г. Красноярск
"04" мая 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" мая 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 февраля 2008 года по делу N А33-17605/2008, принятое судьей Петракевич Л.О. по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Таймырэнерго" (Красноярский край, г. Игарка) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю о признании недействительными решения налогового органа N 35 от 11.12.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования N 49 по состоянию на 18.12.2007 об уплате штрафов,
при участии в судебном заседании представителей:
от налогового органа: Лексиной С.Н.- по доверенности от 04.05.2008,
заявителя: Панариной Т.С. - по доверенности N 119-78 от 09.03.2007, Пальчик А.Н. - по доверенности N 119-22 от 15.04.2008,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Таймырэнерго" (далее по тексту - ОАО "Таймырэнерго", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решения налогового органа N 35 от 11.12.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования N 49 по состоянию на 18.12.2007 об уплате штрафа.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 февраля 2008 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:
- объектом правонарушений, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является установленный законодательством о налогах и сборах порядок представления налоговой отчетности,
- электронный документ, не соответствующий требованиям формата, не является налоговой декларацией,
- судом первой инстанции не принято во внимание письмо N 107 от 25.10.2007, из которого следует, что при выходе из строя магнитного носителя, абонент не имеет возможности проводить операции по шифрованию - расшифрованию сообщений, ему необходимо получить новый магнитный носитель с ЭЦП у специализированного оператора связи. Общество не обращалось в ООО "ТЕЛ" по поводу технического сбоя при отправке отчетности.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 22.02.2008 согласно по следующим основаниям:
- из подтверждения специализированного оператора связи следует, что 20.07.07 в 10:03:26 ОАО "Таймырэнерго" (отправитель 2467257@nalog.scn.ru) направило в адрес МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам (получатель 2467000@nalog.scn.ru) сообщение,
- указанное сообщение получено МИ ФПС по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю 20.07.07 в 10:06:26, что также следует из письма ООО "ТЕЛ" N 107 от 25.10.07,
- 25.07.2007 указанная отчетность направлена повторно, что также отражено в информации, представленной специализированным оператором связи (ООО "ТЕЛ" N 107 от 25.10.07),
- факт своевременной отправки налоговой декларации по НДС за июнь 2007 года подтверждается совокупностью доказательств: подтверждением специализированного оператора связи об отправке отчетности, статистикой программного обеспечения специализированного оператора связи об отправке отчетности и получении ее налоговым органом, протоколом входного контроля о том, что отчетность получена налоговым органом, но не принята к обработке,
- формат представления налоговой декларации относится к порядку ее представления в электронном виде, однако Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности за несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронном виде.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Таймырэнерго" своевременно (20.07.2007) представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю по телекоммуникационным каналам связи налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 год что подтверждается сообщением специализированного оператора связи - общества с ограниченной ответственностью "ТЕЛ" от 20.07.2007.
Согласно данным названной налоговой декларации за июнь 2007 года подлежал уплате налог в размере 7 200 557 рублей.
Протоколом входного контроля ОАО "Таймырэнерго" уведомлено инспекцией о том, что отправленная налоговая декларация не соответствует требованиям формата представления налоговой отчетности в электронном виде.
25.07.2007 ОАО "Таймырэнерго" повторно направило в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года. Данная налоговая декларация принята к обработке, что подтверждается протоколом входного контроля от 25.07.2007.
11.12.2007 заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю принято решение N 35 привлечении ОАО "Таймырэнерго" к налоговой ответственности на основании пункта 1 стал 119 Налогового Кодекса Российской Федерации в виде 180 013.92 рублей налоговых санкций: несвоевременное представление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года.
Размер штрафа исчислен налоговым органом с учетом применения смягчающих ответственность обстоятельств и составил 50% от суммы налоговых санкций.
Указанное решение получено заместителем генерального директора по правовым вопросам ОАО "Таймырэнерго" Панариной Т.С. под роспись 12.12.2007.
Требованием об уплате штрафа N 49 по состоянию на 18.12.2007 обществу предложено добровольно в срок до 03.01.2008 уплатить 180 013.92 рублей налоговых санкций.
Считая решение налогового органа N 35 от 11.12.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требование N 49 по состоянию на 18.12.2007 об уплате штрафа несоответствующими действующему законодательству о налогах и сборах, нарушающими права и законные интересы ОАО "Таймырэнерго", 28.12.2007 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда первой инстанции о неправомерности привлечения ОАО "Таймырэнерго" к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации соответствуют закону и фактическим обстоятельствам по делу.
Пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговая инспекция не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязана проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Представление налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее - Приказ N БГ-3-32/169).
Приказом N БГ-3-32/169 предусмотрено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику, с использованием электронной цифровой подписи.
В соответствии с п. 4 разд. 2 Порядка, утвержденного Приказом N БГ-3-32/169, датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Исходя из изложенного, в случае если специализированным оператором связи зафиксировано подтверждение даты отправки налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в пределах срока, установленного п. 5 ст. 174 НК РФ, налогоплательщик считается своевременно исполнившим свою обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации. При этом, технические ошибки при передаче электронных файлов не влияет на факт исполнения налогоплательщиком указанной обязанности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 2 статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки, от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, превышающими два миллиона рублей, налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Таким образом, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 должна быть представлена не позднее 20.07.2007.
Как следует из материалов дела, спорная налоговая декларация в электронном виде представлена обществом в инспекцию 20.07.2007, то есть своевременно, что подтверждено отчетом специализированного оператора связи ООО "ТЕЛ" (письмо N 107 от 25.10.2007-л.д.29), но не принята Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю по причине не открытия полученного электронного файла.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Суд первой инстанции правильно указал, что названной нормой установлена ответственность за виновное непредставление деклараций в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за несоблюдение порядка электронного документооборота, получение нечитаемой информации, представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 71, расширение сферы действия норм Налогового кодекса Российской Федерации о налоговой ответственности недопустимо.
Довод апелляционной жалобы о том, что объектом правонарушений, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является установленный законодательством о налогах и сборах порядок представления налоговой отчетности, является несостоятельным, основанным на расширительном толковании данной нормы.
Согласно пункту 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации неустранимы сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Утверждение налогового органа о том, что электронный документ, не соответствующий требованиям формата, налоговой декларацией не является, отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не принято во внимание письмо N 107 от 25.10.2007, из которого следует, что при выходе из строя магнитного носителя, абонент не имеет возможности проводить операции по шифрованию - расшифрованию сообщений, ему необходимо получить новый магнитный носитель с ЭЦП у специализированного оператора связи, не влияет на выводы суда апелляционной инстанции ввиду подтверждения данным письмом факта отправления отчетности 20.07.2007.
Из подтверждения специализированного оператора связи следует, что 20.07.07 в 10:03:26 ОАО "Таймырэнерго" (отправитель 2467257@nalog.scn.ru) направило в адрес МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам (получатель 2467000@nalog.scn.ru) сообщение. Идентификатор сообщения <a03a8790-90a0-4534-ab3a-2106с5е2b1 e9@nalog.scn.ru>.
В соответствии со статистикой программного обеспечения специализированного оператора связи, почтовому ящику ОАО "Таймырэнерго", отраженной в письме ООО "ТЕЛ" N 107 от 25.10.07, идентификатору сообщения <а03а8790-90а0-4534-аbЗа-2106с5е2b1e9@nalog.scn.ru> соответствует тема сообщения 2449002060 - сообщение с отчетностью ОАО "Таймырэнерго". Указанное сообщение получено МИ ФПС по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю 20.07.07 в 10:06:26, что также следует из письма ООО "ТЕЛ" N 107 от 25.10.07 (л.д. 29)
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган неправомерно привлек ОАО "Таймырэнерго" к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 180 013.92 рублей налоговых санкций.
Таким образом, решение суда первой инстанции о признании недействительным решения налогового органа N 35 от 11.12.2007 и требования N 49 по состоянию на 18.12.2007 является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" февраля 2008 года по делу N А33-17605/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17605/2007
Истец: Открытое акционерное общество "Таймырэнерго"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю