г. Красноярск |
|
10 июля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П. В.,
судей: Демидовой Н. М., Первухиной Л. Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е. А.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю-
Алексеева Н. В., представитель по доверенности, служебное удостоверение УР N 261191;
от общества с ограниченной ответственностью "Атикс"- Кондратенко А. А., руководитель ликвидационной комиссии ООО "Атикс" на основании решения участника от 09.04.2007 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 17 апреля 2008 года по делу N А33-1395/2008, принятое судьей Путинцевой Е. И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Атикс" (далее-заявитель, ООО "Атикс"), обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (далее-налоговый орган, ответчик) от 22.01. 2008 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Атикс" в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 апреля 2008 года заявление общества удовлетворено.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 17 апреля 2008 года не согласен по следующим основаниям: принятие решения об отказе в государственной регистрации общества обусловлено представлением недостоверного ликвидационного баланса, в котором не была отражена задолженность перед бюджетом. В соответствии с частью 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. С учетом того, что требования об уплате налогов, пеней, ранее направлялись налоговым органом в адрес ООО "Атикс", то ликвидационная комиссия должна поступить в соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: исполнить обязанность по уплате налогов за счет денежных средств ликвидируемой организации, недостающую часть погасить учредителями. При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, коммерческая организация должна быть ликвидирована в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2008 года апелляционная жалоба принята к производству суда, рассмотрение жалобы назначено на 24 июня 2008 года. В судебном заседании 24 июня 2008 объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 30 июня 2008. Информация о перерыве размещена в сети Интернет на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru/.
Протокольным определением судебное разбирательство отложено на 15 час. 30 мин. 03 июля 2008 года.
Представитель заявителя Кондратенко А. А, с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснил, что имеющаяся у ООО "Атикс" задолженность не включена в ликвидационный баланс обоснованно в связи с тем, что судебным приставом-исполнителем постановлением от 21.08.2007 года исполнительное производство окончено. Просил решение арбитражного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
07.10.2005 решением N 1 учредителя Федорищева А. Б. утвержден Устав общества с ограниченной ответственностью "Атикс" в соответствии с пунктом 4.1 которого участником общества является гражданин Российской Федерации Федорищев Александр Борисович (л.д. 27-32)
В соответствии с пунктом 19.2 Устава ООО "Атикс" к исключительной компетенции общего собрания участников общества относится вопрос о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждения ликвидационного баланса.
09 апреля 2007 решением единственного участника ООО "Атикс" принято решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Атикс". Руководителем ликвидационной комиссии назначен Кондратенко Александр Анатольевич - консультант по налогам и сборам (л.д. 14).
В вестнике государственной регистрации N 16 от 25 апреля 2007 года опубликовано сообщение за N 206 о том, что общество с ограниченной ответственностью "Атикс" (ОГРН 1052460080529, ИНН 2460071188, КПП 246001001, место нахождения: 660021, г. Красноярск, ул. Горького, д. 31) уведомляет о том, что 09.04.2007 единственным участников ООО "Атикс" (решение б/н от 09.04.2007) принято решение о ликвидации общества. Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 (двух) месяцев с момента публикации настоящего сообщения по адресу: 660028, г. Красноярск, а/я 11951. (л. д 17)
В соответствии со свидетельством от 04 мая 2007 регистрирующим органом инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации ООО "Атикс" (л.д. 19).
Решением единственного участника ООО "Атикс" от 26.06.2007 утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью "Атикс" (л.д. 20).
26 декабря 2007 года ООО "Атикс" ценным письмом с описью вложения направило в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю заявление о государственной регистрации юридического лица - ООО "Атикс" в связи с его ликвидацией. К заявлению приложены ликвидационный баланс общества, решение единственного участника ООО "Атикс" об утверждении ликвидационного баланса, документ об уплате государственной пошлины (л.д. 24)
Согласно расписке о получении документов, представленных для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, направленной Межрайонной ИФНС N 23 по Красноярскому краю в адрес Кондратенко А.А. регистрирующим органом получены 17.01.2008 вх. N 578А вышеуказанные документы (л.д. 25)
На основании поданных документов налоговым органом принято решение N 578А от 22.01.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица - ООО "Атикс" в связи с его ликвидацией (л.д. 26).
Основанием для отказа в государственной регистрации регистрирующий орган указывает, что среди представленных для регистрации документов отсутствуют: ликвидационный баланс, подтверждающий завершение всех расчетов с кредиторами
Заявитель, считая указанное решение не соответствующим требованиям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", обратился в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции считает подлежащим отмене указанный судебный акт по следующим основаниям.
Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.
В силу ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами. Ликвидационная комиссия, завершая, текущие дела ликвидируемого юридического лица, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы.
В соответствии со ст. 21 Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации предприятия в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган должен быть представлен определенный пакет документов, в том числе ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс в котором не отражена задолженность по уплате обязательных платежей, следует считать недостоверным.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как следует из материалов дела, заявитель направил в налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 26 июня 2007 подписанный руководителем ликвидационной комиссии. Из промежуточного ликвидационного баланса, основанного на данных бухгалтерского и налогового учета ООО "Атикс" представленного им в налоговый орган, следует, что по состоянию на 26 июня 2007 у заявителя отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей.
Арбитражный суд Красноярского края, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что заявителем представлен в регистрирующий орган полный пакет документов, предусмотренный Законом, каких-либо требований кредитором, в лице налогового органа, не заявлялось.
При этом судом не было что учтено, что непредъявление требования о выплате задолженности по обязательным платежам не исключает обязанность ликвидационной комиссии погасить имеющуюся задолженность в порядке, предусмотренном статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 4 пунктом 3 статьи 44, статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации.
Задолженность по уплате в бюджет налогов в размере 39 978 рублей. 74 копеек имелась до представления ООО "Атикс" заявления о регистрации ликвидации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.04.2007 на основании постановления N 161 от 02.04.2007 Инспекции Федеральной налоговой службы Железнодорожного района г. Красноярска было возбуждено исполнительное производство, с которым руководитель ликвидационной комиссии был ознакомлен и оно не оспорено в установленном порядке. Данный факт подтверждается материалами исполнительного производства, имеющимися в деле. В данном случае налоговый орган следовало расценивать как возможного кредитора ликвидируемого юридического лица, требования которого заявлены в период действия ликвидационной комиссии.
Данная задолженность имелась на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса (л.д.21).
Прекращение впоследствии исполнительного производства в связи с недостаточностью имущества, не прекращало обязанность ООО "Атикс" по уплате налогов и сборов в соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Исходя из смысла указанных законоположений, ликвидационный баланс общества, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным.
Следовательно, регистрирующий орган, установив недостоверность данных ликвидационного баланса, не имел законных оснований для государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Атикс" в связи с его ликвидацией.
Налоговый орган в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказал законность принятого им решения от 22.01. 2008 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Атикс" в связи с его ликвидацией.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учётом изложенного решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" апреля 2008 года подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Поскольку при обращении в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой налоговый орган уплатил государственную пошлину по платежному поручению N 139 от 15.05.2008 в сумме 1 000 руб., то в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Атикс" в пользу налогового органа.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" апреля 2008 года по делу N А33-1395/2008 отменить. Принять новое решение. Обществу с ограниченной ответственностью "Атикс" в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Атикс" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю 1 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
П. В. Шошин |
Судьи |
Н. М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1395/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Атикс"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю