г. Красноярск
28 июля 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.,
при участии представителей:
закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "Союз" - Дядичкиной М.А., на основании доверенности от 01.04.2008;
Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю - Детуриной Н.В., на основании доверенности от 09.01.2008 N 1-6-03/0003,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 29 апреля 2008 года по делу N А33-15926/2007, принятое судьей Гурский А.Ф.,
по заявлению закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "Союз" об оспаривании приказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 02.08.2007 N 1/281,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (г. Москва),
установил:
закрытое акционерное общество Производственно-строительная компания "Союз" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 02.08.2007 N 1/281 "Об отмене приказов от 16.03.2007 N 1/79, от 24.04.2007 N 1/145".
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 28.01.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2008 года заявление удовлетворено. Приказ Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 02.08.2007 N 1/281 "Об отмене приказов от 16.03.2007 N 1/79, от 24.04.2007 N 1/145" признан недействительным, как несоответствующий Федеральному закону от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Положению о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 N 214, Указу Президента Российской Федерации от 04.05.2008 N 314 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", Положению о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418.
Не согласившись с данным решением, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "Союз".
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю в апелляционной жалобе ссылается на следующие доводы:
- заявителем не представлены доказательства того, что оспариваемый акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;
- не соответствуют действительности выводы суда первой инстанции о том, что отмена приказов об утверждении заключения экспертной комиссии ведет к затягиванию разрешения спора в отношении границ земельного участка ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", его наложение на земельный участок заявителя, в связи с чем последний не может своевременно обеспечить сдачу и введение в эксплуатацию построенного многоэтажного дома, тем самым выполнить свои обязательства перед дольщиками;
- неправомерным является вывод суда первой инстанции о том, что утверждение распоряжением администрации города Красноярска N 572-недв "О предоставлении ФГУП "РТРС" земельного участка" границ земельного участка ФГУП "РТРС" с превышением фактически используемой площади, создало препятствия для заявителя в реализации прав на строительство и ввод в эксплуатацию объектов инженерного обеспечения жилых домов, наличие которых предусмотрено проектами на строительство жилых домов, проектом детальной планировки, генеральным планом города Красноярска; законность издания распоряжения администрации города Красноярска N 572-недв не является предметом рассмотрения данного дела; решение по делу N А33-14886/2006 не имеет преюдициального значения по настоящему делу;
- судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю является уполномоченным органом по проведению экспертизы землеустроительной документации в отношении земель федеральной собственности; Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю не обладает достаточными полномочиями по созданию экспертной комиссии для проведения экспертизы землеустроительной документации, а также по изданию приказа, утверждающего заключение экспертной комиссии; понятия "организация проведения экспертизы" и проведение экспертизы" не являются тождественными; под организацией проведения экспертизы понимается прием и регистрация заявления с землеустроительной документацией, утверждение состава экспертной комиссии, задания на осуществление экспертизы, срок ее проведения и заключения экспертной комиссии; под проведением экспертизы понимается непосредственно проверка землеустроительной документации на ее соответствие техническим требованиям и нормам, подготовка проекта заключения, одобрение проекта заключения членами комиссии; организацию проведения экспертизы землеустроительной документации осуществляет Роснедвижимость либо ее территориальные органы, а проведение экспертизы относится к полномочиям экспертной комиссии, созданной Роснедвижимостью либо ее территориальным органом в зависимости от объекта исследования.
Закрытое акционерное общество Производственно-строительная компания "Союз" считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к отзыву.
В судебном заседании представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "Союз" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к отзыву, просил суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своего представителя в судебное заседание не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество Производственно-строительная компания "Союз" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.03.1999 администрацией Свердловского района г. Красноярска за номером 24 0009553, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 10.09.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району г. Красноярска Красноярского края за основным государственным регистрационным номером 1022402295541.
16.02.2007 на основании обращения закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "Союз" экспертной комиссией Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю была проведена государственная экспертиза землеустроительной документации, составленной в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Попова, 1, и предоставленного федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная радиовещательная сеть" в аренду из федеральной собственности (землеустроительное дело N 17392).
16.04.2007 экспертной комиссией Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю дополнительно к заключению от 16.02.2007, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, проведена государственная экспертиза вышеуказанной землеустроительной документации.
Заключениями экспертных комиссий от 16.02.2007, 16.04.2007 землеустроительное дело N 17392 признано оформленным с нарушением требований пункта 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 и подлежащим доработке.
По результатам проведенной экспертизы Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю приняты приказы от 16.03.2007 N 1/79, от 24.04.2007 N 1/145 об утверждении заключения экспертной комиссии.
Приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 02.08.2007 N 1/281 приказы от 16.03.2007 N 1/79, от 24.04.2007 N 1/145 об утверждении заключения экспертной комиссии отменены как противоречащие Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 N 214.
Закрытое акционерное общество Производственно-строительная компания "Союз" посчитало данный приказ не соответствующим нормам действующего законодательства, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов, обязательность и основания проведения землеустройства; полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства; организация и порядок проведения землеустройства; ответственность за их нарушение, технические условия и требования при проведении землеустройства установлены Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418).
Согласно перечню территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и подведомственных ему учреждений, утвержденных приказом Роснедвижимости от 26.09.2005 N П/0183, Положению об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 13.02.2007 N П/0026, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю является территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости на территории Красноярского края, осуществляющим, в том числе государственные услуги в сфере землеустройства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство); под землеустроительной документацией понимаются документы, полученные в результате проведения землеустройства.
В целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям предусмотрено осуществление государственной экспертизы землеустроительной документации в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (статья 6 Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
Согласно пункту 1 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 N 214 экспертиза осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.
Землеустроительная документация направляется заказчиком экспертизы в Федеральную службу земельного кадастра России или в ее территориальный орган, где она регистрируется в установленном порядке (пункт 6 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации).
Из материалов дела следует, что на основании обращения закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "Союз" Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю организовало проведение государственной экспертизы землеустроительной документации, составленной в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Попова, 1, и предоставленного федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная радиовещательная сеть" в аренду из федеральной собственности (землеустроительное дело N 17392). 16.02.2007 экспертной комиссией проведена экспертиза, составлено заключение. 16.04.2007 экспертной комиссией Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю дополнительно к заключению от 16.02.2007, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, проведена государственная экспертиза вышеуказанной землеустроительной документации.
По результатам проведенной экспертизы Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю приняты приказы от 16.03.2007 N 1/79, от 24.04.2007 N 1/145 об утверждении заключения экспертной комиссии.
Вывод суда первой инстанции о наличии оснований признания оспариваемого ненормативного правового акта (приказа от 02.08.2007 N 1/281) недействительным основан на неверном толковании Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации, что в силу пункта 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При вынесении нового судебного акта суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации Федеральная служба земельного кадастра России (в настоящее время преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314) организует проведение экспертизы следующей землеустроительной документации:
а) генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;
б) документация по вопросам землеустройства, разработанная в соответствии с решениями органов государственной власти;
в) документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности.
Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации организуют территориальные органы Федеральной службы земельного кадастра России.
Из толкования названной нормы следует, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, каким является Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, не вправе принимать участие в организации проведения экспертизы документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности.
Понятия "организация проведения экспертизы" и "проведение экспертизы" не являются тождественными понятиями. Из анализа пунктов 6, 8, 13 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации следует, что в понятие организации проведения экспертизы входят: прием и регистрация заявления с землеустроительной документацией, утверждение состава экспертной комиссии, задания на осуществление экспертизы, срок ее проведения и утверждение заключения экспертной комиссии. В понятие проведения экспертизы входит непосредственно проверка землеустроительной документации на ее соответствие техническим требованиям и нормам, подготовка проекта заключения, одобрение проекта заключения членами комиссии.
Следовательно, нельзя отнести организационно-распорядительные функции, направленные на обеспечение проведения землеустроительных экспертиз, к непосредственному проведению экспертиз землеустроительной документации.
В рассматриваемом случае объектом исследования являлась землеустроительная документация в отношении земель федеральной собственности.
Из системного анализа норм подпункта "в" пункта 4, пунктов 6, 8, 13 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации следует, что полномочиями по организации проведения экспертизы землеустроительной документации в отношении таких земель обладает лишь Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Таким образом, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю (территориальный орган) не обладало достаточными полномочиями по организации проведения такой экспертизы: созданию экспертной комиссии для проведения экспертизы землеустроительной документации, а также по изданию приказа, утверждающего заключение экспертной комиссии.
В связи с тем, что экспертиза землеустроительной документации в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Попова, 1, находящегося в федеральной собственности, организована неуполномоченным органом, приказы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 16.03.007 N 79, от 24.04.2007 N 1/145, утверждающие заключения экспертной комиссии, противоречат Положению о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 N 214.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Таким образом, право нормативно-правового регулирования федерального агентства в установленной сфере деятельности ограничено. Все акты федерального агентства в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, носят ненормативный характер и могут быть отменены путем издания нового распорядительного акта.
Пункт 10.3 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 27.07.2006 N П/0230 закрепляет за руководителем Управления Роснедвижмости по Красноярскому краю полномочие по изданию организационно-распорядительных актов.
Полномочия Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю по утверждению заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации предусмотрены пунктом 7.4.13 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 13.02.2007 N П/0026. Заключение экспертной комиссии утверждается Федеральной службой земельного кадастра России или ее территориальным органом, приказом об его утверждении, который направляется заказчику экспертизы (пункты 13, 14 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации).
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю наделено как полномочиями по изданию приказов об утверждении заключений экспертных комиссий, так и полномочиями по их отмене.
Следовательно, отмена приказом от 02.08.2007 N 1/281, ранее изданных приказов от 16.03.2007 N 1/79, от 24.04.2007 N 1/145, не выходит за пределы полномочий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю. Таким образом, издание Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю оспариваемого приказа от 02.08.2007 N1/281 "Об отмене приказов от 16.03.2007 N1/79, от 24.04.2007 N1/145" является законным и не противоречит действующему законодательству.
Из материалов дела не усматривается также нарушения интересов заявителя. Отмена приказов от 16.03.2007 N 1/79, от 24.04.2007 N 1/145 не повлекла отрицательных правовых последствий для закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "Союз". На настоящий момент в результате отмены приказов, противоречащих законодательству, произведен возврат правоотношений в первоначальное состояние: имеется факт обращения закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "Союз" с заявлением о проведении экспертизы, но проведение экспертизы в установленном порядке не организована.
Как следует из пункта 6 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации, обращение заказчика в территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости влечет обязанность зарегистрировать землеустроительную документацию в установленном порядке. При поступлении заявления в ненадлежащий орган у территориального органа возникает обязанность направить заявление с документацией по подведомственности.
Следовательно, интересы заявителя могут быть восстановлены не путем оспаривания приказа от 02.08.2007 N 1/281, а путем организации и проведения экспертизы в установленном законодательством порядке.
В силу части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным организациями уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей (подпункт 3 пункт 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Таким образом, при подаче апелляционной жалобы размер государственной пошлины для организаций составляет 1 000 рублей.
По первой инстанции судебные расходы по государственной пошлине должны быть распределены следующим образом: поскольку решение суда первой инстанции отменено и в удовлетворении заявленных закрытым акционерным обществом Производственно-строительная компания "Союз" требований отказано, то судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя - закрытое акционерное общество Производственно-строительная компания "Союз". При подаче заявления в суд первой инстанции закрытым акционерным обществом Производственно-строительная компания "Союз" уплачена государственная пошлина в размере 2 000,00 рублей по платежному поручению от 02.11.2007 N 3268. При удовлетворении заявления, указанная государственная пошлина не возвращена судом первой инстанции закрытому акционерному обществу Производственно-строительная компания "Союз".
При подаче апелляционной жалобы Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю уплачена государственная пошлина в размере 1 000,00 рублей по платежному поручению от 22.05.2008 N 3318.
По апелляционной инстанции судебные расходы по государственной пошлине должны быть распределены следующим образом: поскольку требования апелляционной жалобы удовлетворены в полном объеме, то судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на закрытое акционерное общество Производственно-строительная компания "Союз". Таким образом, с закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "Союз" подлежит взысканию в пользу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю государственная пошлина в размере 1 000,00 рублей.
Таким образом, основанием отмены решения суда первой инстанции от 29.04.2008 явилось неправильное применение норм материального права в результате неверного толкования (пункт 4 части 1, пункт 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2008 года по делу N А33-15926/2007 отменить.
Вынести новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требований закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "Союз" о признании недействительным приказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 02.08.2007 N 1/281, проверенного на соответствие Федеральному закону "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ, Положению о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 N 214, Указу Президента Российской Федерации от 04.05.2008 N 314, Положению "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418.
Взыскать с закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "Союз" в пользу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю 1 000,00 рублей судебных издержек.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15926/2007
Истец: ЗАО ПСК "Союз", Закрытое акционерное общество Производственно-строительная компания "Союз"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю
Третье лицо: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1555/2008