письмо N 105 от 20.12.2006, в котором просило продлить срок действия распоряжения N 464 от 16.04.2002 для получения разрешения на строительство кафе.
Письмом от 26.01.2007 N 14-528 администрация города Красноярска отказала обществу в продлении срока предварительного согласования места размещения кафе по ул. 9 Мая в Советском районе.
Общество с отказом, изложенном в письме от 26.01.2007 N 14-528, не согласно, считает его не соответствующим действующему законодательству, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа недействительным и обязании администрации города Красноярска повторно рассмотреть вопрос о предоставлении обществу в аренду земельного участка.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, общество оспаривает отказ в предварительном согласовании места размещения кафе по ул. 9 Мая в Советском районе г. Красноярска, изложенном в письме от 26.01.2007 N 14-528 администрации города Красноярска. При этом, из содержания указанного письма следует, что администрация города Красноярска отказала обществу в продлении срока предварительного согласования места размещения кафе по ул. 9 Мая в Советском районе, а не в предварительном согласовании.
В качестве подтверждения правомерности принятия оспариваемого отказа в продлении предварительного согласования места размещения кафе администрация города Красноярска должна доказать:
- наличие полномочий на принятие решения об отказе;
- законность оспариваемого отказа.
Арбитражный суд проверяет оспариваемое решение об отказе на соответствие законодательству, действовавшему на момент его вынесения, и устанавливает, нарушал ли отказ права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности на момент его вынесения.
Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 1 указанного закона к органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 9, 11 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, администрация города Красноярска как орган местного самоуправления является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении земельных участков в аренду, оспариваемый отказ в продлении срока предварительного согласования места размещения кафе принят в рамках предоставленных полномочий.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Таким образом, в спорный период правовые основы предварительного согласования места размещения объектов и предоставления земельных участков для строительства в городе Красноярске устанавливались Земельным кодексом Российской Федерации, Положением о порядке подготовки и согласования правовых актов администрации города о предоставлении земельных участков для проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости на территории города Красноярска, утвержденным постановлением администрации города Красноярска от 10.12.1999 N 796 (действовавшим до 15.07.2004), Положением о порядке подготовки и согласования индивидуальных правовых актов администрации города о предоставлении земельных участков для строительства, о разрешении реконструкции и о порядке разрешения строительства на территории города Красноярска, утвержденным постановлением администрации города Красноярска от 17.06.2004 N 278 (действовавшим до 16.08.2005), Положением о порядке подготовки и согласования индивидуальных правовых актов администрации города о предоставлении земельных участков для строительства, о разрешении реконструкции и о порядке разрешения строительства на территории города Красноярска, утвержденным постановлением администрации города Красноярска от 08.08.2005 N 436.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта.
Из пунктов 3 и 5 указанной статьи следует, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется, в том числе, в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В силу пункта 2.12 Положения о порядке подготовки и согласования правовых актов администрации города о предоставлении земельных участков для проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 10.12.1999 N 796, срок предварительного согласования места размещения объекта для проектирования, указанный в распоряжении администрации города, продлению не подлежал.
В соответствии с пунктами 2.21 и 2.22 Положения о порядке подготовки и согласования индивидуальных правовых актов администрации города о предоставлении земельных участков для строительства, о разрешении реконструкции и о порядке разрешения строительства на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 17.06.2004 N 278, и пунктами 2.23 и 2.24 Положения о порядке подготовки и согласования индивидуальных правовых актов администрации города о предоставлении земельных участков для строительства, о разрешении реконструкции и о порядке разрешения строительства на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 08.08.2005 N 436, решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет. Продление срока предварительного согласования места размещения объекта осуществляется на основании направленного в Комитет (Управление) обращения заявителя за месяц до окончания срока, при условии представления заявителем действующих заключений и согласований надзорных и контролирующих инстанций.
Продление возможно на срок действия заключений и согласований надзорных и контролирующих инстанций, но не более чем на три года.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Красноярска от 27.07.1999 N 501 обществу предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 24:50:04055:0024, оценочная зона N 39, категория - земли поселений, площадью 673,82 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, 2 микрорайон Северного жилого массива по ул. 9 Мая, для проектирования кафе. На основании обращения общества распоряжением Администрации города Красноярска от 16.04.2002 N 464-арх. внесены изменения в Постановление администрации города Красноярска от 21.07.1999 N501, которым обществу предварительно согласовано место размещения кафе на земельном участке сроком до 21.01.2003. Общество направило в адрес администрации города Красноярска письмо N 105 от 20.12.2006, в котором просило продлить срок действия распоряжения N 464 от 16.04.2002 для получения разрешения на строительство кафе.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что общество, обратившись за продлением срока 20.12.2006, нарушило требование указанных выше положений об обращении за продлением за месяц до окончания срока, поскольку срок действия предварительного согласования места размещения кафе закончился 21.01.2003.
Учитывая, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет, продление срока возможно не более чем на три года, общий срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта ограничен законодателем периодом времени в 6 лет.
Первоначально обществу предварительно согласовано место размещения объекта 27.07.1999 на 2 года, позже срок изменен и установлен до 21.01.2003, следовательно, к моменту обращения общества за продлением срока 20.12.2006 установленный законодателем 6 летний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта прошел.
При таких обстоятельствах, правовые основания у администрации города Красноярска в продлении срока отсутствовали, отказ, изложенный в письме 26.01.2007 N 14-528, является правомерным, основанным на нормах действующего земельного законодательства.
При рассмотрении арбитражным судом дела о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным обязательным является установление обстоятельств, свидетельствующих о нарушении данным актом законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом прав и законных интересов лежит на лице, оспаривающем акт.
Общество не представило доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности обратиться в администрацию города Красноярска за продлением срока предварительного согласования за один месяц до истечения срока действия предварительного согласования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество в 2002 году обращалось с заявлениями (вх.N 9013 от 23.05.2002 и вх.N 1920А от 20.06.2002) о предоставлении согласованного участка под строительство кафе, до настоящего времени заявления не рассмотрены, срок действия распоряжения от 16.04.2002 N 464-арх о предварительном согласовании места размещения кафе истек по вине администрации, общество оспаривало предоставление земельного участка другому лицу, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не мешали обществу обжаловать бездействие органов местного самоуправления в судебном порядке, что последним сделано не было. На протяжении длительного времени с 2004 года по 2006 год общество не обращалось в компетентные органы для решения вопроса о продлении срока предварительного согласования.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым письмом прав и законных интересов общества.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание ходатайство об уточнении второго требования, в котором общество просило обязать ответчика предоставить в аренду земельный участок для размещения и строительства здания кафе, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как данное обстоятельство не повлияло на правильность принятого по делу решения.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 декабря 2007 года по делу N А33-3069/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3069/2007
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Таир"
Ответчик: Администрация города Красноярска
Кредитор: Управление Архитектуры Администрации
Третье лицо: Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска