г. Красноярск
21 августа 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2008 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хасановой И.А.,
судей: Кирилловой Н.А., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,
при участии:
от истца Ашихмина М.М. - представителя по доверенности от 20 января 2008 года N 10/2, Артюшкиной И.А. - представителя по доверенности от 20 января 2008 года N 11,
от Центрального Банка Российской Федерации - Казаковой Л.А., представителя по доверенности от 17 декабря 2007 года,
от ответчика Уракова А.В. - представителя по доверенности от 23 ноября 2007 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества "Красремстрой", г. Железногорск Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 11 июня 2008 года по делу N А33-1067/2008, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Красремстрой" (далее - истец, ОАО "Красремстрой") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краевому управлению инкассации, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании права собственности на гаражи N 1, N 2, N 8, N 9, расположенные по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, проспект Курчатова, 45-Б.
Определением от 26 марта 2008 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Красноярского краевого управления инкассации на Российское объединение инкассации (Росинкас) Центрального банка Российской Федерации (далее - ответчик).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (далее - территориальное управление), Центральный Банк Российской Федерации (далее - Центральный Банк РФ).
Решением суда от 11 июня 2008 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 июня 2008 года отменить, принято по делу новый судебный акт.
По мнению истца, решение суда первой инстанции необоснованно, незаконно, принято с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку, в уставе ответчика предусмотрено право осуществления деятельности, приносящей ему доходов. Построенные и введенные в эксплуатацию в 1995 году гаражи возводились за счет доходов ответчика. Таким образом, приобретенные за счет этих доходов спорные гаражи, поступили в самостоятельное распоряжение ответчика и учитываются в отдельном балансе.
В судебном заседании представители ответчика и Центрального Банка РФ просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальное управление, извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось. Явку своего представителя не обеспечило.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя территориального управления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Приказом Госбанка СССР от 22 января 1988 года N 5 утверждена организационная структура Хозрасчетного объединения инкассации при госбанке СССР, решено преобразовать отделы инкассации при бывших районных и городских учреждениях Госбанка СССР в участки соответствующих управлений инкассации Хозрасчетного объединения инкассации. Согласно Приложения N 1 к данному приказу в структуру Хозрасчетного объединения инкассации при Госбанке СССР входит Российское республиканское управление инкассации с непосредственным подчинением ему управлений инкассации в краях, областях.
Приказом Хозрасчетного объединения инкассации при Госбанке СССР от 23 марта 1988 года (л.д.1-5, том N 2) утверждена сеть управления инкассации, в состав которой вошло Российское республиканское управление инкассации. В РСФСР образовано в числе других Красноярское краевое управление инкассации с непосредственным подчинением республиканскому управлению инкассации. Решено преобразовать отделы инкассации в участки инкассации при учреждениях спецбанков.
27 сентября 1989 года начальником управления инкассации РСФСР утвержден устав Красноярского краевого управления инкассации (л.д.6-19, том N 2). В данном уставе указано, что управление является юридическим лицом. Управление осуществляет право владения, пользования и распоряжения находящимся в его оперативном управлении государственным имуществом (пункты 1.3, 1.5 устава).
30 января 1991 года руководителем Российского объединения инкассации Центрального банка РСФСР (Банка России) утвержден новый устав Красноярского краевого управления инкассации (л.д.20-29, том N 2). Согласно пункту 1.1 устава, управление является юридическим лицом.
Московской регистрационной палатой 03 августа 1992 года зарегистрирован устав Российского объединения инкассации (Росинкас) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) (л.д.31-41, том N 2). Статьями 1, 2, 3 данного устава предусмотрено, что Российское объединение инкассации входит в систему банка России, осуществляет деятельность по организации инкассации денежной выручки, перевозке ценностей, охране банков, создается Центральным банком Российской Федерации и ему подотчетно, является юридическим лицом
Согласно пункту 30 приложения N 1 к уставу Российского объединения инкассации (Росинкас) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в перечень республиканских, краевых, областных управлений инкассации, предприятий и организаций, входящих в Российское объединение инкассации в Центральный аппарат объединения входит Красноярское краевое управление инкассации (л.д.42-44, том N2).
Центральный банк Российской Федерации распоряжением от 01 августа 1997 года N Р-220 решил в срок до 01 ноября 1997 года реорганизовать путем присоединения к Российскому объединению инкассации территориальные управления Российского объединения инкассации, являющиеся юридическими лицами (л.д.46, том N2).
Во исполнение данного распоряжения, Российское объединение инкассации издало приказ от 21 октября 1997 года N 107 о присоединении к Российскому объединению инкассации территориальных управлений в субъектах Российской Федерации (л.д.46-47, том N2). Определено считать дату подписания передаточного акта моментом перехода прав и обязанностей присоединяемых территориальных управлений инкассации к объединению и приостановлением действия их уставов. Решено образовать в субъектах Российской Федерации филиалы Российского объединения инкассации Центрального банка Российской Федерации - территориальные управления инкассации. Утверждено типовое положение о территориальном управлении инкассации - филиале Российского объединения инкассации (Росинкас) Центрального банка Российской Федерации, данное типовое положение введено в действие. В состав реорганизуемых управлений согласно приложения N 1 к приказу (пункт 14) вошло Красноярске краевое управление инкассации (л.д.47-48, л.д.2).
Красноярское краевое управление инкассации и Российское объединение инкассации (в связи с присоединением) подписали передаточный акт от 01 сентября 1998 года о передаче с баланса территориального управлении объединению имущества управления (л.д.54-55, том N 2). В передаточном акте указано, что Росинкас является правопреемником Красноярского краевого управления инкассации.
Приказом Центрального банка Российской Федерации от 02 декабря 1997 года N 02-519 в связи с реорганизацией территориальных управлений инкассации путем присоединения их к Российскому управлению инкассации утверждены изменения в Приложение N 1 к Уставу Росинскас (изменения зарегистрированы 28 октября 1998 года Московской регистрационной палатой) (л.д.57-62, том N2). Согласно новому приложению N 1 (перечень филиалов Росинкас), в состав филиалов объединения входит Красноярское краевое управление инкассации (пункт 32 приложения).
18 августа 1999 года Российским объединением инкассации утверждено Положение о Красноярском краевом управлении инкассации - филиале Росинкас (л.д.77-89, том N 2). Согласно статье 1 данного положения, Красноярское краевое управление инкассации является филиалам данного объединения, осуществляет деятельность на территории субъекта Российской Федерации и входит в единую централизованную систему объединения. Новые редакции Положения о филиале утверждены наблюдательным советом Росинскас 28 ноября 2003 года и 23 мая 2007 года.
Новая редакция устава Роинскас утверждена решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации 18 сентября 2003 года (л.д.91-100, том N 2). Пунктом 1.1 устава предусмотрено, что Российское объединение инкассации (Росинкас) является организацией Центрального банка Российской Федерации, в соответствии со статьями 34 и 83 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" создано в целях обеспечения деятельности банка России по организации наличного денежного обращения и входит в единую централизованную систему Банка России.
Решением Исполкома городского Совета г. Железногорска Красноярского края от 17 мая 1991 года N 220-а выделены земельные участки для проектирования и строительства 10 служебных гаражей в районе городского узла связи, из них участку инкассации Госбанка СССР 8 гаражей (л.д.158-159, том N1).
Актом приема в эксплуатацию от 18 октября 1995 года приняты в эксплуатацию служебные гаражи участка инкассации состоящие из 8 боксов в г. Железногорске по ул. Курчатова, 45а во дворе Городского узла связи (л.д.160, том N 1).
Муниципальным предприятием "Бюро технической инвентаризации" 24 ноября 1997 года Красноярскому краевому управлению инкассации выданы 8 свидетельств о праве собственности на служебные гаражи, реестровые записи 2-171 - 2-178 (л.д.87-94, том N 1).
04 ноября 1997 года АО "Красремстрой" (кредитор) и Красноярское краевое управление инкассации (должник) заключили договор об отступном (л.д.98-99, том N 1).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора Красноярское краевое управление инкассации является должником АО "Красремстрой" в сумме 130 млн. руб. на 01 ноября 1997 года по договору на строительство здания участка инкассации в г. Железногорске N 7 от 15 сентября 1994 года. Стороны договариваются о полном погашении задолженности должника перед кредитором в силу предоставления в зачет суммы долга отступного в соответствии с условиями настоящего договора.
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что отступное полностью покрывает долг должника перед кредитором в размере 130 млн. руб.
В пункте 3.1 договора указано, что должник передает в собственность кредитора в качестве отступного 4 гаражных бокса, находящихся по адресу: Красноярский край, г. Железногорск, ул. Курчатова, 45а (во дворе горузла связи). Гаражные боксы являются собственностью должника, что подтверждается удостоверениями о праве собственности, зарегистрированными в Бюро технической инвентаризации г. Железногорска Красноярского края 24 ноября 1997 года за реестровыми N 2-171, 2-172, 2-175, 2-176. Гаражные боксы находятся в общем ряду боксов и имеют порядковые номера 1, 2, 8, 9, площадь указанных боксов соответственно составляет: N 1 - 25 кв.м., N 2 - 24,3 кв.м., N 3 - 18,1 кв.м., N 9 - 17,7 кв.м.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что отступное предоставляется должником и принимается кредитором с момента подписания настоящего договора в срок до 05 декабря 1997 года.
По акту от 03 ноября 1997 года должник передал кредитору 4 гаражных бокса (л.д.100, том N 1).
Бюро технической инвентаризации г. Железногорска 06 января 1998 года выдало АООТ "Красремстрой" свидетельства о праве собственности на 4 вышеуказанных гаража, реестровые записи N N 2-171, 2-172, 2-175, 2-176 (л.д.101-104, том N1).
Администрацией ЗАТО г. Железногорск 07 ноября 2007 года четырем гаражам присвоены адреса: г. Железногорск, ул. Курчатова 45-Б, гараж N 1, гараж N 2, гараж N 8 и гараж N 9 (л.д.128-131, том N1).
ОАО "Красремстрой" обратилось в Красноярское краевое управление инкассации с письмом от 16 января 2008 года N 23/05 (л.д.32, том N1), в котором сообщило о необходимости ОАО "Красремстрой" зарегистрировать свои права в соответствии с действующим законодательством в регистрационной палате, однако договор об отступном имеет подчистки, что не позволяет произвести регистрацию прав ОАО "Красремстрой" в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, в связи с чем истец просит ответчика оказать помощь в надлежащем оформлении документов.
Истец получил письмо от 21 января 2008 года N 01/015 (л.д.33, том N1), в котором ответчик сообщил истцу, что в настоящий момент в Красноярском краевом управлении инкассации отсутствуют данные о переходе права собственности на спорные гаражи к ОАО "Красремстрой".
Истец, полагая на имеющуюся в договоре об отступном подчистку, не позволяющую произвести регистрацию права собственности за ОАО "Красремстрой", обратился в суд с иском о признании права собственности.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции материального права и соблюдения норм процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке.
Одним из способов защиты гражданских прав, указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является признание права.
Иск о признании права собственности является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество, не соединенное с конкретными требованиями о возврате имущества или устранении иных препятствий, не связанных с лишением владения.
Заявляя иск о признании права собственности, истец обязан доказать обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности на имущество. Истцом по такому иску может выступать собственник индивидуально-определенной вещи, как владеющий, так и не владеющий ею, права которого оспариваются или не признаются третьим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных правоотношениях по поводу спорной вещи.
Необходимым условием удовлетворения иска является подтверждение истцом своих прав на имущество. Право собственности может быть приобретено и, как следствие, признано за собственником только по тем основаниям, которые предусмотрены законодательством.
Из материалов дела следует, что в качестве основания признания права собственности, истец ссылается на соглашение от 04 ноября 1997 года об отступном по договору на строительство здания участка инкассации в г. Железногорске N 7 от 15 сентября 1994 года, заключенное между АО "Красремстрой" и Красноярским краевым управлением инкассации. Согласно условиям данного соглашения, должник передает в собственность кредитора в качестве отступного 4 гаражных бокса, находящихся по адресу: Красноярский край, г. Железногорск, ул. Курчатова, 45а (во дворе горузла связи).
В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета РСФСР от 13.07.90 "О государственном банке РСФСР и банках на территории республики" Российский республиканский банк Промстройбанка СССР с его активами и пассивами объявлены собственностью РСФСР, с преобразованием до 01.01.91 специализированных банков в коммерческие.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.08.90 "О мерах по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР от 13.07.90 "О государственном банке РСФСР и банках на территории республики" решено передать по состоянию на 01.07.90 на баланс и в оперативное управление Госбанка РСФСР объявленное собственностью РСФСР имущество, а также активы и пассивы российских республиканских специализированных банков и специализированных банков СССР на территории РСФСР.
Согласно ст. 1 Закона РСФСР "О Центральном Банке РСФСР" от 02.12.90 Центральный банк РСФСР находится в собственности РСФСР.
Уставом Центробанка РСФСР, утвержденного постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.06.91 N 1483-1, установлено, что имущество Банка России принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, которое Банк России вправе продавать, передавать, сдавать в аренду, предоставлять юридическим и физическим лицам бесплатно во временное пользование либо взаймы, а также списывать со своего баланса, в т. ч. здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности.
Таким образом, в период спорных правоотношений имущество бывшего Промстройбанка СССР являлось государственной собственностью, и у Банка России имелось право распоряжаться этим имуществом, переданным ему на праве полного хозяйственного ведения. На него возложены функции по управлению имуществом, переданным ему на основании Постановления N 1481-1 от 24.06.91.
Принятием Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном Банке РСФСР (Банке России)" подтверждено (ст. 2 названного закона), что имущество Банка России является федеральной собственностью, полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляет Банк России, изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускается.
Статьей 16 Устава банка России, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.06.91 N 1483-1, предусмотрено, что Банком России создаются на правах юридических лиц или структурных подразделений подведомственные ему: российское республиканское объединение (управление) инкассации денежной выручки, а также другие учреждения, предприятия и организации для выполнения предусмотренных задач и функций Банка России. Банк России утверждает уставы подведомственных ему учреждений.
В статье 83 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 02.12.90 N 394-1 указано, что Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно - кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Согласно пункту 1.1 устава, утвержденного 30 января 1991 года руководителем Российского объединения инкассации ЦБ РСФСР (Банка России), Красноярское краевое управление инкассации на дату подписания соглашения об отступном (04 ноября 1997 года) являлось юридическим лицом.
Пунктами 2.6, 3.3 устава определено, что в своей деятельности управление руководствуется действующим законодательством, Законом РСФСР "О Центральном Банке РСФСР" от 02.12.90 и данным уставом. Управление осуществляет право пользования и распоряжения находящимся в его оперативном управлении государственным имуществом.
Согласно приказу Хозрасчетного объединения инкассации при Госбанке СССР от 23 марта 1988 года, Красноярское краевое управление инкассации входило в структуру Российского республиканского управления инкассации, являлось государственным учреждением, имущество которого закреплено за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 названного Кодекса.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В силу статьи 298 Кодекса учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации.
Таким образом, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления, право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Порядок распоряжения имуществом учреждений, относящихся к объектам федеральной собственности, регулировался Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"; Указом Президента Российской Федерации от 14.10.92 N 1231 "Об утверждении типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом", распоряжениями Государственного комитета по управлению государственным имуществом.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и пунктом 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ, осуществляет Правительство РФ, которое может делегировать определенные полномочия в отношении объектов федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеративным договором и законами РФ.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", средства Центрального банка Российской Федерации отнесены исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 3.1 Типового положения "О комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом", утвержденного Указом Президента РФ N 1231 от 14.10.92, комитет вправе распоряжаться государственным имуществом и заключать договоры о закреплении за предприятием государственного имущества на праве хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения, заключать договоры на оперативное управление имуществом.
В статье 2 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 02.12.90 N 394-1 указано, что уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.
Суд апелляционной инстанции считает довод истца в апелляционной жалобе, что согласие федеральных органов исполнительной власти о передаче спорных гаражей не требовалось, так как имущество являлось собственностью ответчика, ошибочным на основании следующего:
Гражданский кодекс, не регламентируя содержания права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, определяет, что учреждение в силу статей 120, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации не может обладать данным имуществом на праве собственности. Поскольку в силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (пункты 2, 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственным и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что не может быть отчуждено в собственность иного лица как имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и имущество, приобретенное учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, обоснован.
Доказательства, подтверждающие строительство спорных объектов ответчиком за счет собственных средств, поступивших в его самостоятельное распоряжение, в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что спорное имущество в виде четырех гаражных боксов (N N 1, 2, 8, 9) по адресу: г. Железногорск, ул. Курчатова, 45а (до переадресации), построенных Красноярским краевым управлением инкассации (входящем в структуру Росинкас - подразделения банка России) с момента ввода их в эксплуатацию и регистрации права собственности на них являлись федеральной собственностью в силу прямого указания закона. Следовательно, распоряжаться этим имуществом ответчик мог лишь в установленных законодательством пределах и порядке.
Таким образом, спорный объект недвижимости мог быть отчужден при наличии согласия как ответчика, так и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие уполномоченным органом Правительства Российской Федерации в сфере управления государственной собственностью и Центральным банком России решения о передаче спорного имущества истцу на основании соглашения от 04 ноября 1997 года об отступном.
Отсутствие согласия названных выше органов на отчуждение объекта свидетельствует о ничтожности соглашения об отступном в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и при отказе в удовлетворении иска не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 11 июня 2008 года по делу N А33-1067/2008 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца - общество с ограниченной ответственностью "Красремстрой".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 июня 2008 года по делу N А33-1067/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Хасанова |
Судьи |
Н.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1067/2008
Истец: ОАО "Красремстрой"
Ответчик: Российское объединение (РОСИНКАС) Центрального банка РФ в лице филиала Красноярского краевого управления инкассации, Российское объединение (РОСИНКАС) Центрального банка РФ
Третье лицо: Центральный Банк Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю