г. Красноярск
15 мая 2008 г. |
Дело N А33-16325/2007-03АП-1056/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хасановой И.А.,
судей: Гуровой Т.С., Кирилловой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от ответчика ОАО "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод" - представителя Борзенко Е.В. по доверенности от 23.03.2007,
от истца ОАО "Российские железные дороги" - представителя Субботиной Ю.В. по доверенности от 14.11.2006,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в лице филиала Красноярская железная дорога, г. Красноярск,
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 6 марта 2008 года по делу N А33-16325/2007, принятое судьей Цыганковой И.Н.,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в лице филиала Красноярская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "РУСАЛ Красноярск" о взыскании 1 762 200 рублей штрафа за задержку вагонов.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Востоксибпромтранс".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 6 марта 2008 года исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в лице филиала Красноярская железная дорога удовлетворены частично. С открытого акционерного общества "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога взыскано 704 880 рублей штрафа и 20 311 рублей государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец считает, что судом первой инстанции необоснованно применена статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по следующим основаниям:
- последствия задержки вагонов для перевозчика выражаются не только в получении платы за пользование вагонами, как указывает ответчик, но и в несвоевременном возврате вагонов после выгрузки, в связи с чем, перевозчик не имеет возможности обеспечить других грузоотправителей необходимым количеством вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов. Поскольку под грузовыми операциями были задержаны фитинговые платформы, количество которых у перевозчика ограничено, последний не может обеспечить других отправителей необходимым количеством специализированного подвижного состава;
- в соответствии с условиями пункта 2 соглашения Т-3/71 от 26.02.2004 ответчику установлены технологические сроки оборота вагонов, по истечении 24 часов установленных статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации: для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов, крытых вагонов под погрузку прочих грузов - 41 час. Соответственно, фитинговые платформы должны быть возвращены дороге по истечении 59 часов. После этого времени перевозчик должен передать этот подвижной состав для осуществления перевозки по принятым заявкам;
- ответчик после выгрузки глинозема из фитинговых платформ, подвижной состав направляет в ОАО "РУСАЛ Ачинск" под погрузку глинозема. Срок доставки груза - 4 суток. Однако, согласно представленным в материалы дела ведомостям подачи и уборки вагонов N 1737, 1744, 1764 задержка вагонов под погрузочно-разгрузочным операциям была длительный период времени (более 4 суток): 120-161 часов. Таким образом, размер штрафа соразмерен с последствиями нарушенного обязательства. Согласно статьям 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации штраф за задержку одного вагона за один час составляет 200 рублей, по специализированному составу составляет 400 рублей за одну единицу подвижного состава;
- уменьшение установленного законом штрафа не побуждает должника к исполнению обязательства по погрузке, выгрузке грузов в установленные законом и договором сроки, поскольку заведомо известно, что при взыскании штрафа в судебном порядке размер его будет значительно уменьшен. Согласно статье 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами за данное время не начисляется.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение от 6 марта 2008 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим:
- ОАО "РУСАЛ Красноярск" был приведен расчет платного пользования вагонами и контейнерами за время их нахождения на подъездных путях необщего пользования, в том числе и в течение штрафного времени. Сумма, которую бы уплатило ОАО "РУСАЛ Красноярск" за время нахождения на подъездных путях необщего пользования вагонов, указанных в ведомостях N 1737, 1744, 1764 составила бы 592 555,06 рублей, кроме того, большая часть из этой суммы платного пользования уже была оплачена ОАО "РУСАЛ Красноярск". При этом штраф за задержку вагонов, начисленный за нахождение на подъездных путях сверх установленного времени, составляет 1 762 200 рублей. С учетом снижения взыскиваемой суммы штрафа на 60 % (до 704 880 рублей) и с учетом уже уплаченной ОАО "РУСАЛ Красноярск" платы за пользование вагонами в сумме 216 281 рублей 02 копейки, сумма оплаты истцу будет составлять 921 161 рублей 02 копейки;
- истцом в материалы дела не представлены доказательства того, какие конкретные отрицательные последствия наступили для него в результате нарушения истцом обязательства по возврату вагонов, указанных в ведомостях N 1737, 1744, 1764;
- глинозем в адрес ОАО "РУСАЛ Красноярск" поступает в цементовозах (зерновозах) навалом и насыпью, а не на фитинговых платформах. Согласно действующим техническим условиям на фитинговых платформах размещаются и перевозятся контейнеры;
- истцом не представлены доказательства, подтверждающие принятие истцом необходимых мер для получения доходов, конкретные доказательства приготовления перевозчика к подаче спорных вагонов под погрузку ОАО "РУСАЛ Ачинск";
- довод истца о том, что уменьшенный штраф не побуждает ОАО "РУСАЛ Красноярск" к исполнению обязательств в установленные соглашением сроки не подтверждено доказательствами по делу. Более того, даже уменьшенный на 60 % штраф до суммы 704 880 рублей, в сумме с уже оплаченной ОАО "РУСАЛ Красноярск" стоимостью платного пользования влечет для ОАО "РУСАЛ Красноярск" расходы больше, чем расходы по оплате вагонов в пределах, установленных соглашением сторон.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика отклонил доводы апелляционной жалобы согласно возражениям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
20 сентября 2000 года между федеральным государственным унитарным предприятием "Красноярская железная дорога МПС России" и ОАО "В-Сибпромтранс" (владелец) заключен договор N 5, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО "В-Сибпромтранс", примыкающего к станции Красноярск-Северный Красноярской железной дороги, согласно условиям которого осуществляется обслуживание принадлежащего владельцу железнодорожного подъездного пути, примыкающего через стрелку N 23 к 3-му пути станции Красноярск-Северный, обслуживаемого собственными локомотивами владельца (л.д. 11-14).
Согласно параграфу 3 договора, сдаваемые на железнодорожный путь вагоны подаются локомотивом дороги на 5 и 7 приемо-сдаточные станции Коркино, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца. Возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на 5 и 7 приемо-сдаточные пути станции Коркино. Передача вагонов оформляется памяткой приемосдатчика.
В соответствии с параграфом 10 на условиях настоящего договора и при наличии у владельца доверенности от контрагентов на получение вагонов в адрес этих контрагентов и выполнение транспортно-экспедиционных операций подаются вагоны контрагентам владельца согласно перечня - приложение N 1 к договору.
26 февраля 2004 года между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик), открытым акционерным обществом "В-Сибпромтранс" (владелец) и ОАО "Красноярский алюминиевый завод" (контрагент) заключено соглашение N Т-3/71 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами (л.д. 8-10).
Согласно пункту 1 соглашения по договору N 5 от 20.09.2000 на эксплуатацию подъездного пути ОАО "В-Сибпромтранс", примыкающего к станции Красноярск-Северный-Красноярск железной дороги, ОАО "КрАЗ" является контрагентом владельца.
В соответствии с пунктом 2 соглашения контрагент оплачивает перевозчику согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой-выгрузкой более 24 часа по истечению технологического срока оборота вагонов, который составляет для маршрутов с глиноземом 32 часа, для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов, крытых вагонов под погрузку и прочих грузов - 41 час.
Согласно пункту 4 соглашения в оплачиваемое время включается время нахождения вагона на подъездных путях владельца и контрагента с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях станции Красноярск-Северный до момента из возвращения на эти же выставочные пути.
Согласно пункту 6 соглашения расчет платы за пользование вагонами и начисления штрафов производится по ведомостям передачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и уполномоченным лицом контрагента или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом. Величина штрафа определяется в соответствии со статьями 99 и 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В период с 25.10.2007 по 04.11.2007 согласно памяткам приемосдатчика N 4310, 4315, 4357 (л.д. 30-32) и ведомости подачи и уборки вагонов N 1764 (л.д. 29) на железнодорожные выставочные пути станции Красноярск-Северный владельцу ОАО "В-Сибпромтранс" для ОАО "РУСАЛ Красноярск" подавались следующие вагоны под погрузку, выгрузку: NN 95427852, 95783528, 95427621, 95083838, 95659116, 95825386, 95603460, 95491023, 95499034, 95228029, 5835567, 95248456, 95137949, 95159273, 95228565, 95518288, 95735437, 95171880, 95767919, 95727855, 95302428, 95787057, 95551354, 95310462, 5131728, 95253209,95148334..
Согласно времени, указанному в памятках приемосдатчика, вагоны находились у ОАО "РУСАЛ Красноярск" свыше сроков, определенных соглашением N Т-3/71 от 26.02.2004 и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
За задержку вагонов в ведомости подачи и уборки вагонов N 1764 начислен штраф в сумме 777 600 рублей (л.д. 29).
В период с 23.10.07 по 31.10.07 согласно памяткам приемосдатчика N 4186, 4194 (л.д. 36-37) и ведомости подачи и уборки вагонов N 1744 (л.д. 35), на железнодорожные выставочные пути станции Красноярск-Северный владельцу ОАО "В-Сибпромтранс" для ОАО "РУСАЛ Красноярск" подавались следующие вагоны под погрузку, выгрузку: NN 95302832, 95437307, 95706065, 95252052, 95772083, 95704789, 95504700, 95432860, 95467510, 95263851, 95139705, 95724965, 95200663, 95001913, 95779245, 95275814, 95089231,95733341,95020319, 95822920, 95234936,95740973, 95255717.
Согласно времени, указанному в памятках приемосдатчика, вагоны находились у ОАО "РУСАЛ Красноярск" свыше сроков, определенных соглашением N Т-3/71 от 26.02.2004 и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
За задержку вагонов в ведомости подачи и уборки вагонов N 1744 начислен штраф в сумме 733 200 рублей (л.д. 35).
В период с 21.10.07 по 29.10.07 согласно памяткам приемосдатчика N 3974, 4130, 4132 (л.д. 42-44) и ведомости подачи и уборки вагонов N 1737 (л.д. 40-41), на железнодорожные выставочные пути станции Красноярск-Северный владельцу ОАО "В-Сибпромтранс" для ОАО "РУСАЛ Красноярск" подавались следующие вагоны под погрузку, выгрузку: NN 26125799, 95665881, 95244083, 95784633, 95399564, 95518676, 95436044, 95364089, 95726873,95063608, 24502783.
Согласно времени, указанному в памятках приемосдатчика, вагоны находились у ОАО "РУСАЛ Красноярск" свыше сроков, определенных соглашением N Т-3/71 от 26.02.2004 и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
За задержку вагонов в ведомости подачи и уборки вагонов N 1737 начислен штраф в сумме 251 400 рублей (л.д. 40-41).
Представителями истца и ответчика подписаны указанные памятки приемосдатчика, подтверждающие время нахождения у ответчика вагонов. Доверенности приложены к материалам дела.
В адрес ответчика направлены уведомления N 606, 603, 600 о начисленной сумме штрафа по ведомостям подачи и уборки вагонов N 1737,1744,1764 (л.д. 27, 33, 38).
Поскольку штраф до настоящего времени ответчиком не уплачен, истец обратился в арбитражный суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика 1 762 200 рублей штрафа за задержку вагонов.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Пункты 2, 3 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 указанного Устава.
Статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрен штраф за каждый час простоя вагонов в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Анализ указанных выше статей Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации свидетельствует о том, что ответственность за задержку вагонов наступает в случае задержки вагонов сверх сроков, установленных договором на подачу и уборку вагонов или договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования либо по истечении обусловленного времени с момента подачи вагонов локомотивом перевозчика.
Установив факт задержки вагонов более чем на 24 часа после истечения технологических сроков оборота вагонов на основании представленных истцом доказательств, арбитражный суд правомерно признал подлежащими удовлетворению требования о взыскании штрафа.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ведомости подачи и уборки вагонов, подписанные сторонами, с указанием времени подачи, уборки и нахождения вагонов под грузовой операцией и ведомости, составленные на основании памяток подачи, являются надлежащими доказательствами задержки ответчиком вагонов.
Согласно части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. При наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
В определении от 21.12.2000 N 263-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 года N 6/8 в пункте 42 разъяснили, что при оценке несоразмерности последствий нарушения обязательств судом могут приниматься во внимание, в том числе и обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.
Поскольку законом не установлены ограничения размера неустойки, а также конкретные критерии, подлежащие учету судом при решении вопроса об ее уменьшении, суд первой инстанции, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, правомерно пришел к выводу, что ставка процента, применяемая для установления размера неустойки, является несоразмерно высокой, размер неустойки не соответствует последствиям нарушения ответчиком обязательств, в связи с чем правомерно уменьшил сумму подлежащего к взысканию штрафа до 704 880 рублей.
На основании изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы о неправомерном применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.
Изложенное свидетельствует, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 6 марта 2008 года по делу N А33-16325/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета 753 рублей 92 копейки излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 146 от 20.06.2007.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Хасанова |
Судьи |
Т.С. Гурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16325/2007
Истец: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярской железной дороги, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
Ответчик: Открытое акционерное общество "РУСАЛ Красноярск"
Третье лицо: Открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс"
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1056/2008