г. Красноярск
11 апреля 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Шипилина Л.В., на основании свидетельства о государственной регистрации, паспорта; представителя индивидуального предпринимателя - Шабановой М.В., на основании доверенности от 15.10.2007;
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска - Новосельцевой Е.В., на основании доверенности от 18.12.2007 N 11-03/21899,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 января 2008 года по делу N А33-14956/2007, принятое судьей Смольниковой Е.Р.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Шипилина Леонида Васильевича об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска от 26.09.2007 N 121 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
индивидуальный предприниматель Шипилин Леонид Васильевич обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (измененным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска от 26.09.2007 N 121 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 января 2008 года заявление индивидуального предпринимателя удовлетворено. Решение от 26.09.2007 N 121, принятое Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска, признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. На Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с данным решением, Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Шипилина Л.В.
Налоговый орган считает, что арендованное индивидуальным предпринимателем Шипилиным Л.В. торговое место, где установлен контейнер и прилегающее место перед контейнером для осуществления розничной торговли, являются стационарным торговым объектом, не имеющим торгового зала (не подлежат перемещению в течение всего периода действия договора). Столик, стоящий у контейнера на рынке, передвижным средством развозной или разносной торговли не является, поэтому не может служить лотком.
Индивидуальный предприниматель Шипилин Л.В. считает оспариваемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Торговые места индивидуального предпринимателя относятся к объектам нестационарной торговой сети в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. При исчислении единого налога на вмененный доход предпринимателем правомерно применен коэффициент К2- 0,4 в соответствии с подпунктом 6.3.1 решения Красноярского городского Совета от 29.11.2005 N В-137.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Индивидуальный предприниматель Шипилин Л.В. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции оспариваемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель индивидуального предпринимателя пояснил, что торговая точка, используемая предпринимателем для заключения сделок купли-продажи, не относится к объектам стационарной торговой сети.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Шипилин Леонид Васильевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 11.12.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска за основным государственным регистрационным номером 304246529600130.
Налоговым органом, на основании решения от 20.07.2007 N 45, проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Шипилина Леонида Васильевича по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления и своевременности уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 01.01.2004 по 30.06.2007.
В ходе проведения проверки установлено и в акте выездной налоговой проверки от 27.08.2007 N 73 зафиксировано следующее:
- в 2006 году индивидуальный предприниматель Шипилин Л.В. осуществлял розничную торговлю непродовольственными товарами на территории рынка ГорДК, расположенного по адресу: пр. Свободный, д. 48, на местах N 7 во 2 ряду, N 9 в 3 ряду;
- согласно протоколам осмотра от 20.07.2007 N 110, от 07.11.2006 N 657, договорам от 01.01.2006 о предоставлении места под лоток, от 01.01.2005 о предоставлении контейнера-склада: торговые точки предпринимателя состоят из контейнера, стеллажей и территории возле контейнера, т.е. представляют собой стационарно оборудованное торговое место,
- при исчислении единого налога на вмененный доход индивидуальным предпринимателем Шипилиным Л.В. незаконно применялся коэффициент К2 в значении, равном 0,4, как для нестационарной торговой сети.
26.09.2007 налоговым органом, с учетом возражений налогоплательщика, вынесено решение N 121 о привлечении индивидуального предпринимателя Шипилина Л.В. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 2 904,50 рублей (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств). Кроме того, указанным решением налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю единый налог на вмененный доход за 2006, 2007 годы в сумме 29 045,00 рублей, применив коэффициент К2 в значении равном единице, начислил пени за несвоевременную уплату налога в сумме 2 098,34 рублей.
Индивидуальный предприниматель Шипилин Л.В. посчитал указанное решение налогового органа не соответствующим нормам действующего законодательства, нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании решения от 26.09.2007 N 121.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта в оспариваемой части, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный правовой акт государственных органов путем подачи в суд заявления о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух оснований - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что торговые точки, используемые предпринимателем для заключения сделок купли-продажи, не относятся к объектам стационарной торговой сети, следовательно, налогоплательщик правомерно определял сумму налога с учетом коэффициента К2 в значении, равном 0,4.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель Шипилин Л.В. в проверяемый период являлся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В соответствии со ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно (пункт 7 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации).
Красноярским городским Советом 29.11.2005 принято решение N В-137 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Красноярска", которым установлены значения коэффициента К2:
- в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, непродовольственными товарами - 1,0 (подпункт 6.2.1);
- в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, розничной торговли, осуществляемой на принципах развозной и разносной торговли (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения): продовольственными товарами - 0,4 (подпункт 6.3.1).
Таким образом, в целях исчисления единого налога на вмененный доход для применения конкретного значения коэффициента К2 установлению подлежит, к какой категории относится объект торговой сети.
В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации даны основные понятия, используемые в главе 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны. Магазином, согласно статье 346.27 Кодекса, является специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
При этом, площадью торгового зала признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, является торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.
Торговое место - место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
Из вышеизложенного следует, что под объектом стационарной торговой сети следует понимать торговую точку, используемую для совершения сделок купли-продажи, которая расположена в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия зданий, строений, сооружений.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что здания, строения и сооружения являются объектами капитального строительства, в свою очередь, строительство есть создание зданий, строений, сооружений.
Общероссийский классификатор основных средств, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, устанавливает, что к зданиям (кроме жилых) относятся здания, представляющие собой архитектурно - строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально - культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу.
Согласно названному выше Общероссийскому классификатору сооружениями являются строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что здания, сооружения относятся к недвижимым вещам в силу прочной связи с землей, невозможности перемещения указанных объектов без несоразмерного ущерба их назначению. По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации для того, чтобы недвижимые вещи могли участвовать в гражданском обороте, право на указанные объекты должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней.
Таким образом, здания, строения, сооружения представляют собой недвижимые объекты, созданные в результате строительной деятельности, право собственности на которые и другие вещные права, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Шипилин Л.В. осуществлял розничную торговлю на территории рынка ГорДК по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, д. 48 в Октябрьском районе г. Красноярска, по договорам от 01.01.2005, 01.01.2006, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Ника" о предоставлении торгового места под лоток и о предоставлении контейнера - склада на торговых местах N 7 во втором ряду и N 9 в третьем ряду. Из пояснений сторон, а также представленных письменных доказательств, в том числе протоколов осмотра от 07.11.2006 N 657, от 20.07.2007 N 110 следует, что торговые точки предпринимателя представляют собой совокупность металлического контейнера и стеллажей для обуви, расположенных около контейнера. По данным фактам спор между сторонами отсутствует.
Таким образом, указанные торговые точки не отвечают критериям стационарности, так как не являются зданиями, строениями и сооружениями (их частями), то есть объектами, созданными в процессе строительства. Доказательств того, что рынок ГорДК, на котором расположены торговые точки индивидуального предпринимателя Шипилина Л.В., в целом отвечает признакам здания, строения, сооружения, налоговый орган не представил. При осуществлении выездной налоговой проверки данный факт налоговым органом не исследовался. По запросу суда первой инстанции налоговым органом не представлены документы, характеризующие рынок, на котором индивидуальным предпринимателем осуществлялась торговля.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что торговые точки, используемые индивидуальным предпринимателем Шипилиным Л.В. для заключения сделок купли-продажи, не относятся к объектам стационарной торговой сети.
Довод налогового органа о том, что торговые точки индивидуального предпринимателя обладают признаком стационарности, поскольку располагаются постоянно на одном и том же месте, не перемещаемы, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным, так как законодатель при определении понятия стационарных объектов данные признаки не использовал.
Суд первой инстанции правомерно установил, что неисчерпывающий перечень объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, данный в статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации: "крытые рынки, ярмарки, киоски и другие аналогичные объекты", правового значения в рассматриваемом деле не имеет, поскольку данный перечень объектов является разновидностью объектов стационарной торговой сети, следовательно, сам объект должен соответствовать критериям объекта стационарной торговой сети.
В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации также дается понятие нестационарной торговой сети, которая представляет собой торговую сеть, функционирующую на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети. Приведенная норма права свидетельствует о том, что законодатель к данному виду объектов отнес не только развозную торговлю (с использованием автомобиля, автолавки, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата), разносную торговлю (на транспорте, на дому, на улице, с рук, лотка, из корзин, ручных тележек), но и иные объекты, не относимые к стационарной торговой сети. Причем, в отношении данных объектов критерий аналогичности их объектам развозной или разносной торговли не указан.
Следовательно, используемые индивидуальным предпринимателем Шипилиным Л.В. объекты торговли, не относящиеся к объектам стационарной торговой сети, в силу вышеприведенных выводов являются объектами нестационарной торговой сети.
Довод налогового орган о том, что объектами нестационарной торговой сети являются только объекты развозной и разносной торговли, ошибочно в силу буквального содержания статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что налоговый орган не доказал законность оспариваемого решения в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации о доначислении единого налога на вмененный доход с применением коэффициента К2 в значении, равном 1. Следовательно, налогоплательщик правомерно определял сумму налога с учетом коэффициента К2 в значении, равном 0,4.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 25 января 2008 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 25 января 2008 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 января 2008 года по делу N А33-14956/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14956/2007
Истец: ИП Шипилин Леонид Васильевич
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-664/2008