г. Красноярск
"01" октября 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" октября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.
при участии:
от заявителя: Радкевича П.И., представителя по доверенности от 09.07.2008,
от административного органа: Закревской О.И., представителя по доверенности N 205 от 07.07.2008, Копейкиной Л.В., представителя по доверенности N 206 от 30.07.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 августа 2008 года по делу N А33-9340/2008, принятое судьей Севастьяновой Е.В.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (далее - административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 04.07.2008 N 79-115 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.08.2008 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление от 04.07.2008 N 79-115.
Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 04.07.2008 не согласен по следующим основаниям:
- совершение обществом вменяемых ему правонарушений подтверждается актом о проведении мероприятий по контролю за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами от 19.06.2008, который соответствует Закону от 08.08.2001 N 134-ФЗ, а также приложенными к нему фототаблицами; о проведении проверки был извещен представитель общества старший агроном Крутько В.В.;
- обществом не исполнено требование административного органа о представлении документов, в том числе, договора аренды земельного участка;
- актом проверки зафиксировано ненадлежащее хранение агрохимиката "Азофоска", что подтверждается также протоколом об административном правонарушении от 01.07.2008 N 73-115,
- из акта проверки и протокола об административном правонарушении следует, что общество допускает хранение и использование пестицидов и агрохимикатов с нарушением правил обращения с удобрениями.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 07 августа 2008 года считает законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не соответствущими материалам дела и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1042402203205, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по производству сельскохозяйственной продукции.
В целях выращивания сельскохозяйственной продукции общество арендует земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, 500 м северо-западнее д. Терентьевка.
Из материалов дела следует, что начальником отдела государственного земельного контроля Управления вынесено распоряжение от 18.06.2008 N 14-118 о проведении внеплановой проверки использования земель, расположенных в границах Есаульского сельского совета Березовского района.
Государственным инспектором отдела государственного земельного контроля Авдеевым А.В. и государственным инспектором отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Закревской О.И., 19.06.2008 в 11-00 часов проведена проверка общества на соблюдение нормативно-правовых актов в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, по результатом которой составлен акт N 142-115 о проведении мероприятий по контролю за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, в котором зафиксировано следующее: во время внеплановой проверки общества, выращивающего овощную продукцию в закрытом и открытом грунте (томаты, огурцы, капуста, салат) на территории тепличных комплексов в границах Есаульского сельского совета Березовского района на площади 40,9 га, установлено, что склад для хранения пестицидов и агрохимикатов и средства индивидуальной защиты отсутствуют, мешки с удобрениями хранятся без маркировки с нарушенной целостностью (навалом, на деревянных настилах, в помещении временного хранения совместно с предметами бытового и хозяйственного назначения), не ведется журнал по применению пестицидов и агрохимикатов, обнаружены препараты неизвестного происхождения (возможно производства КНР), не внесенные и не зарегистрированные в каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
01.07.2008 государственным инспектором Управления Закревской О.И. составлен протокол об административном правонарушении N 73-115 в отношении общества, отразивший факты выявленных нарушений, предусмотренных статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении протокола участвовал представитель общества "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" юрисконсульт Радкевич П.И.
04.07.2008 заместителем руководителя Управления вынесено постановление N 79-115 о признании общества "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из постановления об административном правонарушении, общество привлечено к административной ответственности по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение следующих нарушений: отсутствие склада для хранения пестицидов и агрохимикатов и средств индивидуальной защиты, хранение мешков с удобрениями на деревянных настилах, совместно с предметами бытового и хозяйственного назначения, отсутствие журнала по применению пестицидов и агрохимикатов, обнаружение препаратов неизвестного происхождения (возможно производства КНР), не внесенных и не зарегистрированных в каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
Обществу вменяется нарушение статей 19, 22 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", пунктов 1.5, 2.8, 2.18, 3.1, 3.19, 3.9, 3,14 СанПиН 1.21077-01 "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов".
В соответствии со статьей статье 19 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов.
На основании статьи 22 Закона порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.
Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования.
Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (статья 3 Закона).
Согласно статье 21 Закона ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, выдаваемого специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
Пункт 1.5 СанПиН 1.21077-01 "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов" устанавливает, что на территории Российской Федерации возможны ввоз, хранение, транспортировка, реализация и применение пестицидов и агрохимикатов, прошедших токсиколого - гигиеническую экспертизу в учреждениях, аккредитованных Минздравом России в установленном порядке и включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее - Каталог), а также использование технологий, техники и оборудования, на которые имеются соответствующие санитарно - эпидемиологические заключения органов и учреждений госсанэпидслужбы Российской Федерации.
На основании пункта 2.8 СанПиН 1.21077-01 "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов" работа с пестицидами и агрохимикатами осуществляется с использованием соответствующих средств индивидуальной защиты, указанных в нормативной и технической документации на препарат и тарной этикетке.
В силу пункта 2.18 СанПиН 1.21077-01 все работы по применению пестицидов и агрохимикатов регистрируются в специальном журнале за подписью руководителя работ и должностных лиц организаций, где проводились работы.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 1.21077-01 хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только на специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям Госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образца.
Пунктом 3.9 СанПиН 1.21077-01 установлено, что складирование пестицидов следует проводить в штабелях, на поддонах и стеллажах. Высота штабеля при хранении препаратов в мешках, металлических барабанах, бочках вместимостью не менее 5 л, картонных и полимерных коробках, ящиках, флягах допускается в три яруса. При использовании стеллажей высота складирования может быть увеличена. Минимальное расстояние между стеной и грузом должно быть не менее 0,8 м, между перекрытием и грузом - 1 м, между светильником и грузом - 0,5 м, расстояние между полом и стеллажом - 0,8 м. Запрещается хранение пестицидов навалом.
Согласно пункту 3.19 СанПиН 1.21077-01 запрещается использовать помещения складов для хранения продуктов питания, фуража, различных предметов хозяйственного и бытового назначения, а также хранение пестицидов и агрохимикатов в помещениях, не предназначенных для этих целей и под открытым небом.
На основании пункта 3.14 СанПиН 1.21077-01 при хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары; в случае ее нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не доказано наличие в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.
Событие административного правонарушения описано в протоколе об административном правонарушении от 01.07.2008 N 73-115 следующим образом: часть агрохимикатов хранится навалом, под открытым небом, под пленкой, на деревянных настилах, в помещении временного хранения совместно с предметами бытового и хозяйственного назначения. Обнаружено 2 мешка отсыревшего карбамида. Журнал применения пестицидов и агрохимикатов на момент проверки не предоставлен. Во время проверки проводилась обработка препаратом неизвестного происхождения без средств индивидуальной защиты и без специального оборудования. На территории тепличного комплекса обнаружены препараты без номера государственной регистрации (возможно производства КНР), которые не внесены и не зарегистрированы в каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
При этом, в протоколе об административном правонарушении от 01.07.2008 не указаны названия пестицидов и агрохимикатов, которые применялись на территории тепличных комплексов общества во время проведения проверки, документы, подтверждающие нахождение на территории отсыревшего карбамида, его количество и место обнаружения.
Административным органом не представлены надлежащие доказательства того, что обнаруженные препараты являются пестицидами и агрохимикатами, запрещенными к применению на территории Российской Федерации.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, место совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу статей 26.2, 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении, то есть протокол об административном правонарушении является единственным процессуальным документом, являющимся доказательством совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Следовательно, иные доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, при составленном с нарушением закона протоколе, не отвечают критерию допустимости доказательств.
Протокол об административном правонарушении от 01.07.2008 N 79-115 не подтверждает событие административного правонарушения (л.д. 29-30).
Довод апелляционной жалобы о том, что совершение обществом вменяемых правонарушений подтверждается актом о проведении мероприятий по контролю за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, который соответствует Закону от 08.08.2001 N 134-ФЗ, а также приложенной к нему фототаблицей, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Указанные акт и фототаблица не позволяют идентифицировать пестициды и агрохимикаты, за нарушение правил хранения и применения которых общество привлечено к административной ответственности (л.д.20, 31-43).
В протоколе об административном правонарушении от 01.07.2008 N 73-115 не отражено ненадлежащее хранение обществом агрохимиката "Азофоска", в силу чего отклоняется довод апелляционной жалобы о подтверждении материалами дела указанного факта.
Представленные административным органом документы: акт N 8(0) от 19.06.2008 отбора образцов сельскохозяйственной продукции для проведения контрольного анализа на содержание остаточных количеств пестицидов, нитратов, токсичных элементов и протокол испытаний N 22 от 20.06.2008 не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих применение запрещенных на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов, так как указанные документы подтверждают изъятие и исследование продукции - свежих огурцов, а не препаратов, применяемых обществом во время проведения проверки (л.д. 28, 44).
Статьей 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять, в том числе, следующую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении: осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Порядок проведения осмотра предусмотрен в статье 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол. В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем
В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган не воспользовался указанной мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. При этом, без проведения осмотра принадлежащих обществу помещений и территорий и составленного по его результатам протокола осмотра, отсутствуют основания для вывода о совершении обществом нарушений в виде отсутствия склада для хранения пестицидов и агрохимикатов; хранения мешков с удобрениями без маркировки с нарушенной целостностью.
Административным органом также вменяется обществу нарушение в виде применения препаратов производства КНР, которые не внесены и не зарегистрированы в каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
По мнению административного органа, маркировка на данных препаратах выполнена на китайском языке. Однако, указанные препараты административным органом не изъяты, не направлены на соответствующие исследования, не установлено, являются ли обнаруженные препараты пестицидами, страна-изготовитель, регистрация в соответствующем каталоге пестицидов и агрохимикатов, то есть административным органом не установлено, нарушен ли обществом п. 1.5 СанПин 1.21077-01 "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов".
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о совершении обществом нарушения п. 1.5 СанПин, ст. 3, 21 Закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
Таким образом, представленные административным органом доказательства в их совокупности не подтверждают факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, постановление административного органа от 27.06.2008 N 70-115 является незаконным и подлежит отмене.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 07 августа 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 августа 2008 года по делу N А33-9340/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9340/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация Китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю