г. Красноярск
29 августа 2008 г. |
Дело N А74-1026/2008-03АП-2326/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хасановой И.А.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии:
от истца прокурора - Андреева А.И. (служебное удостоверение N 141074);
от ответчика ООО "Аргиллит" - представителя Турчанова С.А. по доверенности от 16.05.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Республики Хакасия, г. Абакан,
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 24 июня 2008 года по делу N А74-1026/2008, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к администрации муниципального образования Усть-Абаканский район и к обществу с ограниченной ответственностью "Аргиллит" о признании недействительным в силу ничтожности заключённого 24 декабря 2007 года договора аренды земельного участка общей площадью 36 956 кв.м. из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и иного назначения кадастровый номер 19: 10:1005:04:0053, расположенного по адресу: Усть-Абаканский район, в 2 км юго-западнее д.Курганная, для размещения пункта переработки глины сроком на 5 лет, с требованием обязать общество с ограниченной ответственностью "Аргиллит" освободить занимаемый земельный участок в качестве последствий недействительности сделки.
Определением арбитражного суда от 4 мая 2008 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия, Российская академия сельскохозяйственных наук, Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук, государственное научное учреждение "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук", правительство Республики Хакасия, администрация муниципального образования Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 июня 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 24 июня 2008 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Прокурор не согласен с данным судебным актом по следующим основаниям:
- в соответствии с пунктом 3 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук", Уставом государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук", Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.01.2001 N 101-ФЗ, статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному научному учреждению "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук", являются федеральной собственностью;
- согласно ответу руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия от 13.02.2008 N 386, Территориальным управлением каких-либо решений относительно изъятия земельного участка из постоянного (бессрочного) пользования государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук", не принималось;
- в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется Правительством Российской Федерации. В связи с чем, перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности осуществлено постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.09.2007 N 286 в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в нарушение статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации;
- на основании статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены в аренду их собственниками. Предоставляя в аренду спорный земельный участок, муниципальное образование Усть-Абаканский район распорядилось федеральной собственностью за рамками предоставленных полномочий. Таким образом, спорным земельным участком вправе было распоряжаться государственное научное учреждение "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" на основании решения отраслевой академии наук, которое должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение объектами федеральной собственности - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия;
Ответчик общество с ограниченной ответственностью "Аргиллит" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 24 июня 2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения в связи со следующим:
- абзац 3 пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 подтверждает тот факт, что указанное прокурором Республики Хакасия Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 не затрагивает вопросов разграничения государственной собственности на землю. Нормы статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и научно-технической политике" также лишь определяют круг лиц, наделенных правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, но не конкретизируют объекты, в том числе и земельные участки, на которые в силу указанного Федерального закона возникает право собственности Российской Федерации. Таким образом, указанные нормы не могут служить доказательством проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, а следовательно, и возникновение права собственности Российской Федерации на данный земельный участок;
- постановление главы Муниципального образовании Солнечного сельсовета от 28.02.2006 N 14-п Об изъятии земельного участка у государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" с предоставлением в аренду ООО "Аргиллит", издано в пределах компетенции органов местного самоуправления, а порядок изъятия земельного участка соответствует требованиям законодательства, так как основанием для принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования являлось заявление государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" об отказе от права пользования земельным участком;
- поскольку в отношении земель государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" процедура разграничения не проведена (право собственности за Российской Федерацией не зарегистрировано), то издание Главой Муниципального образования Усть-Абаканский район постановления от 22.05.2007 N 671-п "О согласовании перевода земельного участка ООО "Аргиллит", и последующего выделения земельного участка в аренду постановлением Главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 03.10.2007 N 1233-п противоречит требованиям действующего законодательства, так как указанные акты органа местного самоуправления изданы в силу возложенных на них полномочий.
Третье лицо Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 24 июня 2008 года оставить без изменения в связи со следующим:
- согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. Судом первой инстанции установлено, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не зарегистрировано;
- прокурором Республики Хакасия не представлено доказательств того, что спорный земельный участок сформирован из земель государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук".
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия представило отзыв на апелляционную жалобы, в котором просит решение от 24 июня 2008 года отменить, исковые требования прокурора Республики Хакассия удовлетворит в связи со следующим:
- в соответствии с постановлением муниципального образования Солнечный сельсовет N 14-п от 28.02.2006 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" на спорный земельный участок. Земельный участок изъят у учреждения. Данное постановление противоречит постановлению Правительства Российской Федерации N 576 от 07.08.2002, которые было отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, то есть на момент принятия муниципальным образованием вышеуказанного постановления оно действовало;
- при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования государственное научное учреждение "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" данная процедура не было произведена, то есть Администрация муниципального образования Солнечного сельсовета не уведомила Теруправление о данном прекращении, в связи с чем при принятии постановления N 14-п от 28.02.2006 нарушила постановление Правительства Российской Федерации N 576 от 07.08.2002 и превысила свои полномочия;
- отсутствие государственной регистрации не лишает Российскую Федерацию право собственности, а лишь ограничивает полномочия на распоряжение им, так как в соответствии с п.п. 10 п. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется после государственной регистрации права собственности.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 24 июня 2008 года отменить.
Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью "Аргиллит" отклонил доводы апелляционной жалобы, согласно возражениям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 24 июня 2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Решением Усть-Абаканской районной администрации от 22 июня 1994 года N 220-р Научно-исследовательскому институту аграрных проблем Хакассии предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 36 214 кв.м. для сельскохозяйственного производства, о чём свидетельствует государственный акт NРХ-10-000103 от 22 июня 1994 года (л.д. 76-80 том N 1).
Общество с ограниченной ответственностью "Аргиллит" 21 июля 2005 года направило в адрес государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" заявление с просьбой получить разрешение вышестоящей организации (Президиума Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук) на выдел в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аргиллит" земельного участка площадью 3,7 га, расположенного по адресу: Усть-Абаканский район, промплощадка общества с ограниченной ответственностью "Хакасразрезуголь", для размещения пункта переработки глины и переводе его из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности (л.д. 30 том N 1).
4 августа 2005 года государственное научное учреждение "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" направило в адрес Сибирского отделения Россельхозакадемии письмо с просьбой согласовать отвод вышеназванного участка из землепользования института обществу с ограниченной ответственностью "Аргиллит" для размещения пункта переработки глины (л.д. 31 том N 1).
Постановлением Президиума Сибирского отделения Россельхозакадемии N 136 от 9 сентября 2005 года дано согласие на отвод обществу с ограниченной ответственностью "Аргиллит" земельного участка площадью 3,7 га из земель категории "земли сельхозназначения" для размещения пункта переработки глины (л.д. 32 том N 1).
Государственным научным учреждением "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" 2 февраля 2006 года в адрес Солнечного сельского совета направлено сообщение об отказе от пользования спорным земельным участком в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аргиллит" (л.д. 33 том N 1).
Постановлением администрации муниципального образования Солнечный сельсовет N 14-п от 28 февраля 2006 года право постоянного пользования государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" на земельный участок площадью 3,7 га, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 2 км. юго-западнее д.Курганная, прекращено, земельный участок изъят (л.д. 34 том N 1).
Постановлением администрации муниципального образования Солнечного сельсовета N 71а-п от 5 июня 2006 года утверждены границы земельного участка, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 2 км. юго-западнее д.Курганная, общей площадью 37 000 кв.м. для размещения пункта переработки глины (л.д. 36 том N 1).
3 мая 2007 года Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия выдано заключение N 358, в котором указано, что данный орган считает возможным перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения и предоставление их обществу с ограниченной ответственностью "Аргиллит" для размещения пункта переработки глины (л.д. 35 том N 1).
Постановлением муниципального образования Усть-Абаканский район от 22 мая 2007 года N 671-п на основании поданных обществом с ограниченной ответственностью "Аргиллит" документов согласован перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и иного назначения" (далее- земли промышленности), принято решение ходатайствовать перед правительством Республики Хакасия об изменении категории земельного участка.
Постановлением правительства Республики Хакасия от 11 сентября 2007 года N 286 указанный земельный участок переведён из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности с разрешённым использованием: размещение пункта переработки глины (л.д. 39-40 том N 1).
Постановлением главы муниципального образования Усть-Абаканский район N 1233-п от 3 октября 2007 года (в редакции постановления главы муниципального образования Усть-Абаканский район N 1497-п от 30 ноября 2007 года) земельный участок площадью 37 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 2 км. юго-западнее д.Курганная, кадастровый номер 19:10:10 05 04:0053 из земель промышленности предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Аргиллит" сроком на 5 лет для размещения пункта переработки глины (л.д. 41-42 том N 1).
24 декабря 2007 года между муниципальным образованием Усть-Абаканский район и обществом с ограниченной ответственностью "Аргиллит" подписан договор N 195а-07 аренды земельного участка общей площадью 36 956 кв.м. из земель промышленности с кадастровым номером 19:10:1005:04:0053, расположенного по адресу: Усть-Абаканский район, в 2 км юго-западнее д. Курганная, для размещения пункта переработки глины (л.д. 23-27).
Срок действия договора с 24.12.2007 по 23.10.2012 (пункт 2.1).
Договор аренды зарегистрирован 17 января 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы России по Республике Хакасия, запись о регистрации N 191910/009/2007-417 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 27).
По мнению прокурора Республики Хакасия договор аренды земельного участка N 195а-07 от 24 декабря 2007 года не соответствует действующему гражданскому, земельному законодательству, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 ФЗ от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (утратил силу с 1 июля 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является, в том числе включение этих земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения, если эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
Согласно статье 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" Россельхозакадемия является высшей самоуправляемой организацией, которая действует на основании законов Российской Федерации и устава.
Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" Российской академии наук, отраслевым академиям наук не предоставлено права на отчуждение переданного им федерального имущества. Согласно статье 6 данного Закона Российская академия наук, отраслевые академии наук, в том числе Россельхозакадемия, являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, названным Законом и уставами.
Согласно пункту 1.2 Устава государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" институт является государственным учреждением и находится в непосредственном подчинении Сибирского отделения Россельхозакадемии. Имущество учреждения является собственностью Россельхозакадемии, которое передано ему на праве оперативного управления. Земля передана учреждению в бессрочное бесплатное пользование. Любые изменения в землепользовании учреждения его ОПХ или другого структурного подразделения могут быть произведены только с разрешения Россельхозакадемии (л.д. 48 том N 1).
Следовательно, имущество Россельхозакадемии находится в федеральной собственности и распоряжаться этим имуществом она может лишь в установленных законодательством пределах и порядке.
Как следует из материалов дела Решением Усть-Абаканской районной администрации от 22 июня 1994 года N 220-р государственному научно-исследовательскому институту аграрных проблем Хакассии предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 36 214 кв.м. для сельскохозяйственного производства, о чём свидетельствует государственный акт NРХ-10-000103 от 22 июня 1994 года (л.д. 76-80).
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статьям 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности осуществляет Российская Федерация. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Государственным научным учреждением "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" 2 февраля 2006 года в адрес Солнечного сельского совета направлено сообщение об отказе от пользования спорным земельным участком в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аргиллит" (л.д. 33 том N 1).
Согласно пункту 5 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" в случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях:
Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации.
Согласно Положению "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 на территории республики полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия.
Таким образом, спорный земельный участок должен был отчуждаться при наличии согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственности, - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Постановлением администрации муниципального образования Солнечный сельсовет N 14-п от 28 февраля 2006 года право постоянного пользования государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" на земельный участок площадью 3,7 га, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 2 км. юго-западнее д.Курганная, прекращено, земельный участок изъят
На момент принятии муниципальным образованием Солнечного сельсовета названного постановления действовало постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", которое было отменно только постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Из материалов дела следует, что 13 февраля 2008 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия письмом N 386 сообщило Прокураторе Республике Хакасия о том, что администрация муниципального образования Усть-Абаканский район не уведомила Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и осуществило его предоставление на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "Аргиллит" без разрешения Теруправления (том 1, л.д. 44).
Таким образом, Администрации муниципального образования Солнечного сельсовета Усть-Абаанского района, нарушив положения постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" произвела изъятие находящегося в федеральной собственности земельного участка из постоянного (бессрочного) пользования государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакассии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук".
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены в аренду их собственниками.
Предоставляя спорный земельный участок в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Аргиллит" Администрация муниципального образования Солнечного сельсовета Усть-Абаанского района распорядилась федеральной собственность за рамках предоставленных ей полномочий.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах.
Таким образом, поскольку правом распоряжаться землями, относящимися к федеральной собственности, Администрации муниципального образования Солнечного сельсовета Усть-Абаанского района не предоставлено, следовательно, не соответствует требованиям действующего законодательства договор аренды земельного участка от 24.12.2007, заключенный между муниципальным образованием Усть-Абаканский район и обществом с ограниченной ответственностью "Аргиллит", вследствие чего на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным в силу ничтожности.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции следует отменить на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применил нормы материального права, исковые требования удовлетворить.
Государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе пропорционально удовлетворенным требованиям относится на ответчиков на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (по иску о признании недействительным договора в силу ничтожности - 2000 рублей, по апелляционной - 1000 рублей).
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 июня 2008 года по делу N А74-1026/2008 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Признать недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка площадью 36 956 кв.м. из земель промышленности и иного назначения с кадастровым N 19:10:1005:04:0053, расположенный по адресу: п. Усть-Абаканский район, в 2 км. юго-западнее д. Курганная, для размещения пункта переработки глины, сроком на 5 лет, заключенный 24.12.2007 муниципальным образованием Усть-Абаканский район и обществом с ограниченной ответственностью "Аргиллит".
Применить последствия недействительности ничтожной сделки. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Аргиллит" освободить полученный по договору от 24.12.2007 земельный участок.
Взыскать с Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, п. Усть-Абакан, в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по иску, 500 рублей - по апелляционной жалобе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Аргиллит", г. Черногорск, в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по иску, 500 рублей - по апелляционной жалобе.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Хасанова |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1026/2008
Истец: Прокурор Республики Хакасия
Ответчик: ООО "Аргиллит", Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район
Третье лицо: Федеральна служба судебных приставов УФССП по Республике Хакасия, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия, Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Правительство Республики Хакасия, МО Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района, МИФНС России N 3 по Республике Хакасия, ИФНС по Усть-Абаканскому району, Государственное научное учреждение Научно- исследовательский институт аграрных проблем Хакасии Сибирского отделения Российской академии, Арбитражный суд Красноярского края, ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия, МО Солнечный сельсовет Усть -Абаканского района