г. Красноярск
"07" августа 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" августа 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.
при участии:
от заявителя (ООО "Росси"): Панченко А.В., генерального директора на основании решения N 2 от 15.01.2007 (т.1 л.д. 16); Кружковского О.С., представителя по доверенности N 8 от 21.12.2007; Иватова Н.Ж., представителя по доверенности от 04.07.2008;
от третьего лица (Управление архитектуры администрации города Красноярска): Паниной Ю.А., представителя по доверенности N 13587 от 27.06.2008;
от администрации: Муляровой О.И., представителя по доверенности N 01-15 от 09.01.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2008 года по делу N А33-15602/2007, принятое судьей Крицкой И.П.,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления архитектуры администрации города Красноярска
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Росси" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (измененным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным письма администрации города Красноярска (далее - администрация, ответчик) от 22.08.2007 N 14-8235 "О рассмотрении обращения" и обязании ответчика восстановить нарушенное право - продлить срок действия распоряжения от 23.01.2004 N 121-арх сроком на три года, путем вынесения соответствующего акта местного самоуправления.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 15.01.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры администрации города Красноярска (далее - управление, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2008 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Росси" удовлетворено. Письмо администрации города Красноярска от 22.08.2007 N 14-8235 "О рассмотрении обращения" признано недействительным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Положению "О порядке подготовки и согласования индивидуальных правовых актов администрации города о предоставлении земельных участков для строительства, о разрешении реконструкции и о порядке разрешения строительства на территории г. Красноярска", утвержденному постановлением администрации города Красноярска от 08.08.2005 N 436. На администрацию города Красноярска возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем вынесения соответствующего акта органа местного самоуправления о продлении срока действия распоряжения от 23.01.2004 N 121-арх сроком на три года.
Не согласившись с данным решением, Управление архитектуры администрации города Красноярска обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой просит оспариваемое решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Росси" требований отказать по следующим основаниям:
- обществом не представлено необходимое согласование для принятия решения о продлении срока предварительного согласования места размещения объекта согласование государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- заключение ГУ Центр Госсанэпиднадзора от 07.06.2000 N 427 не является действующим, поскольку выдано на основании санитарных правил, действовавших на момент выдачи указанного заключения и утративших силу с 31.07.2000, не соответствует действовавшим на момент обращения общества санитарным правилам; указанное заключение выдано на земельный участок площадью 1019,4282 кв.м, а общество обратилось с заявлением о продлении срока предварительного согласования места размещения объекта на другом земельном участке площадью 5 989,31 кв.м, на который заключение представлено не было.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу (с учетом письменных пояснений от 31.07.2008), в котором с решением суда согласно по следующим основаниям:
- согласование с органами государственной автомобильной инспекции не требуется, поскольку торговое здание не относится к объектам дорожного сервиса; Законом о безопасности дорожного движения от 10.12.1995 N 196-ФЗ и Законом Красноярского края от 22.10.1997 N 15-601 "Об упорядочении организации дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования на территории края" не установлены требования о согласовании проектов зданий и сооружений культурно-бытового назначения с государственной автомобильной инспекцией; в указанных законах не указания о сроке действия согласования;
- законами и иными нормативными правовыми актами не установлены сроки действия согласований органов санитарно-эпидемиологического надзора;
- поскольку увеличение площади земельного участка произошло за счет выделения земельного участка для строительства подземной парковки и незначительного увеличения площади застройки самого здания, то дополнительного согласования с контролирующими и надзорными органами не требовалось.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает оспариваемое письмо управления соответствующим пункту 1.12 Положения о порядке подготовки и согласования индивидуальных правовых актов администрации города о предоставлении земельных участков для строительства и ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Извещением N 5750 от 04.08.1999 комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Красноярска разрешил обществу производить сбор согласований по участку, расположенному в Центральном районе г. Красноярска по ул. К. Маркса, на месте парковки автомобилей около здания ЦУМа, для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения 5-ти этажного торгового комплекса. Заявителю предложено в срок до 04.11.1999 представить в комитет по архитектуре и градостроительству согласования следующих организаций: администрации Центрального района, АО "ЦУМ", отдела государственного санитарно-эпидемиологического надзора, межрегионального комитета по охране природы, управления пожарной охраны УВД. отдела государственной автомобильной инспекции, МПП "Водоканал", АО "Красэнерго", МПП "Тепловые сети", центра по охране памятников, управления зеленого хозяйства, управления коммунального хозяйства, института "Красноярскгражданпроект".
Извещением N 9267 от 22.11.1999 комитет по архитектуре и градостроительству разрешил заявителю продолжить сбор согласований по указанному участку и предложил в срок до 24.02.2000 представить следующие согласования: администрации АО "ЦУМ" на отчуждение территории, администрации Центрального района г. Красноярска, центра по охране и использованию памятников истории и культуры, центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, межрегионального комитета по охране природы.
Извещением N 4222 от 10.04.2000 комитет по архитектуре и градостроительству разрешил заявителю продолжить сбор согласований по указанному участку и предложил в срок до 05.06.2000 представить согласования следующих организаций: согласование администрации АО "ЦУМ" на отчуждение территории, администрации Центрального района г. Красноярска, УПО УВД, администрации Педагогического университета, центра по охране и использованию памятников истории и культуры, центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, межрегионального комитета по охране природы.
Обществом в соответствии с названными выше извещениями в комитет по архитектуре и градостроительству были представлены следующие согласования: заключение N 1467-Крс от 26.11.1999 Красноярского межрайонного комитета по охране окружающей среды, согласование N 1609/903 от 15.09.1999 центра по охране и использованию памятников истории и культуры, согласование N ТО-1/579 от 06.09.1999 МПП "Водоканал", заключение N 3-1-00109,1009 от 16.09.1999 Управления государственной противопожарной службы Красноярского края, согласование от 11.08.1999 ОАО "Красэнерго", согласование N 366 от 04.08.1999 управления зеленого хозяйства, согласование N 13-1191-15 от 22.07.1999 института "Красноярскгражданпроект", согласование от 12.08.1999 МПП "Тепловые сети", согласование от 12.09.1999 МУП "Красноярскгоркомхоз", согласование N 38/Г-2237 от 17.08.1999 ГИБДД УВД г. Красноярска, согласование Красноярского государственного педагогического университета, согласование N 486 от 28.04.2000 ЗАО "ЦУМ", согласование N 655 от 18.05.2000 администрации Центрального района г. Красноярск, заключение N 427 от 07.06.2000 Центра Госсанэпиднадзора г. Красноярска, заключение N 0-3475 от 11.08.1999 Земельного управления.
02.08.2000 администрация г. Красноярска вынесла распоряжение N 721-арх "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Росси" места размещения объекта", в соответствии с которым предварительно согласовано обществу место размещения объекта на земельном участке площадью 1019,43 кв.м, расположенном по ул. К.Маркса, 102 в Центральном районе, для проектирования отдельно стоящего пятиэтажного здания торгового комплекса. Пунктом 3 указанного распоряжения комитету по архитектуре и градостроительству указано в двухнедельный срок по заявке застройщика выдать архитектурно-планировочное задание.
02.10.2000 между обществом и ответчиком заключен договор аренды N 4248 земельного участка для проектирования отдельно стоящего пятиэтажного торгового комплекса на срок до 01.08.2002.
06.10.2000 комитет по архитектуре и градостроительству выдал архитектурно-планировочное задание N 12555 на эскизный проект торгового комплекса по адресу: Центральный район, ул. К.Маркса, 102.
13.11.2000 общество представило в комитет по архитектуре и градостроительству эскизный проект торгового комплекса, рассмотренный и одобренный градостроительным Советом 21.11.2001.
18.12.2001 комитет по архитектуре и градостроительству выдал архитектурно- планировочное задание N 19142 на проектирование торгового комплекса по адресу: Центральный район, ул. К.Маркса, 102.
26.07.2002 администрация города Красноярска вынесла распоряжение N 952-арх "О продлении срока предварительного согласования, установленного распоряжением администрации города от 02.08.200 N 721-арх (ООО "Росси")", в соответствии с пунктом 1 которого продлен срок предварительного согласования места размещения объекта до 02.08.2003.
02.09.2002 между обществом и ответчиком заключен договор аренды земельного участка N 6134 для проектирования отдельно стоящего пятиэтажного торгового комплекса на срок до 01.08.2003.
11.03.2003 общество обратилось с заявлением N 24 в департамент градостроительства г. Красноярска и 19.04.2003 за N 33 к Главе администрации г. Красноярска о согласовании увеличения площади земельного участка, переименовании объекта на административно-торговое семиэтажное здание.
23.01.2004 администрация города Красноярска вынесла распоряжение N 121-арх "О предварительном согласовании ООО "Росси" места размещения объекта", в котором указано о предварительном согласовании ООО "Росси" места размещения семиэтажного административно-торгового здания на земельном участке из земель поселений площадью 5989,31 кв.м, расположенном по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. К.Маркса, 102. Пунктом 2 распоряжения утвержден Акт о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта, предполагаемого к проектированию и строительству, от 10.12.2003. Пунктом 3 распоряжения земельный участок площадью 1019,43 кв.м расформирован. Комитету по архитектуре и градостроительству указано в двухнедельный срок по заявке застройщика выдать архитектурно-планировочное задание.
23.01.2004 между обществом и департаментом недвижимости администрации города Красноярска заключен договор аренды земельного участка N 155 для использования в целях проведения проектно-изыскательских работ семиэтажного административно-торгового здания в срок до 21.01.2005. Данные сроки продлевались до 20.01.2006 и до 19.01.2007 соответственно договорами от 28.11.2005 N 2504 и от 14.02.2006 N 201.
18.02.2004 Комитет по архитектуре и градостроительству выдал обществу архитектурно-планировочное задание N 3233 на разработку проекта семиэтажного административно-торгового здание по адресу: Центральный район, ул. К.Маркса, 102.
13.07.2004 Комитет по архитектуре и градостроительству выдал архитектурно-планировочное задание N 14056 на разработку проекта семиэтажного административно-торгового здания по указанному выше адресу, которым внес изменение в архитектурно-планировочное задание от 18.02.2004.
05.07.2004 между заявителем и обществом с ограниченной ответственностью. "Махаон" заключен договор N 787 на выполнение проектных работ по объекту "Административно-торговое здание с подземной автостоянкой и отдельно стоящая подземная автостоянка с размещенным на ней пикником по ул. К.Маркса, 102, Центральный район г. Красноярска". Акт сдачи выполненных по данному договору работ составлен 15.01.2006.
20.09.2005 между заявителем и закрытым акционерным обществом "Красноярскагропромпроект" заключен договор на выполнение изыскательских работ N 4055245 на выполнение инженерно-геологических работ по объекту - административно-торговое здание и подземная стоянка. Оформленная по данному договору проектно-изыскательская продукция передана заявителю по акту сдачи-приемки от 12.10.2005.
Письмом ОАО "Красноярскэнерго" от 19.02.2003 N 102-Ц-Э21 выданы технические условия на электроснабжение торгового комплекса сроком до 18.02.2005.
15.12.2004 срок действия технических условий продлен до 15.12.2006.
Письмом ОАО "Красноярскэнерго" от 13.01.2005 N 211-21-2-12 продлен срок разрешения на теплоснабжение торгового комплекса на срок до 01.02.2007.
Письмом ОАО "Красноярскэнерго" от 24.02.2005 N 102-Ц-18 выданы технические условия на теплоснабжение торгового комплекса сроком до 01.03.2007.
Письмом обществ с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" от 19.12.2005 выданы технические условия N 00328 для проектирования водопроводно-канализационных сетей и сооружений сроком на 1 год.
Письмом ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс от 20.01.2006 N 115 выданы технические условия и требования на вынос тепловых сетей из зоны застройки.
Письмом ОАО "Сибирьтелеком" от 24.11.2005 N 3086/09-06 выданы технические условия на вынос сетей, подпадающих под подземную автостоянку по адресу: ул. К.Маркса. 102.
Письмом муниципального унитарного предприятия "Красоярскгорсвет" от 26.01.2006 N 0-159 выданы технические условия на вынос сетей наружного освещения из зоны строительства.
Письмом муниципального унитарного предприятия "Горэлектротранс" от 06.12.2005 N 1216 выданы технические условия на вынос сети троллейбуса из зоны строительства.
Письмом N 419 от 27.02.2006 администрацией Центрального района г. Красноярска согласован проект семиэтажного административно-торгового здания по ул. К.Маркса, 102.
14.02.2006 письмом за N 12 заявитель обратился в территориальное управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю о согласовании проекта семиэтажного административно-торгового здания по ул. К.Маркса, 102. 06.03.2006 между ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" и заявителем заключен договор N 1265 на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта административно-торгового комплекса с подземной автостоянкой по ул. К.Маркса, 102 в Центральном районе г. Красноярска.
22.06.2006 за N 34 заявитель представил в территориальное управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю доработанный проект семиэтажного административно-торгового здания по ул. К.Маркса. 102 для согласования.
Письмом N 56 от 22.11.2006 заявитель обратился к главе администрации города Красноярска с заявлением о продлении срока распоряжения администрации города Красноярска от 23.01.2004 N 121-арх "О предварительном согласовании ООО "Росси" места размещения объекта.
Письмом от 11.01.2007 N 198 Управление архитектуры администрации города Красноярска известило заявителя о том, что вопрос о продлении срока действия распоряжения администрации города рассмотрен на архитектурно-планировочной комиссии. Для принятия решения предложено представить положительное заключение УГИБДД УВД Красноярского края, после чего будет принято решение о продлении срока предварительного согласования места размещения административно-торгового комплекса на земельном участке по ул. К.Маркса, 102, а также архитектурно-планировочного задания N 14056 от 13.07.2004.
06.02.2006 N 11 заявитель обратился в отдел ГИБДД УВД г. Красноярска и представил на согласование проект семиэтажного административно-торгового здания по ул. К.Маркса, 102.
Письмом N 38Г-186 от 13.02.2006 отдел ГИБДД УВД г. Красноярска отказал в согласовании представленного проекта с указанием замечаний.
21.02.2006 за N 17 заявитель повторно обратился с отдел ГИБДД УВД г. Красноярска и представил на согласование проект семиэтажного административно-торгового здания по ул. К.Маркса, 102.
Письмом N 14-8235 от 22.08.2007 "О рассмотрении обращения" администрация города Красноярска отказала заявителю в продлении срока предварительного согласования места размещения административно-торгового здания на земельном участке по ул. К.Маркса, 102. Из содержания указанного письма следует, что основанием отказа явилось отсутствие согласования с государственной инспекции безопасности дорожного движения и истечение срока действия заключения ГУ Центра Госсанэпиднадзора в г. Красноярске от 07.06.2000 N 427.
Заявитель считает оспариваемое письмо администрации города Красноярска N 14-8235 от 22.08.2007 "О рассмотрении обращения" незаконным и нарушающим его законные права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные основания для признания недействительным письма N 14-8235 от 22.08.2007 "О рассмотрении обращения", согласно которому администрация города Красноярска отказала заявителю в продлении срока предварительного согласования места размещения административно-торгового здания на земельном участке по ул. К.Маркса, 102, отсутствуют, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании извещений комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Красноярска N 5750 от 04.08.1999, N 9267 от 22.11.1999, N 4222 от 10.04.2000 общество собрало и представило в комитет по архитектуре и градостроительству необходимые согласования: заключение N 1467-Крс от 26.11.1999 Красноярского межрайонного комитета по охране окружающей среды, согласование N 1609/903 от 15.09.1999 центра по охране и использованию памятников истории и культуры, согласование N ТО-1/579 от 06.09.1999 МПП "Водоканал", заключение N 3-1-00109,1009 от 16.09.1999 Управления государственной противопожарной службы Красноярского края, согласование от 11.08.1999 ОАО "Красэнерго", согласование N 366 от 04.08.1999 управления зеленого хозяйства, согласование N 13-1191-15 от 22.07.1999 института "Красноярскгражданпроект", согласование от 12.08.1999 МПП "Тепловые сети", согласование от 12.09.1999 МУП "Красноярскгоркомхоз", согласование N 38/Г-2237 от 17.08.1999 ГИБДД УВД г. Красноярска, согласование Красноярского государственного педагогического университета, согласование N 486 от 28.04.2000 ЗАО "ЦУМ", согласование N 655 от 18.05.2000 администрации Центрального района г. Красноярск, заключение N 427 от 07.06.2000 Центра Госсанэпиднадзора г. Красноярска, заключение N 0-3475 от 11.08.1999 Земельного управления.
Указанные согласования получены обществом в отношении размещения пятиэтажного здания торгового комплекса на земельном участке площадью 1019,43 кв.м, расположенном по ул. К.Маркса, 102.
02.08.2000 администрация г. Красноярска вынесла распоряжение N 721-арх "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Росси" места размещения объекта", в соответствии с которым предварительно согласовано обществу место размещения объекта на земельном участке площадью 1019,43 кв.м, расположенном по ул. К.Маркса, 102 в Центральном районе, для проектирования отдельно стоящего пятиэтажного здания торгового комплекса.
11.03.2003 общество обратилось с заявлением N 24 в департамент градостроительства г. Красноярска и 19.04.2003 за N 33 к Главе администрации г. Красноярска о согласовании увеличения площади земельного участка, переименовании объекта на административно-торговое семиэтажное здание.
23.01.2004 администрация города Красноярска вынесла распоряжение N 121-арх "О предварительном согласовании ООО "Росси" места размещения объекта", в котором указано о предварительном согласовании ООО "Росси" места размещения семиэтажного административно-торгового здания на земельном участке из земель поселений площадью 5989,31 кв.м, расположенном по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. К.Маркса, 102. Пунктом 2 распоряжения утвержден Акт о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта, предполагаемого к проектированию и строительству, от 10.12.2003. Пунктом 3 распоряжения земельный участок площадью 1019,43 кв.м расформирован.
На основании указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с 23.01.2004 возникли новые правоотношения по предварительному согласованию размещения нового объекта недвижимости - семиэтажного административно-торгового здания, на новом земельном участке, площадью 5 989,31 кв.м.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.4, 2.5 Положения о порядке подготовки и согласования индивидуальных правовых актов администрации города о предоставлении земельных участков для строительства, о разрешении реконструкции и о порядке разрешения строительства на территории г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 08.08.2005 N 436 (далее - Положение N 436), лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для строительства объектов недвижимости, направляют на имя начальника департамента градостроительства (в настоящее время - управления архитектуры администрации города) заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В течение семи дней заявление подвергается градостроительному анализу и выносится на заседание градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города. По итогам рассмотрения заявления на градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города принимается решение о согласовании размещения объекта и подготавливается извещение, разрешающее сбор согласований с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, службами и организациями, либо решение об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 2.6 Положения N 436 перечень органов и организаций, заключения которых необходимо получить для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, указывается непосредственно в извещении. Данной нормой перечислены обязательные согласования и заключения, которыми являются согласования и заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также администрации района в городе, на территории которого предполагается размещение объекта. В силу данной нормы заключения и согласования иных органов являются обязательными в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2.13 Положения N 436 при выполнении заявителем всех условий Извещения и представлении необходимых заключений и согласований Управление готовит акт о выборе земельного участка, на основании которого и представленных заявителем по Извещению документов, согласно пункту 2.16 Положения N 436, Управление в десятидневный срок готовит распоряжение первого заместителя Главы города о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка.
Таким образом, основанием для получения заявителем распоряжения администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта является выполнение условий извещения и получение всех необходимых согласований и заключений.
При невыполнении заявителем условий извещения и непредставлении необходимых согласований и заключений в указанный срок извещение в силу пункта 2.11 Положения N 436, утрачивает силу.
В соответствии с пунктами 2.17 и 2.18 Положения N 436 отрицательные заключения и замечания при согласовании места размещения объекта, а также непредставление заявителем необходимых заключений и согласований являются основанием для вынесения решения об отказе в размещении объекта.
Поэтому то обстоятельство, что при вынесении распоряжения от 23.01.2004 N 121-арх о предварительном согласовании места размещения объекта (семиэтажного административно-торгового здания на земельном участке из земель поселений площадью 5989,31 кв.м) (т. 1 л.д. 82) администрация не истребовала новые согласования, относящиеся к указанному объекту и земельному участку, не свидетельствует о правомерности такого бездействия и об отсутствии необходимости получения таких согласований.
Указанные требования о необходимости получения необходимых согласований для получения предварительного согласования размещения указанного нового объекта недвижимости обществом не исполнены, необходимые согласования не получены.
Согласования, которые выданы обществу в 1999-2000 годах не имеют отношения к новому объекту недвижимости - семиэтажному административно-торговому зданию, на новом земельном участке площадью 5 989,31 кв.м.
Пунктом 2.24 Положения N 436 предусмотрено, что продление срока предварительного согласований места размещения объекта осуществляется на основании направленного в Управление обращения заявителя за месяц до окончания срока, при условии представления заявителем действующих заключений и согласований надзорных и контролирующих инстанций. Продление возможно на срок действия заключений и согласований надзорных и контролирующих инстанций, но не более чем на три года.
Следовательно, на момент обращения в администрацию с заявлением о продлении срока распоряжения администрации города Красноярска от 23.01.2004 N 121-арх "О предварительном согласовании ООО "Росси" места размещения объекта у общества отсутствовали необходимые согласования компетентных органов, в связи с чем, отказ администрации в продлении срока предварительного согласования размещения семиэтажного административно-торгового здания на земельном участке площадью 5 989,31 кв.м является правомерным.
Как следует из письма N 14-8235 от 22.08.2007 "О рассмотрении обращения" администрация города Красноярска отказала заявителю в продлении срока предварительного согласования места размещения административно-торгового здания на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 102, в связи с отсутствием согласования государственной инспекции безопасности дорожного движения и истечением срока действия заключения ГУ Центра Госсанэпиднадзора в г. Красноярске от 07.06.2000 N 427.
Оценив правомерность указанных оснований отказа в продлении срока предварительного согласования места размещения указанного объекта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отсутствие согласования органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с пунктом 2.6 Положения N 436 обязательным для обеспечения выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта является наличие согласования и заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Считая данное основание отказа неправомерным, заявитель ссылается на то, что им представлено заключение ГУ Центра Госсанэпиднадзора в г. Красноярске от 07.06.2000 N 427 (т. 1 л.д. 49). Однако, ссылка на указанное заключение является неправомерной, поскольку данное заключение согласует размещение иного объекта на ином земельном участке и не имеет отношения к размещению семиэтажного административно-торгового здания на земельном участке площадью 5 989,31 кв.м.
Следовательно, данное основание отказа в продлении срока предварительного согласования места размещения семиэтажного административно-торгового здания на земельном участке площадью 5 989,31 кв.м, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 102, (отсутствие действующего согласования органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора) является правомерным.
Отсутствие согласования государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Письмом от 11.01.2007 N 198 (в письме указана дата 11.01.2001) Управление архитектуры администрации города Красноярска предложило обществу представить положительное заключение УГИБДД УВД Красноярского края, после чего будет принято решение о продлении срока предварительного согласования места размещения административно-торгового комплекса на земельном участке по ул. К.Маркса, 102 (т. 2 л.д. 28). На основе анализа содержания указанного письма, отметки заявителя о дате его получения (23.01.2007), пояснений представителя Управления в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что фактической датой указанного письма является 11.01.2007.
В обоснование своего права истребовать у общества согласование с государственной инспекции безопасности дорожного движения администрация ссылается на пункты 1.12 и 1.13 Положения N 436.
В соответствии с пунктом 1.13 Положения N 436 при необходимости получения дополнительных сведений о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, получения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, дежурных кадастровых карт (планов), содержащих сведения о местоположении земельных участков, управление архитектуры администрации города Красноярска (далее - Управление) имеет право направить запросы в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и муниципальные организации либо включить соответствующие органы и организации в перечень согласующих организаций.
Управление архитектуры в письме от 11.01.2007 N 198 не мотивировало необходимость включения УГИБДД УВД Красноярского края в перечень согласующих организаций, необходимость получения от указанного государственного органа положительного заключения, не разъяснило, о чем требуется получение заключения. В материалы дела такого обоснования также не представлено.
Довод представителя администрации г. Красноярска о возможности истребовать такое заключение на основании п. 1.13 Положения N 436 судом апелляционной инстанции не принимается, так как законодательством, регулирующим публичные правоотношения, не допускается произвольность в издании властных предписаний.
Согласно пункту 1.12 Положения N 436 не допускается издание индивидуального правового акта о предварительном согласовании места размещения объекта, если предполагаемое размещение объекта противоречит действующим законам, иным нормативным правовым актам, а также градостроительным нормам и правилам.
Ссылка Управления архитектуры и администрации на указанный пункт 1.12 Положения N 436 и Закон Красноярского края от 22.10.1997 N 15-601 "Об упорядочении организации дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования на территории края" не признается судом апелляционной инстанции относимой к обстоятельствам настоящего дела, поскольку указанный Закон регулирует правоотношения, в которые вступают участники дорожного движения, следовательно, в понятие "объектов дорожного сервиса", указанных в нем, входят только объекты торговли, предназначенные для удовлетворения потребностей участников дорожного движения, но не любые торговые объекты. Административно-торговое здание, предполагаемое к размещению на спорном земельном участке, не предназначено для удовлетворения потребностей участников дорожного движения, следовательно, применение Закона Красноярского края от 22.10.1997 N 15-601 в данном случае является необоснованным.
Таким образом, Управление архитектуры и администрация не доказали обоснованность такого основания отказа в продлении срока предварительного согласования места размещения семиэтажного административно-торгового здания на земельном участке площадью 5 989,31 кв.м, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 102, как отсутствие согласования государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, при обоснованности одного из оснований отказа (отсутствие согласования органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора) отказ обществу, выраженный в письме N 14-8235 от 22.08.2007 "О рассмотрении обращения", в продлении срока предварительного согласования места размещения административно-торгового здания на земельном участке по ул. К.Маркса, 102, не противоречит действующим нормативно-правовым актам и не нарушает законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей уплаченной третьим лицом согласно платежному поручению от 16.06.2008 N 452 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с общества в пользу управления.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2008 года по делу N А33-15602/2007 отменить. Вынести новый судебный акт.
Отказать ООО "Росси" в удовлетворении требования о признании недействительным письма Администрации г. Красноярска от 22.08.2007 N 14-8235, проверенного на соответствие Земельного кодекса Российской Федерации, Положению "О порядке подготовки и согласования индивидуальных правовых актов Администрации города о предоставлении реконструкции и о порядке разрешения строительства на территории г. Красноярска", утвержденному Постановлением администрации г. Красноярска от 08.08.2005 N 436.
Взыскать с ООО "Росси" в пользу Управления архитектуры администрации г. Красноярска 1 000 руб. государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15602/2007
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Росси"
Ответчик: Администрация города Красноярска
Третье лицо: Управление архитектуры администрации г. Красноярска