г. Красноярск
"20" августа 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" августа 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.
судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скрипниковой И.П.
при участии:
от заявителя: Загорской Я.А., представителя по доверенности от 04.03.2008, Глискова А.А., представителя по доверенности от 04.03.2008,
от ООО "Восток-Уголь": Севастьяновой О.А., представителя по доверенности от 20.02.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Разрез Ошаровский"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" марта 2008 года по делу N А33-13210/2007, принятое судьей Курбатовой Е.В.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
общество с ограниченной ответственностью "Восток-Уголь", Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, Управление по недропользованию по Красноярскому краю
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Разрез Ошаровский" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к администрации муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края (далее - администрация, ответчик) с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 постановления от 23.07.2007 N 624 "О предварительном согласовании места размещения объекта под обработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля и утверждении акта выбора земельного участка".
Определениями Арбитражного суда Красноярского края от 01.11.2007, от 25.12.2007, от 24.01.2008 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Восток-Уголь", Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, Территориальное агентство по недропользованию по Красноярскому краю, которое по ходатайству представителя заменено судом на правопреемника - Управление по недропользованию по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда от 26.03.2008 в удовлетворении заявленных требований общества отказано. Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнесены на заявителя.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 26.03.2008 не согласно по следующим основаниям:
- оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы общества как арендатора спорного земельного участка, свидетельствует об изъятии спорного земельного участка;
- при составлении Акта о выборе земельного участка не произведен расчет убытков и расчет потерь сельскохозяйственного производства, данные расчеты отсутствуют в качестве приложения к указанному акту;
- постановлением главы района от 30.01.2002 N 33 не было произведено предварительного отвода земельного участка для проведения работ по добыче угля;
- спорный земельный участок используется обществом по целевому назначению;
- общество не было проинформировано ответчиком в нарушение ч. 4 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации о предстоящем изъятии земельного участка.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 26.03.2008 согласна по следующим основаниям:
- утверждение акта выбора земельного участка, предварительный расчет стоимости возмещения убытков сельскохозяйственного производства были составлены без участия директора Концевого А.С. в связи с его отказом;
- расчет потерь сельскохозяйственного производства соответствует требованиям законодательства.
ООО "Восток-Уголь" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало следующее:
- права заявителя оспариваемым постановлением не нарушаются, поскольку оно не препятствует пользованию арендованным истцом земельным участком, не порождает каких-либо прав на арендуемый заявителем земельный участок и не обременяет права заявителя на него;
- предварительное согласование земельного участка не порождает прав на данный земельный участок и не нарушает ст. 613 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление по недропользованию по Красноярскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку права заявителя оспариваемым постановлением не нарушены, так как заявитель продолжает пользоваться предоставленным ему в аренду земельным участком, а предварительное согласование места размещения объекта не влечет правовых последствий для правового положения арендованного земельного участка.
Управление по недропользованию Красноярского края в судебное заседание не явилось, представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Управления.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, Администрация муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие администрации, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю и Управления по недропользованию Красноярского края.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации Нижнеингашского района Красноярского края N 33 от 30.01.2002 предварительно согласован отвод земельного участка для проведения работ по добыче угля Ошаровского участка; предоставление земельного участка произвести в установленном порядке после государственной регистрации лицензии на право пользования недрами.
Между муниципальным образованием "Нижнеингашский район Красноярского края" (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Разрез Ошаровский" заключен договор аренды от 04.12.2003 N 3 находящегося в государственной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (районный фонд перераспределения земель) с кадастровым номером 24:28:0901001:0001, находящийся по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, в 500 метрах на северо-восток от д. Ошарово для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровой карте, прилагаемой к договору, общей площадью 794 727,64 кв.м.
Согласно пункту 2.1 договора аренды N 3 срок аренды участка устанавливается с 17.03.2003 по 17.03.2052.
В соответствии с актом приема-передачи земельного участка от 11.11.2003 земельный участок площадью 794 727,64 кв.м передан обществу с ограниченной ответственностью "Разрез Ошаровский" в состоянии, пригодном для использования в соответствии с целями его предоставления.
Государственная регистрация сделки - договора аренды произведена учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.12.2003.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.12.2007 по делу N А33-5251/2007-03АП-1546/2007 отменено решение арбитражного суда Красноярского края от 24.10.2007 по делу N А33-5251/2007, в удовлетворении исковых требований администрации Нижнеингашского района о признании недействительным договора аренды N 3 от 04.12.2003 и применении последствий недействительности сделки отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.0.2008 по делу А33-5251/2007 постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.12.2007 оставлено без изменения.
09.10.2006 ООО "Восток-Уголь" обратилось в администрацию Нижнеингашского района с заявлением о согласовании места размещения объекта с последующим предоставлением земельного участка, указав на то, что получило лицензию на право пользования недрами КРР N 01536 ТЭ от 09.02.2005 на участок недр, расположенный в 15 км. Северо-восточнее п. Нижний Ингаш в Нижнее-ингашском районе.
В соответствии с лицензией на право пользования недрами серии КРР N 01536 по результатам проведения аукциона на получение права пользования недрами обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Уголь" разрешено производство работ по добыче бурого угля на Ошаровском участке Искринского месторождения в отношении участка недр, расположенного в 15 км северо-восточнее п. Нижний Ингаш в Нижне-Ингашском районе, на срок до 28.02.2020.
Постановлением администрации Нижнеингашского района N 534 от 27.06.2007 "О проведении публичных слушаний" постановлено провести публичные слушания по проекту постановления "О предварительном согласовании места размещения объекта под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля и утверждении акта выбора земельного участка".
Постановление N 534 от 27.06.2007 опубликовано в газете N 13 (15) 16-30 июня 2007 года "Информационный вестник". В указанном выпуске газеты размещено информационное сообщение о проведении 12.07.2007 публичных слушаний по проекту постановления "О предварительном согласовании места размещения объекта под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля и утверждении акта выбора земельного участка".
Письмом от 04.06.2007 N 624 ООО администрация Нижнеингашского района уведомила ООО "Разрез Ошаровский" о том, что 14.06.2007 будет осуществляться выбор земельного участка под разработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля, ООО "Разрез Ошаровский" приглашено к участию в работе комиссии по выбору земельного участка Искринского месторождения бурого угля.
В ответ письмом N 018 от 09.06.2007 ООО "Разрез Ошаровский" указало, что считает невозможным проведение выборки земельного участка, поскольку земельные участки находятся у ООО "Разрез Ошаровский" на праве аренды сроком 49 лет, а также являются предметом спора в Арбитражном суде Красноярского края; ООО "Разрез Ошаровский" готово рассмотреть вопрос о субаренде спорных земельных участков.
По результатам проведения публичных слушаний проекта постановления "О предварительном согласовании места размещения объекта под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля и утверждении акта выбора земельного участка" решено принять проект постановления, что отражено в протоколе проведения публичных слушаний от 12.07.2007.
В соответствии с актом выбора земельного участка под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля от 14.06.2007 на основании представленных материалов комиссия рекомендовала к утверждению акт выбора земельного участка под строительство предприятия по добыче бурого угля на Ошаровском участке Искринского месторождения. К акту выбора земельного участка приложен представленный ООО "Восток-Уголь" ситуационный план расположения объектов М 1:10 000, согласно которому потребность в земельном отводе составляет 104,4 га. На указанном плане указана граница предварительного отвода согласно лицензии КРР 01536ТЭ, а также граница земельного участка, предоставленного ООО "Разрез Ошаровский". Указанные границы имеют значительные наложения.
В соответствии с комиссионным актом от 14.06.2007 арендатор земельного участка ООО "Разрез Ошаровский" на заседание комиссии по выбору земельного участка для разработки Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля от 14.06.2007 не явился. Вместе с тем, в акте выбора земельного участка от 14.06.2007 директор ООО "Разрез Ошаровский" Концевой А.С указан в качестве члена комиссии, участвующего в работе комиссии.
Согласно акту от 20.07.2007 определения потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земель для размещения объекта под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля для несельскохозяйственных нужд ООО "Восток-Уголь", общая стоимость освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий составляет 3 236 156 руб.
Согласно предварительному расчету стоимости возмещения убытков сельскохозяйственного производства ( без номера и даты) для арендатора ООО "Разрез Ошаровский" размер убытков составляет 287 626 руб.
Оспоренным в настоящем деле постановлением администрации Нижнеингашского района N 624 от 23.07.2007 предварительно согласовано обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Уголь" место размещения объекта под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля на земельном участке в 640 м на северо-восток от д. Ошарово Нижнеингашского района Красноярского края, площадью 104,4 га ( п.1); утвержден акт выбора земельного участка под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурового угля от 14.06.2007 (п. 2).
Считая постановление администрации Нижнеингашского района N 624 от 23.07.2007 в части пунктов 1 и 2 о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Уголь" места размещения объекта под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя как арендатора земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что администрация не доказала соответствие оспариваемого постановления N 624 от 23.07.2007 в части пунктов 1 и 2 закону, а нарушение прав и интересов заявителя подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Как следует из материалов дела, оспоренным постановлением утвержден акт выбора земельного участка от 14 июня 2007 года и предварительно согласовано обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Уголь" место размещения объекта под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля на земельном участке площадью 104,4 га. При этом, указанный земельный участок имеет значительные наложения с земельным участком, предоставленным заявителю по договору аренды, заключенному с ответчиком.
Суд апелляционной инстанции полагает, что исходя из положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, находящийся в аренде, может быть предоставлен или согласован для размещения объекта другому лицу в случае предполагаемого изъятия данного земельного участка у законного владельца для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке и при соблюдении гарантий, предусмотренных для законного владельца земельного участка, в том числе арендатора.
При этом, органом местного самоуправления должны быть соблюдены положения статьи 31 Земельного кодекса, регламентирующей порядок действий соответствующих органов, а также заинтересованных лиц по выбору земельных участков для строительства и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Заявление ООО "Восток-Уголь" от 09.10.2006 (представлено ответчиком в суд апелляционной инстанции), в котором 3-е лицо просит администрацию согласовать место размещения объекта ( участка недр, распложенного в 15 км северо-восточнее п. Нижний Ингаш в Нижнее-Ингашском районе) с последующим предоставлением земельного участка, указанным требованиям не соответствует. Кроме того, в данном заявлении не указано, что ООО "Восток-Уголь" просит о выборе земельного участка.
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
14 июня 2007 года составлен Акт выбора земельного участка под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля, согласно которому комиссия рекомендовала к утверждению акт выбора земельного участка под строительство предприятия по добыче бурого угля на Ошаровском участке Искринского месторождения (т. 1 л.д. 117-131). При исследовании и оценке содержания указанного акта (с учетом указанного в нем приложения) судом апелляционной инстанции установлено, что какая-либо информация о земельном участке ( а равно о вариантах выбора земельного участка) в данном акте отсутствует. На ситуационном плане обозначены только границы предварительного горного отвода согласно лицензии ООО "Восток-Уголь" и границы земельного участка, предоставленного заявителю (т. 1 л.д. 132). При этом, границы земельного участка, выбранного для размещения объекта ООО "Восток-Уголь", на указанном ситуационном плане не определены; варианты размещения такого объекта на конкретном земельном участке также отсутствуют.
Таким образом, выбор конкретного земельного участка для размещения объекта ООО "Восток-Уголь" фактически не произведен.
Кроме того, согласно части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации к акту выбора земельного участка прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Как следует из материалов дела, проект границ земельного участка для размещения объекта ООО "Восток-Уголь" в качестве приложения к Акту выбора земельного участка от 14.06.2007 не указан, в материалах дела отсутствует, органом местного самоуправления не утверждался.
С учетом содержания ситуационного плана, приложенного к Акту от 14.06.2007, основания для вывода о том, что ситуационный план является утвержденным проектом границ земельного участка, отсутствуют.
Представленный в материалы дела план границ земельного участка (см. т. 1 л.д. 110) составлен специалистом Управления Роснедвижимости и требованиям пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не соответствует, так как органом местного самоуправления не утвержден. Указанный план с письмом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 03.10.2007 N 28/07-32 направлен ответчику с указанием на то, что при нанесении формируемого земельного участка, предоставляемого под добычу бурого угля на Ошаровском участке Искринского месторождения ООО "ВостокУголь", происходит нарушение прав смежных землепользователей - ООО "Разрез Ошаровский", в связи с чем, в проведении государственного кадастрового учета будет отказано.
Согласно части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, действующего с 01.01.2007) в случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
В силу части 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц ( далее Правила).
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке. Временные методические рекомендации по расчету размера убытков утверждены руководителем Росземкадастра 11.03.2004, которыми предусмотрен порядок определения размера реального ущерба, упущенной выгоды, размера убытков, причиненных досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.
В материалы дела представлен предварительный расчет стоимости возмещения убытков для арендатора (заявителя), подписанный заместителем главы района (см.т.2.,л. д. 48). Доказательств согласования указанного расчета с заявителем не представлено. Кроме того, поскольку указанный документ не содержит даты его составления и отметки о том, что он является приложением к Акту выбора земельного участка от 14.06.2007, то основания для вывода о том, что указанный расчет имелся на дату составления акта выбора земельного участка и является приложением к акту о выборе земельного участка в соответствии с требованиями части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
При этом, доводы заявителя о неправильности произведенного расчета судом апелляционной инстанции не оцениваются, поскольку данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по настоящему делу, а подлежит рассмотрению в рамках отдельного судебного спора.
Как следует из материалов дела и объяснений ответчика, предполагается изъятие спорного земельного участка с кадастровым номером 24:28:0901001:0001, находящегося по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, в 500 метрах на северо-восток от д. Ошарово, общей площадью 794 727,64 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения (районный фонд перераспределения земель) и перевод в земли промышленности.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанная обязанность ответчиком не исполнена. Из материалов дела следует, что заявителю было направлено письмо от 04.06.2007, которым администрация известила заявителя о необходимости прибыть 14.06.2007 для участия в работе комиссии по выбору земельного участка. В указанном письме отсутствует информация о возможном изъятии спорного земельного участка у заявителя.
Таким образом, с результатами выбора земельного участка ( с учетом неучастия в работе комиссии по выбору земельного участка) и расчетом убытков арендатора общество не ознакомлено и в нарушение части 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не извещено о возможном изъятии спорного земельного участка у общества, находящегося у него на праве аренды.
С учетом изложенных обстоятельств и норм права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Акт выбора земельного участка от 14.06.2007, который утвержден постановлением от 23.07.2007 N 624, а также решение администрации о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Восто-Уголь" места размещения объекта под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля на земельном участке в 640 м на северо-восток от д. Ошарово Нижнеингашского района Красноярского края площадью 104,4 га, приняты с нарушением статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемым постановлением права заявителя не нарушаются, поскольку заявитель вправе продолжать пользоваться предоставленным ему на праве аренды земельным участком, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Заявитель является законным владельцем спорного земельного участка на основании договора аренды от 04.12.2003 N 3, который признан арбитражным судом соответствующим требованиям законодательства. Следовательно, возможное изъятие спорного земельного участка, находящегося в аренде у заявителя, должно осуществляться администрацией в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке с соблюдением прав заявителя.
Как установлено судом апелляционной инстанции, оспариваемое постановление вынесено администрацией с нарушением прав заявителя: о возможном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд заявитель не извещен; с расчетом убытков заявителя как арендатора спорного земельного участка, общество не ознакомлено; акт о выборе земельного участка составлен в отсутствие заявителя и без учета его возражений.
Согласно части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Следовательно, незаконное предварительное согласование размещения объекта на спорном земельном участке нарушает права заявителя на владение и пользование спорным земельным участком, поскольку влечет лишение заявителя предусмотренных законом прав.
Кроме того, согласно письму от 15.04.2008 индивидуальный предприниматель Эрбес С.В. (покупатель по договору поставки с обществом) сообщил обществу о расторжении договора поставки от 20.08.2005 N 05 в связи с согласованием администрацией земельного участка, находящегося в аренде общества, ООО "ВостокУголь", а также судебными спорами.
О нарушении прав заявителя как смежного землепользователя указано в вышеприведенном письме 3-го лица ( Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю) от 03.10.2007 N 28/07-32.
Таким образом, постановление от 23.07.2007 N 624 в части пунктов 1 и 2 не соответствует статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя как арендатора спорного земельного участка. Следовательно, постановление от 23.07.2007 N 624 в части пунктов 1 и 2 подлежит признанию недействительным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Поскольку выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления не соответствуют обстоятельствам дела, то решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей согласно квитанции от 10.04.2008 за рассмотрение апелляционной жалобы, а также в сумме 2 000 руб. согласно квитанции от 24.09.2007 за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" марта 2008 года по делу N А33-13210/2007 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными пункты 1, 2 постановления администрации Нижнеингашского района Красноярского края N 624 от 23.07.2007 "О предварительном согласовании места размещения объекта под отработку Ошаровского участка Искринского месторождения бурого угля и утверждении акта выбора земельного участка".
Взыскать с администрации муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Разрез Ошаровский" 3 000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13210/2007
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Разрез Ошаровский"
Ответчик: Муниципальное образование в лице администрации Нижнеингашского района Красноярского края
Третье лицо: Управление Фелерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, Управление по недропользованию по Красноярскому краю, Общество с ограниченной ответственностью "Восток-Уголь"
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1139/2008