г. Красноярск
"27" июня 2008 г.
А33-4186/2008-03АП-1484/2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" июня 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.
судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Ермоленко А.А., представителя по доверенности от 08.04.2008, служебное удостоверение УР N 260691; Хворовой Л.С., представителя по доверенности от 17.06.2008, паспорт серии 2500 N 334787, выдан ОВД г. Тулуна Иркутской области, 26.12.2000;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" апреля 2008 года по делу N А33-4186/2008, принятое судьей Е.А. Ивановой,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "АЛПИ" (далее - общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 апреля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что стимулирующая лотерея была проведена обществом без надлежащего уведомления, поскольку к уведомлению не были приложены документы, указанные в письме инспекции от 05.12.2007 N 18-10-05/0339 о запрете проведения лотереи.
По мнению инспекции, судом не учтено, что запрет на проведение лотереи связан с принятием такого решения уполномоченным органом в связи с несоблюдением организатором лотереи порядка направления соответствующего уведомления и не зависит от даты извещения об этом организатора лотереи или даты начала проведения лотереи.
Налоговый орган считает, что судом первой инстанции обстоятельства, послужившие основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, установлены только на доводах общества, у инспекции данные обстоятельства судом не выяснялись, дополнительные документы не были запрошены.
В связи с этим налоговый орган считает, что обществом совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления N N 44384, 44383, 44385 от 04.06.2008), не направило в судебное заседание своих представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Обществом 19.11.2007 в адрес инспекции было направлено уведомление N 2370 от 19.11.2007 о проведении стимулирующей лотереи. К уведомлению были приложены правила (условия) проведения стимулирующей лотереи, справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам, нотариальные копии учредительных документов общества. Указанное уведомление получено налоговым органом 21.11.2007.
Письмом Федеральной налоговой службой России N 18-10-05/0339 от 05.12.2007 проведение лотереи запрещено на основании подпункта 1 пункта 2 части 3 статьи 7 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ). В решении указано, что в нарушение части 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи организатором лотереи не приложены документы, предусмотренные пунктами 2, 3, 4, 5, 7 части 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ, а также в нарушение пункта 5 статьи 18 Закона N 138-ФЗ в представленных организатором лотереи условиях стимулирующей лотереи не указан срок опубликования результатов розыгрыша призового фонда лотереи. Указанное решение было получено обществом 21.12.2007.
По результатам проверки, осуществленной инспекцией 27.01.2008 в 14 час. 00 мин., с целью установления факта соблюдения запрета на проведение стимулирующей лотереи, составлены акт от 27.01.2008 N 065 проверки соблюдения законодательства, регулирующего порядок организации и проведения лотереи, протокол об административном правонарушении от 18.02.2008 N А-07-2217, в которых отражён факт проведения стимулирующей лотереи без полученного в установленном порядке разрешения и без направления в установленном порядке уведомления.
В связи с выявлением вышеуказанного нарушения налоговый орган обратился с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Третий арбитражный апелляционный суд считает, что налоговый орган не доказал обстоятельства, необходимые для привлечения общества к административной ответственности.
Отказывая в привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не доказано наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность предусмотрена за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления.
Из пункта 1 статьи 2 Закона N 138-ФЗ следует, что под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В пункте 3 статьи 3 Закона N 138-ФЗ установлено, что лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, называется стимулирующей лотереей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона N 138-ФЗ разрешение на проведение стимулирующей лотереи получать не нужно. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи (пункт 1 статьи 7 Закона N 138-ФЗ).
Таким образом, для квалификации действий по проведению стимулирующей лотереи по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить неисполнение обязанности организатором лотереи по направлению уведомления либо направление им уведомления с нарушением установленного порядка.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В протоколе об административном правонарушении, составленном инспекцией 18.02.2008, зафиксировано проведение 27.01.2008 гипермаркетом "АЛПИ - Звездный" розыгрыша стимулирующей лотереи "Новогодняя Мегалотерея" без полученного в установленном порядке разрешения и направления уведомления с нарушением пунктов 1, 2, 3 статьи 7 и пункта 5 статьи 18 Закона N 138-ФЗ, то есть с приложением пакета документов не в полном объеме и без указания срока опубликования в средствах массовой информации результатов розыгрыша призового фонда лотереи. В связи с этими обстоятельствами Федеральной налоговой службы России было принято решение о запрете проведения лотереи, которое доведено до общества письмом от 05.12.2007 N18-10-05/0339@.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в силу пункта 8 статьи 6 Закона N 138-ФЗ необходимость получения разрешения на проведение стимулирующей лотереи законодательством не закреплена, поэтому такой обязанности у общества не возникло.
Материалами дела подтверждено направление обществом 19.11.2007 уведомления N 2370 о проведении стимулирующей лотереи.
В письме N 18-10-05/0339 от 05.12.2007 Федеральная налоговая служба указала, что в нарушение части 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи не приложены документы, установленные пунктами 2, 3, 4, 5, 7 части 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ. В нарушение пункта 5 статьи 18 Закона N138-ФЗ в представленных организатором лотереи условиях стимулирующей лотереи не указан срок опубликования результатов розыгрыша призового фонда лотереи.
Однако статьи 7 и 18 названного Закона не содержат требования о том, что к уведомлению должны быть приложены документы, содержащие срок опубликования результатов розыгрыша призового фонда лотереи.
Изложенные в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 18-10-05/0339 от 05.12.2007 обстоятельства опровергаются содержанием представленного уведомления и приложенных к нему документов.
Согласно пунктам 2, 3, 4, 5 и 7 части 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи должны быть приложены:
описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Налоговым органом при составлении протокола об административном правонарушении не учтено, что указанная информация содержалась в самом тексте уведомления, а также в правилах (условиях) проведения стимулирующей лотереи.
Ссылка налогового органа на решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-2914/08-94-22 от 19.03.2008, принятое по заявлению общества к Федеральной налоговой службе России о признании недействительным решения N18-10-05/0339@ от 04.12.2007 о запрете проведения лотереи, не может быть принята во внимание, так как данный судебный акт в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет преюдициального значения по данному делу, поскольку в нём участвовало другое лицо, а вывод суда о необходимости приложения к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи отдельного документа по каждому из пунктов части 2 статьи 7 Закона N138-ФЗ не является обязательным при рассмотрении настоящего дела.
Следовательно, вывод налогового органа о направлении обществом уведомления о проведении стимулирующей лотереи с нарушением установленного порядка является необоснованным.
При этом следует учесть, что частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за проведение лотереи в нарушение установленного запрета.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии вины общества в совершении вменяемого правонарушения.
Из материалов дела следует, что обществом в адрес Федеральной налоговой службы России уведомление N 2370 о проведении стимулирующей лотереи с 10.12.2007 было направлено 19.11.2007, т.е. с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 138-ФЗ срока.
Письмо Федеральной налоговой службы России N 18-10-05\0339@ от 05.12.2007, которым обществу было запрещено проведение лотереи, получено обществом 21.12.2007, т.е. через 11 дней с начала распространения лотерейных билетов.
Поскольку для проведения лотереи получение разрешения не требуется, а в силу пункта 3 статьи 7 указанного Закона уполномоченный орган имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи в течение пятнадцати дней со дня получения соответствующего уведомления, суд полагает, что общество, не получив в установленный срок решения Федеральной налоговой службы России о запрете проведения лотереи, приступило к ее проведению с 10.12.2007.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно принял решение об отказе в удовлетворении заявления инспекции о привлечении общества к административной ответственности. Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 апреля 2008 года по делу N А33-4186/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4186/2008
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 24 по Красноярскому краю
Ответчик: Открытое акционерное общество "АЛПИ", Открытое акционерное общество "АЛПИ, ОАО "АЛПИ"
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1484/2008