А33-56/2008/03АП-828/2008
г. Красноярск
"19" июня 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.
судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от заявителя: Юносова С.Х., представителя по доверенности от 26.05.2008,
от административного органа: Толкачевой О.В., представителя по доверенности от 28.11.2007, Халюзовой И.В., представителя по доверенности от 21.11.2007,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия Красноярского края "Комплекс "Сосна"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" января 2008 года по делу N А33-56/2008, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
Государственное предприятие Красноярского края "Комплекс "Сосна" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 30.08.2007 N 4080 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой с решением от 30.01.2008 не согласно частично по следующим основаниям:
- предприятие не извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;
- нарушение предприятием п. 3.14, 6.5, 7.11, 7.7, 7.8, 7.29 Санитарных правил 2.3.6.1079-01 административным органом не доказано;
- судом неправомерно отклонены доводы о возможности применения ст. 2.9 КоАП о малозначительности правонарушения;
- судом не рассмотрено ходатайство предприятия о приостановлении оспариваемого постановления;
- в действиях предприятия отсутствует вина, поскольку предприятие обращалось в административный орган с заявлением о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы на открытие летнего кафе.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 30.01.2008 согласен по следующим основаниям:
- предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается почтовым уведомлением от 07.08.2007 (получено 09.08.2007);
- вменяемые предприятию нарушения Санитарных правил 2.3.6.1079-01 подтверждаются протоколом об административном правонарушении.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 01.08.2007 N 4730 административным органом 03.08.2007 проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении предприятия в принадлежащем ему летнем кафе, распложенном по адресу: г. Красноярск, ул. П.Железняка, 1.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 15.08.2007 N 3857, в котором зафиксированы следующие нарушения Санитарных правил 2.3.6.1079-01:
- пункт 2.6 - имеется 1 контейнер и для сбора мусора, и для сбора пищевых отходов без крышки (постановление отменено судом первой инстанции, в суде апелляционной инстанции не оспаривается);
- пункт 6.5 - используемый инвентарь не маркирован (постановление признано законным судом первой инстанции, оспаривается в суде апелляционной инстанции);
- пункт 3.14 - имеется 1 туалетная кабина для персонала и посетителей (постановление признано законным судом первой инстанции, оспаривается в суде апелляционной инстанции);
- пункт 7.11 - совместное хранение в 1 холодильнике сырой и готовой продукции (постановление признано законным судом первой инстанции, оспаривается в суде апелляционной инстанции);
- пункт 7.29 - не сохранены маркировочные ярлыки на поступившую продукцию (постановление признано законным судом первой инстанции, оспаривается в суде апелляционной инстанции);
- пункт 7.7 - прием продуктов без сопроводительных документов (постановление признано законным судом первой инстанции, оспаривается в суде апелляционной инстанции);
- пункты 7.7, 7.8- прием продуктов без удостоверений качества (постановление признано законным судом первой инстанции, оспаривается в суде апелляционной инстанции);
- пункт 9.11 - для доставки полуфабрикатов используется ведро из-под другого продукта, б/у (постановление отменено судом первой инстанции, в суде апелляционной инстанции не оспаривается);
- пункт 7.5 - транспортная тара не маркирована (постановление отменено судом первой инстанции, в суде апелляционной инстанции не оспаривается);
- пункт 16.4 - в ассортимент входят продукты, оборот которых не соответствует типу и виду организации (постановление отменено судом первой инстанции, в суде апелляционной инстанции не оспаривается);
- пункт 16.6 - используется не привозная вода для приготовления горячих напитков (постановление отменено судом первой инстанции, в суде апелляционной инстанции не оспаривается);
- пункт 14.1, пункт 2.5, пункт - не организован производственный контроль (постановление отменено судом первой инстанции, в суде апелляционной инстанции не оспаривается).
Постановлением от 30.08.2007 N 4080 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.6 КоАП, в виде взыскания административного штрафа в сумме 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 6.6 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления от 30.08.2007 N 4080 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.6 КоАП, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) предприятия состава административного правонарушения по указанной статье.
Проверив в соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюдение административным органом установленного порядка привлечения к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком нарушен данный порядок, поскольку заявитель не извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, исходя из следующего.
В соответствии с частями 2 - 6 статьи 28.2 КоАП в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как следует из положений статьи 28.2 КоАП, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, что является гарантией защиты прав и законных интересов такого лица.
В отсутствие законного представителя юридического лица составление протокола об административном правонарушении допускается в случае, если указанное лицо извещено в установленном порядке (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП).
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 24 постановления N 46 от 26.07.2007 "О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП" положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4). Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Протокол об административном правонарушении от 15.08.2007 N 3857 составлен в отсутствие законного представителя либо защитника предприятия. В протоколе есть указание на уведомление о составлении протокола от 06.08.2007 и уведомление о вручении почтового отправления.
В уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении, на которое сослался ответчик ( см. л.д. 57) отсутствует дата и номер данного уведомления.
Административный орган ссылается на то, что указанное уведомление отправлено предприятию 07.08.2007 и вручено 09.08.2007 Хрущевой, что подтверждается почтовым уведомлением о направлении заказного письма с простым уведомлением (л.д. 74).
Однако, в указанном почтовом уведомлении отсутствует ссылка на уведомление от 06.08.2007 и содержится N 22337. Согласно реестру почтовых отправлений заказное письмо за N 22337 направлено в адрес предприятия (л.д. 76-78). В реестре отсутствует указание на наименование соответствующего документа.
Таким образом, из содержания указанных почтового уведомления и реестра нельзя сделать вывод о том, что именно указанное ответчиком уведомление б/н и б/д направлено и вручено законному представителю или иному уполномоченному лицу предприятия.
При этом, согласно пояснениям заявителя уведомление о времени и месте составления протокола от 15.08.2007 N 3857 в адрес предприятия не поступало; 09.08.2007 от административного органа был получен протокол об административном правонарушении от 06.08.2007 (копия которого представлена заявителем в материалы дела, л.д. 29-30), что подтверждается копией книги учета входящей корреспонденции предприятия (л.д. 27-28).
По предложению суда апелляционной инстанции административный орган представил подлинник протокола от 06.08.2007 N 3729, который отличается от копии, представленной заявителем: как следует из содержания подлинного протокола от 06.08.2007 N 3729, он составлен в отношении менеджера отдела реализации предприятия Столбуновой О.А.
Как установлено судом, соответствующая информация, позволяющая сделать вывод о составлении протокола в отношении юридического лица в протоколе, представленном предприятием, отсутствует. Однако, с учетом вышеизложенного, довод предприятия о том, что 15.08.2007 протокол об административном правонарушении составлен повторно в отношении предприятия как юридического лица, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Вместе с тем, достаточных доказательств, подтверждающих надлежащее извещение предприятия (его законного представителя) о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении от 15.08.2007 N 3857, административным органом не представлено.
Таким образом, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 15.08.2007 N 3857 в отсутствие законного представителя предприятия, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Указанные существенные нарушения, допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, которые лишили предприятие возможности участвовать при составлении протокола, ознакомиться с его содержанием и представить свои возражения и объяснения, являются основанием для признания постановления от 30.08.2007 N 4080 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.6 КоАП в виде административного штрафа в размере 20 000 тысяч рублей незаконным и его отмены.
С учетом изложенного, доводы предприятия относительно отсутствия объективной стороны, вины заявителя, применения ст. 2.9 КоАП, приостановления оспариваемого постановления не подлежат рассмотрению судом апелляционной инстанции, поскольку нарушение административным органом процедуры привлечения предприятия к административной ответственности является безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Поскольку судом первой инстанции не установлены обстоятельства о надлежащем извещении предприятия о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что привело к неправильным выводам суда первой инстанции о соблюдении административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и законности оспариваемого постановления, то решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Поскольку законодательство не предусматривает оплату государственной пошлины за подачу заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, а также апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по данной категории спора, то предприятию следует возвратить из федерального бюджета уплаченную согласно платежному поручению от 12.02.2008 N 174 государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" января 2008 года по делу N А33-56/2008 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении N 4080 от 30.08.2007 года, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Возвратить государственному предприятию Красноярского края "Комплекс "Сосна" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-56/2008
Истец: Государственное предприятие Красноярского края "Комплекс "Сосна"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-530/2008