г. Красноярск
21 марта 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2008 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 марта 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Демидовой Н.М.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Снытко Е.А.,
при участии в заседании третьего лица:
индивидуального предпринимателя Смирнова Б.Г. (на основании выписки из ЕГРИП от 11.07.2007, основной государственный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304190130100375)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Журбовой Ирины Геннадьевны (г. Абакан)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 21 декабря 2007 года по делу А74-1676/2007, принятое судьей Журба Н.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Журбовой Ирины Геннадьевны к администрации города Абакана и Управлению коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана о признании незаконным решения от 17.01.2007, выраженного в форме протокола N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 11 в части оценки по лотам N 2, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 15, N 16, N 17, N 18 в отношении предпринимателя Смирнова Б.Г. и определения победителя по лотам N 2, N 4, N 5, N 6, N 11, N 16, и обязании устранить допущенное нарушение прав путем аннулирования утвержденных графиков движения предпринимателю Смирнову Б.Г. по выходам N 2, N 3, N 15, N 16, N 17, N 18 и утверждения графиков движения на выходы N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 15, N 16, N 17, N 18 предпринимателю Журбовой И.Г. как победителю конкурса,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Смирнова Бориса Германовича (г. Абакан),
установил:
индивидуальный предприниматель Журбова Ирина Геннадьевна обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением (измененным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации города Абакана и Управлению коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана о признании незаконным решения от 17.01.2007, выраженного в форме протокола N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 11 в части оценки по лотам N 2, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 15, N 16, N 17, N 18 в отношении предпринимателя Смирнова Б.Г. и определения победителя по лотам N 2, N 4, N 5, N 6, N 11, N 16, и обязании устранить допущенное нарушение прав путем аннулирования утвержденных графиков движения предпринимателю Смирнову Б.Г. по выходам N 2, N 3, N 15, N 16, N 17, N 18 и утверждения графиков движения на выходы N 2, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 15, N 16, N 17, N 18 предпринимателю Журбовой И.Г. как победителю конкурса.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Смирнов Борис Германович.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 декабря 2007 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, индивидуальный предприниматель Журбова Ирина Геннадьевна обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный об удовлетворении заваленных индивидуальным предпринимателем Журбовой И.Г. требований.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Журбова И.Г. ссылается на следующие доводы:
- талон технического осмотра 19 ВС 900772 был выдан с нарушением требований законодательства, и, следовательно, предприниматель Смирнов Б.Г. не мог быть допущен к участию в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 11 в части оценки по лотам N 2, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 15, N 16, N 17, N 18;
- постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А74-1052/2007 не имеет преюдициального значения, поскольку заявитель не являлась стороной по делу и не могла представлять свои доводы и доказательства относительно предмета спора.
Индивидуальный предприниматель Смирнов Б.Г. считает оспариваемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Администрация города Абакана и Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана отзывы на апелляционную жалобу не представили.
По результатам проверки явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, суд установил, что в судебное заседание не явились и не направили своих представителей предприниматель Журбова И.Г., администрация города Абакана и Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (почтовые уведомления: N 35103, врученное 29.02.2008; N 35104, врученное 29.02.2008; N 35105, врученное 29.02.2008 соответственно).
Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
15.08.2006 Журбова Ирина Геннадьевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (свидетельство серии 19 N 000660853). На основании приказа (решения) Управления госавтодорнадзора по Республике Хакасия федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05 сентября 2006 года N 29/лиц Журбовой И.Г. выдана лицензия N АСС-19-1970 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом сроком действия с 08 сектября 2006 года по 08 сентября 2011 года.
В печатном издании - газете "Абакан" от 28 ноября - 05 декабря 2006 года, выпуск N 38, опубликовано извещение Управления коммунального хозяйства и транспорта о проведении конкурса на осуществление пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования, в том числе по маршруту N 11 "Рынок Северный - Войсковая часть", количество лотов установлено 18. Данным извещением Управление определило срок приёма заявлений от перевозчиков на осуществление пассажирских перевозок с 08 часов 00 минут 29 ноября 2006 года до момента проведения конкурса, а также дату, время и место проведения конкурса - 16 января 2007 года в 10 часов 00 минут в малом зале Администрации города Абакана. В извещении были определены также порядок подачи и принятия заявок на участие в конкурсе, порядок определения победителей конкурса.
16 января 2007 года индивидуальный предприниматель Журбова И.Г. представила в Управление коммунального хозяйства и транспорта заявления на участие в конкурсе по маршруту N 11 по лотам NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18.
Индивидуальный предприниматель Смирнов Б.Г. также 16 января 2007 года представил в Управление заявления на участие в конкурсе по маршруту N 11 по лотам NN 1, 2, 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.
Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе осуществлялось организатором конкурса - Управления коммунального хозяйства и транспорта - 16 января 2007 года по адресу: город Абакан, улица Щетинкина, 10, и оформлено протоколом N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок. Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок оформлены протоколом N 2, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок оформлены протоколом N 3.
В печатном издании - газете "Абакан" от 24-30 января 2007 года, выпуск N 3, опубликовано информационное извещение. Управление коммунального хозяйства и транспорта о проведённых конкурсах на осуществление пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования, в котором содержится информация о том, что победителем конкурса по маршруту N 11 лотам NN 2, 4, 5, 6, 11, 16 признан предприниматель Смирнов Б.Г.
Не согласившись с результатами рассмотрения УКХТ заявок, поданных предпринимателем Смирновым Б.Г. на участие в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 11 лотам NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18, с результатами конкурса в части определения победителя конкурса по городскому автобусному маршруту N 11 лотам NN 2, 4, 5, 6, 11, 16, индивидуальный предприниматель Журбова И.Г. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 17.01.2007.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Администрации города Абакана и Абаканского городского Совета депутатов по организации пассажирских перевозок по городским маршрутам установлены частью 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", пунктом 1, подпунктом 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 7 части 1 статьи 16, частью 6 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 статьи 6, статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктом 7 части 1 статьи 9, пунктами 13, 14 статьи 44 Устава города Абакана, утверждённого Решением Абаканского городского Совета депутатов от 28 декабря 2005 года N 222.
Из разделов 1 и 3 Положения об Управлении коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана, утвержденного Решением Абаканского городского Совета депутатов от 20 октября 2004 года N 81, Управление коммунального хозяйства и транспорта, образованное в целях организации транспортного обслуживания населения города Абакана, является отраслевым органом в системе исполнительных органов местного самоуправления города Абакана. В соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 3.5 Порядка организации перевозок, пунктом 2.1 Положения о конкурсах Управление является заказчиком, организатором пассажирских перевозок и организатором конкурса. Следовательно, Администрация города Абакана и Абаканский городской Совет депутатов в пределах своих полномочий организовали и урегулировали порядок пассажирских перевозок по городским маршрутам, а Управление в пределах своих полномочий организовало и провело конкурс.
В целях обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг, защиты интересов потребителей этих услуг, обеспечения безопасности перевозочного процесса, охраны жизни и здоровья пассажиров, пешеходов и других участников дорожного движения, учитывая необходимость упорядочения процесса привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к маршрутным пассажирским перевозкам в городе Абакане, а также на основании протеста прокурора города Абакана от 13 октября 2005 N 967-Ж-05, руководствуясь подпунктом 20 статьи 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ФЗ "О безопасности дорожного движения", "Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утверждённым приказом министра транспорта РФ от 08 января 1997 N 2, статьей 51 Устава города Абакана, Абаканский городской Совет депутатов принял решение от 29 ноября 2005 года N 220 "Об утверждении порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане" (далее - решение N 220).
В приложении N 1 к решению N 220 определён Порядок организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане (далее Порядок), в Приложении N 2 содержится Положение о конкурсах среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящий Порядок регулирует взаимоотношения органов местного самоуправления и лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров автобусами, с целью удовлетворения потребности населения города в пассажирских перевозках, устранения дискриминационных условий на рынке транспортных услуг, соблюдения действующих стандартов, правил и нормативов на транспорте, оказывающем услуги по перевозке пассажиров городскими автобусными маршрутами единой транспортной сети города Абакана.
В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Порядка под конкурсом понимается способ выявления перевозчика, способного обеспечить лучшее качество предоставления услуг по регулярной перевозке пассажиров и багажа по городским маршрутам.
Подпунктом 1.1 пункта 1 вышеназванного Положения предусмотрено, что целью и задачей конкурса является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. В силу подпункта 2 пункта 2 Положения организатором конкурса является Управление коммунального хозяйств апелляционную инстанцию транспорта. Подпунктом 3.1 пункта 3 Положения определено, что для проведения конкурса распоряжением Мэра города Абакана формируется конкурсная комиссия, которая в соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 действует в соответствии с настоящим Положением и при необходимости проверяет достоверность представленной конкурсантом информации.
Согласно подпунктам 4.1, 4.2 пункта 4 Положения извещение о конкурсе публикуется в газете "Абакан" не менее чем за 30 дней до даты проведения конкурса и должно содержать следующую информацию: наименование маршрута; количество лотов, выставляемых на конкурс, и их краткая характеристика; адрес, по которому подаются заявки на участие в конкурсе; необходимые стандарты качества; срок предоставления документов; дата, время и место проведения конкурса; порядок проведения конкурса; оформление участия в конкурсе; определение лица, выигравшего конкурс.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Положения к участию в конкурсе допускаются конкурсанты - юридические лица и физические лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, имеющие в соответствии с законодательством право на осуществление пассажирских перевозок и подавшие заявку.
В силу подпункта 5.2 пункта 5 Положения заявка на участие в конкурсе подается в запечатанном конверте, на котором указывается наименование конкурса. Дата и время поступления заявки фиксируется уполномоченным сотрудником Управления коммунального хозяйства и транспорта в отдельном журнале, заявке присваивается индивидуальный номер.
В заявке участник конкурса в соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 Положения указывает номер лота, на который он претендует, и прилагает копии следующих документов, заверенные нотариально либо органом, выдавшим документ: лицензии на право осуществления пассажирских перевозок; лицензионных карточек на заявляемое и резервное транспортные средства; ПТС заявляемого и резервного транспортных средств; свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя либо учредительных документов юридического лица; сведений ГИБДД за 6 месяцев до момента объявления конкурса о наличии (отсутствии) дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и/или о случаях управления транспортными средствами заявителя водителями, находившимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.
Как следует из материалов дела, на участие в конкурсе по осуществлению пассажирских перевозок по городскому маршруту N 11 лоту N 3 была подана одна заявка от индивидуального предпринимателя Журбовой И.Г.; лотам NN 2, 5, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18 - две заявки: от индивидуального предпринимателя Смирнова Б.Г. и индивидуального предпринимателя Журбовой И.Г.; лоту N 4 - три заявки - две заявки от индивидуального предпринимателя Смирнова Б.Г. и одна от индивидуального предпринимателя Журбовой И.Г.; лотам NN 6. 7 - три заявки - от индивидуального предпринимателя Смирнова Б.Г., индивидуального предпринимателя Журбовой И,Г. и Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Автоколонна N 2038".
Оспаривая рассмотрение Управлением коммунального хозяйства и транспорта заявок, поданных предпринимателем Смирновым Б.Г на участие в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 11 лотам NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18, результаты конкурса в части определения победителем конкурса по городскому автобусному маршруту N 11 лотам NN 2, 4, 5, 6, И, 16 предпринимателя Смирнова Б.Г, предприниматель Журбова И.Г. ссылается на то обстоятельство, что предпринимателем Смирновым Б.Г. на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 571 19, заявленное как резервное транспортное средство, талон государственного технического осмотра 19 ВС 900772 получен без представления данного транспортного средства к техническому осмотру, отметки о прохождении осмотра в диагностической карте сделаны не по месту регистрации транспортного средства и до постановки на учёт. Выдача талона государственного технического осмотра с нарушением действующего законодательства повлекла незаконную выдачу лицензионной карточки, которая не могла оцениваться конкурсной комиссией.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признаётся лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу -лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведённые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
Исходя из положений названной выше нормы, торги могут быть признаны недействительными только в случае нарушения порядка их проведения и основанием для признания торгов недействительными может служить нарушение, имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов других участников либо потенциальных участников.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Результаты торгов, которые определяются конкурсной комиссией, не могут быть признаны недействительными. При рассмотрении требований о признании недействительным конкурса в предмет судебного исследования должны быть включены вопросы о наличии либо отсутствии нарушений правил проведения конкурса, нарушений прав и законных интересов заявителя.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 декабря 1993 года N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" указал, что под грубым нарушением правил конкурса или аукциона понимается необоснованное исключение из числа участников конкурса или аукциона лиц, признаваемых покупателями в установленном порядке, а также такие нарушения порядка проведения конкурса или аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя.
В соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 Положения участник конкурса указывает номер лота, на который он претендует, и прилагает копии следующих документов, заверенные нотариально, либо органом, выдавшим документ:
-лицензии на право осуществления пассажирских перевозок;
-лицензионных карточек на заявляемое и резервное транспортные средства;
-ПТС заявляемого и резервного транспортных средств;
-свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя либо учредительных документов юридического лица;
-сведений ГИБДД за 6 месяцев до момента объявления конкурса о наличии (отсутствии) дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и/или о случаях управления транспортными средствами заявителя водителями, находившимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Законом о лицензировании Правительство Российской Федерации Постановлением от 30 октября 2006 года N 637 утвердило Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение),
Пунктом 1 названного выше Положения предусмотрено, что Положение определяет порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки пассажиров).
В силу пункта 6 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Закона о лицензировании, а также такие документы, как: копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию; талонов о прохождении государственного технического осмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, подтверждающих их допуск к эксплуатации; дипломов о высшем или среднем специальном образовании, удостоверений о прохождении курсов повышения квалификации, подтверждающих соответствующую установленным требованиям квалификацию должностных лиц и специалистов соискателя лицензии; подтверждающих прохождение аттестации на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, должностным лицом соискателя лицензии, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения; подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей соискателя лицензии, а также документов, подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования в установленный срок: страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на транспортные средства, предполагаемые к использованию для перевозок пассажиров; подтверждающих возможность соискателя лицензии осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или копии договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Согласно пункту 8 Положения лицензирующий орган в день получения заявления о предоставлении лицензии и документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, проверяет правильность оформления заявления и наличие всех необходимых документов.
В случае если заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", а в составе представленных документов отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, соискателю лицензии направляется (вручается) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов.
Лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения документах, а также возможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий (пункт 9 Положения о лицензировании. В силу пункта 11 Положения о лицензировании одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок её действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что к заявкам на участие в конкурсе по маршруту N 11 лоты NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18 предпринимателем Смирновым Б,Г. приложена лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, N АСС-19-1438. Указанная лицензия выдана предпринимателю на основании приказа Хакасского республиканского отделения РТИ от 20 августа 2003 года N 292. Срок действия лицензии с 01 сентября 2003 года по 01 сентября 2008 год.
К заявкам на участие в конкурсе по маршруту N 11 лотам NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18 предпринимателем Смирновым Б.Г. также приложены лицензионные карточки регистрационный номер 674179 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 720 19, регистрационный номер 674150 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 448 19, регистрационный номер 674148 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 446 19, регистрационный номер 674151 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 449 19, регистрационный номер 674159 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 714 19, регистрационный номер 674182 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 721 19, регистрационный номер 674153 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 722 19, регистрационный номер 674160 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 715 19, регистрационный номер 674152 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 718 19, регистрационный номер 674149 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 447 19, регистрационный номер 674155 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 713 39, регистрационный номер 674158 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 712 19, регистрационный номер 674157 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 711 19, регистрационный номер 674154 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 717 19, регистрационный номер 674180 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 716 19, регистрационный номер 674183 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 723 19, регистрационный номер 674181 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 719 19, регистрационный номер 674156 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 710 19, регистрационный номер 674193 на транспортное средство марки ПАЗ 32054, г/н АВ 571 19. Данные лицензионные карточки имеют указание на лицензию N АСС-19-1438 от 27 августа 2007 года, срок действия лицензии - по 01 сентября 2008 года, наименование лицензиата - Смирнов Б.Г. и лицензируемого вида деятельности - перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Таким образом, предпринимателем Смирновым Б.Г. представлены все документы, необходимые для участия в конкурсе, предусмотренные Положением о конкурсах среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования. Лицензия N АСС-19-1438 от 27 августа 2003 года выдана предпринимателю Смирнову Б.Г. лицензирующим органом, так же как и выписки из неё - лицензионные карточки регистрационные NN 674179, 674150, 674148, 674151, 674159, 674182, 674153, 674160, 674152, 674149, 674155, 674158, 674157, 674154, 674180, 674183,674181,674156, 674193.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", постановлением Правительства Российской Федерации N 880 от 31.07.1998 на государственный технический осмотр (в том числе на первый) предъявляются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
В рамках предоставленных Министерству внутренних дел Российской Федерации полномочий им издан приказ N 190 от 15,03.1999 "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств". Данным приказом утверждены Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) и описание талона о прохождении государственного технического осмотра.
Правила повторяют положения Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и постановления Правительства Российской Федерации N 880 о том, что государственному техническому осмотру подлежат транспортные средства, зарегистрированные в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Первый государственный технический осмотр транспортного средства проводится в течение 30 суток после его государственной регистрации (пункт 6 Правил).
Апелляционная инстанция считает правильным толкование суда первой инстанции вышеуказанных норм о том, что государственному техническому осмотру подлежат транспортные средства после их государственной регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В данном случае, действительно, автобус ПАЗ 3254 был зарегистрирован в ГИБДД 14.01.2007, государственный технический осмотр произведен 13.01.2007, т.е. ранее государственной регистрации.
Однако допущенное нарушение не повлекло каких-либо негативных последствий, следовательно, не является существенным, влекущим аннулирование талона государственного технического осмотра, исходя из следующего.
Согласно пунктам 2, 6 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 880 от 31.07.1998 (ред. 31.12.2005), государственный технический осмотр транспортных средств включает в себя проверку технического состояния транспортного средства, в том числе с использованием технических средств диагностики, соответствия номерных узлов и агрегатов, других идентификационных данных транспортного средства документам, его сопровождающим, соблюдение требования об обязательном страховании гражданской ответственности, возможности допуска к эксплуатации транспортного средства, проверку транспортного средства на предмет причастности к хищениям, иным правонарушениям по единой базе данных, проверку и внесение сведений в базу данных о результатах проведения государственного технического осмотра.
В соответствии с пунктом 8 названного Положения организация и порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе проверки с использованием средств технического диагностирования, определяются правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Госавтоинспекцией, утверждаемыми Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой.
Контроль за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляют подразделения Государственной инспекции (пункт 9 Положения).
Из приведенных правовых положений следует, что проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре может проводиться как Госавтоинспекцией с использованием средств технического диагностирования, имеющихся у нее и (или) у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с последующим контролем качества работ Государственной инспекцией.
Первоначальное прохождение указанным транспортным средством проверки технического состояния с использованием средств диагностики, проводилось в месте, назначенном ГИБДД - на пункте диагностики в п. Усть-Абакан, которое имеет право проводить такие проверки, следовательно, проверка технического состояния автобуса на пункте диагностики в п. Усть-Абакан, не является нарушением порядка прохождения технического осмотра. Кроме того, у пункта технического осмотра в п. Усть-Абакан не было законных оснований отказать в проведении диагностирования указанного транспортного средства.
Фактическое прохождение технического осмотра подтверждается диагностической картой транспортного средства серии АА-19 N 369776 (л.д. 30, том 3). Из указанной диагностической карты следует, что автобус ПАЗ 3254 (двигатель N 61019033, кузов N 60007817, идентификационный номер Х1М3205К06007817) 13.01.2007 прошел проверку технического состояния на ПТО N 11 (п.Усть-Абакан -территория ГИБДД ОВД Усть-Абаканского района), о чем свидетельствуют отметки контролера технического пункта и государственного инспектора ГИБДД ОВД Усть-Абаканского района.
Указанная диагностическая карта соответствует требованиям, установленными Правилами о проведении государственного технического осмотра транспортных средств ГИБДД МВД РФ, утвержденными приказом МВД РФ от 15.03.1999 г. N 190.
Несостоятельна ссылка заявителя на то, что без регистрационного номера автобус не был идентифицирован при осуществлении технического осмотра. Согласно пункту 6 Положения для проведения государственного технического осмотра собственник (представитель собственника) обязан представить в ГИБДД транспортное средство и соответствующие документы, в том числе свидетельство о регистрации транспортных средств или технический паспорт транспортного средства и (или) технический талон. Таким образом, из указанной нормы следует, что собственник вправе представить один из указанных документов - свидетельство либо технический паспорт. В данном случае был представлен технический паспорт, который содержит достаточные сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство (номер двигателя, кузова, идентификационный номер). Следовательно, транспортное средство было идентифицировано согласно предъявленным документам.
При постановке на учет автобуса ПАЗ 32054, г/н АВ 571, в регистрационном подразделении г. Абакана 14.01.2007 производилась сверка соответствия предъявленных документов и предоставленного для постановки на учет транспортного средства.
Талон государственного технического осмотра, как установлено законодательством, был выдан 15.01.2007, т.е только после постановки автобуса на регистрационный учет.
Из материалов дела усматривается, что сверку агрегатов при выдаче талона государственного технического осмотра проводил старший государственный инспектор технического надзора УВД г. Абакана Кобляков В.И. Из его показаний следует, что 15.01.2007 г. перед выдачей талона он произвел сверку с компьютерной базой ГИБДД, автобус ПАЗ 32054, г/н АВ 571 стоял на учете и дата выдачи СТС соответствовала дате в электронной базе.
Таким образом, осмотр указанного транспортного средства, т.е. проверка необходимых документов на транспортное средство и проверка соответствия марки, модели, модификации (типа), цвета, года выпуска, идентификационного номера транспортного средства (VIN), идентификационных (порядковых производственных) номеров шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, государственного регистрационного знака данным, указанным в регистрационных документах, проводился по месту регистрации - в г. Абакане, после постановки автобуса на регистрационный учет, о чем имеются отметки в диагностической карте.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда республики Хакасия по делу N 74-1052/2007 установлено, что на транспортное средство (автобус марки ПАЗ 32054, г/н АВ 571), заявленное предпринимателем Смирновым Б.Г. в качестве резервного транспортного средства для участия в конкурсе по маршруту N 11, талон государственного технического осмотра 19 ВС 900772 выдан в установленном законом порядке, следовательно, и лицензионная карточка получена с соблюдением действующего законодательства.
Указанный вывод подтвержден Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 января 2008 года по делу N А74-1052/2007-Ф02-9779,9780/2007.
Довод заявителя о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А74-1052/2007 не имеет преюдициального значения, поскольку заявитель, не являлась стороной по делу, не могла представлять свои доводы и доказательства относительно предмета спора, обоснован. Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствуют препятствия для оценки судебных актов в качестве иного письменного доказательства при рассмотрении другого дела. Согласно части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве доказательств допускаются письменные доказательства.
Суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что не установлено нарушение организаторами конкурса и конкурсной комиссией законов и иных нормативных актов, а также прав и законных интересов заявителя. На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для признания решения незаконным.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 21 декабря 2007 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 21 декабря 2007 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя Журбовой И.Г. - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 декабря 2007 года по делу N А74-1676/2007 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.М. Демидова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1676/2007
Истец: ИП Журбова Ирина Геннадьевна
Ответчик: Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана, Администрация города Абакана
Кредитор: Арбитражный суд РХ
Третье лицо: ИП Смирнов Борис Германович
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-286/2008