г. Красноярск
06 октября 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" октября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кирилловой Н.А.,
судей: Радзиховской В.В., Хасановой И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от Министерства транспорта и связи Красноярского края - Казаковой Т.В., представителя по доверенности от 19.09.2007,
от Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю - Сикорского П.В., представителя по доверенности от 10.01.2008,
от общества с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" - Сергеевой М.В., представителя по доверенности от 15.08.2008,
от Министерства финансов Красноярского края - Кожановой О.В., представителя по доверенности от 12.08.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крас-Бус"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" июля 2008 года по делу N А33-2690/2008, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" (далее - ООО "Крас-Бус") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края иском к Агентству транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края о взыскании 499 034 руб. расходов, связанных с предоставлением транспортных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края, по договору от 03.07.2006 N 02-2/14-06.
Определением от 03 апреля 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное предприятие Красноярского края "Красноярскавтотранспорт" (далее - ГП КК "Красноярскавтотранс").
Определением от 05 июня 2008 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю и Красноярский край в лице Департамента финансов администрации Красноярского края; Агентство транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил размер исковых требований до 499 034 руб. и просил взыскать с Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю 264 432 руб., с Красноярского края в лице Департамента финансов администрации Красноярского края - 234 602 руб. Ходатайство об увеличении суммы иска удовлетворено судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 июля 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Крас-Бус" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:
- обязательства Российской Федерации и Красноярского края по компенсации расходов истца, связанных с предоставлением транспортных услуг отдельным категориям граждан возникли в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании законов и иных правовых актов, устанавливающих льготы и преимущества по провозной плате пассажиров;
- размер и структура ежемесячного возмещения определены истцом расчетным путем в соответствии с Методикой расчета возмещения расходов транспортных организаций на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края, введенной Постановлением Совета администрации края от 22.06.2006 N 170-п;
- выпадающий доход истца от перевозки пассажиров, использующих единый социальный проездной билет, за ноябрь 2006 года составил 961 834 руб.;
- истцу было возмещено 462 800 руб., в том числе от реализации единых социальных проездных билетов 140 175 руб., по категориям граждан, предоставление льгот которым осуществляется за счет федерального бюджета, - 170 195 руб., по категориям граждан, предоставление льгот которым осуществляется за счет краевого бюджета - 151 670 руб.;
- приказ Департамента промышленной политики администрации Красноярского края от 11.05.2006, устанавливающий ограничение количества поездок в месяц по единым социальным проездным билетам, применению не подлежит, поскольку не был опубликован;
- при расчете выпадающих доходов истец исходил из количества пассажиров, указанного в справке по результатам выборочного обследования пассажиров, перевезенных по проездным билетам в городском транспорте общего пользования г. Красноярска в ноябре, подготовленной государственным образовательным учреждением высшего образовательного образования "Красноярский государственный политехнический университет";
- применение данных периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков для расчета компенсации убытков предусмотрено пунктами 64-67 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207.
Министерство финансов Красноярского края представило возражение на апелляционную жалобу, в котором указало следующее:
- обязательства Красноярского края по возмещению расходов перед истцом возникли на основании договора, заключенного между истцом и Агентством транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края, и регулируются нормами гражданского законодательства;
- при заключении договора, а также в процессе его исполнения в течение всего года истец подтвердил и согласился с условиями договора, в том числе с количеством поездок и размером возмещения расходов;
- в силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Красноярского края не может выступать в качестве ответчика по данному делу.
Агентство транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края, ГП КК "Красноярскавтотранс" представили возражения на апелляционную жалобу, в которых указали следующее:
- на основании постановления Совета администрации Красноярского края от 28.02.2005 N 66-п "О едином социальном проездном билете" между истцом и Агентством, а также истцом и ГП КК "Красноярскавтотранс" были заключены договоры на возмещение расходов от 03.07.2006;
- Агентство и ГП КК "Красноярскавтотранс" выполнили свои обязательства по вышеуказанным договорам в полном объеме;
- в соответствии с пунктом 6 Методики расчета расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края при осуществлении расчетов с истцом Агентство исходило из количества поездок по единым социальным проездным билетам, установленного приказом Департамента промышленной политики администрации Красноярского края N 27 от 11.05.2006;
- применение истцом при расчете убытков данных кафедры "Организация перевозок, управление и безопасность на транспорте" политехнического института Сибирского федерального университета является необоснованным.
Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала следующее:
- право соответствующих категорий граждан на бесплатный проезд в городском транспорте законодательством Российской Федерации не предусмотрено, законы и иные нормативные правовые акты о возложении на транспортные организации обязанности по перевозке в городском сообщении льготных категорий граждан, указанных в постановлении Совета администрации Красноярского края от 28.02.2005 N 66-П, Российской Федерацией не принимались, в связи с чем финансирование проезда указанных категорий граждан не является расходным обязательством Российской Федерации;
- обязательства по финансированию проезда льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам возникли у Агентства промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края на основании договора от 03 июля 2006 года;
- в соответствии с Методикой расчета расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края количество поездок по единому социальному проездному билету на городских перевозках на территориях муниципальных образований при реализации льготного проезда в городском пассажирском транспорте утверждается департаментом экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края по каждому маршруту отдельно, в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на возмещение расходов транспортных организаций;
- применение истцом при расчете убытков справки кафедры Организация перевозок, управление и безопасность на транспорте политехнического института Сибирского федерального университета является необоснованным.
Во исполнение определения Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2008 года об истребовании доказательств Департаментом транспорта администрации г. Красноярска представлен муниципальный контракт на выполнение работ по обследованию пассажирских потоков и разработке комплексной маршрутной сети общественного транспорта г. Красноярска от 01.11.2006 N 16, заключенный между Департаментом транспорта администрации г. Красноярска и государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Красноярский государственный технический университет".
Определением от 06 октября 2008 года в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Красноярского края в лице Департамента финансов администрации Красноярского края на Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края, а также замена, Агентства транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края на Министерство транспорта и связи Красноярского края.
В судебном заседании представитель ООО "Крас-Бус" поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также представила письменные пояснения по расчету исковых требований. Представители ответчиков и третьего лица против удовлетворения жалобы возражали, мотивируя доводами, изложенными в возражениях на жалобу.
Представитель Министерства транспорта и связи Красноярского края, также представила доказательства, подтверждающие количество проданных единых социальных проездных билетов, считает, что данные политехнического института Сибирского федерального университета носят завышенный характер.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Постановлением Совета Администрации Красноярского края от 28.02.2005 N 66-П "О едином социальном билете" на территории Красноярского края введен единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ), стоимостью 70 руб., а также утверждены Положение о порядке реализации отдельным категориям граждан единых социальных проездных билетов и порядке проезда граждан на всех видах городского пассажирского и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения на территории Красноярского края и Порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к Российской Федерации и Красноярского края.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного постановления уполномоченной организацией по реализации единых социальных проездных билетов назначено ГП КК "Красноярскавтотранс". Агентству промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края поручено заключить договоры ГП КК "Красноярскавтотранс" и транспортными организациями (индивидуальными предпринимателями) независимо от формы собственности на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края.
03.07.2006 между ООО "Крас-Бус" (исполнитель) и Агентством промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края (плательщик) заключен договор N 02-2/14-06 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого исполнитель принимает на себя обязательства по перевозке пассажиров, имеющих единые социальные проездные билеты, по маршрутам и расписаниям, согласованным администрациями городов и районов края (т.1, л.д. 10-17).
Пунктом 3.1 Договора предусмотрено, что возмещение расходов за перевозку пассажиров осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии с Положением о возмещении расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и края, Методикой расчета возмещения расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и края, утвержденными постановлением Совета администрации края от 28.02.2005 N 66-П (в редакции от 22.06.2006).
Согласно пункту 3.2 Договора плательщик перечисляет исполнителю причитающиеся ему денежные средства из федерального и краевого бюджетов после зачисления этих средств на лицевые счета плательщика.
В соответствии с пунктом 3.3 договора основаниями для оплаты являются: счет-фактура на выполненные работы за отчетный период, отчет о выполнении программы перевозок (акт выполненных работ) за месяц по форме согласно приложению N 2 к договору; отчет, заверенные органами социальной защиты населения о фактически перевезенных пассажирах по единому социальному проездному билету и суммах выпадающих доходов за месяц по форме согласно приложению N 3 к договору.
Срок действия договора установлен с 01.07.2006 по 31.12.2006.
Согласно отчету о выполненной работе по перевозке пассажиров по единому социальному проездному билету ООО "Крас-Бус" в ноябре 2006 года выполнило 4 208 рейсов по маршрутам N N 21, 43а, 68, в том числе по маршруту N 21 - 706, N 43а - 1 512, N 68 - 1 990 (т.1, л.д. 22).
Согласно расчету истца выпадающий доход за ноябрь 2006 года составил 961 835 руб. 20 коп.
В счет возмещения расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, Агентство промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края перечислило ООО "Крас-Бус" 322 625 руб., в том числе из средств краевого бюджета - 151 670 руб. по платежному поручению от 21.12.2006 N 1850 (т.1, л.д. 128), из средств федерального бюджета - 170 955 руб. по платежному поручению от 14.12.2006 N 1879 (т.1, л.д. 131).
По платежному поручению от 08.12.2006 N 50 (т.1, л.д. 114) ГП КК "Красноярскавтотранс" перечислило ООО "Крас-Бус" 140 175 руб., поступивших от реализации единых социальных проездных билетов.
Таким образом, общая сумма возмещенных расходов истца, связанных с перевозкой льготных категорий граждан составила 465 800 руб.
Полагая, что расходы истца, связанные с перевозкой льготных категорий граждан, возмещены не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. В подтверждение исковых требований истцом представлены: отчет о выполненной работе по перевозке пассажиров по единому социальному проездному билету, справку политехнического института СФУ, составленную по результатам выборочного обследования пассажиров, перевезенных по проездным билетам в городском транспорте общего пользования
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации.
В целях обеспечения равной доступности транспортных услуг на территории Красноярского края для отдельных категорий граждан Постановлением Совета Администрации Красноярского края от 28.02.2005 N 66-П "О едином социальном билете" на территории Красноярского края введен единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ). Право льготного проезда по ЕСПБ предоставлено гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края. Перечень отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, указан в соответствии с пунктом 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов в реку Теча", Указом Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О распространении Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан подразделений особого риска", Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов". Перечень отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Красноярского края, определен в соответствии с Законом Красноярского края "О мерах социальной поддержки ветеранов", Законом Красноярского края "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
В соответствии с пунктом 3 Положения о возмещении транспортным организациям (индивидуальным предпринимателям) расходов на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края (далее - Положение о возмещении расходов), утвержденного постановлением Совета администрации края от 28.02.2005 N 66-п, возмещение перевозчикам расходов на транспортное обслуживание льготников осуществляется за счет средств, поступивших из федерального бюджета в краевой бюджет, средств краевого бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов. Пунктом 4 Положения предусмотрено, что размер и структура ежемесячного возмещения определяется в соответствии с Методикой расчета возмещения расходов транспортным организациям (индивидуальным предпринимателям) расходов на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края (далее - Методика).
Согласно пункту 2 Методики, утвержденной постановлением Совета администрации края от 28.02.2005 N 66-п, ежемесячное возмещение расходов перевозчика на предоставление транспортных услуг льготникам из средств краевого бюджета и средств, поступивших из федерального в краевой бюджет, рассчитывается как разница между суммой выпадающих доходов от перевозки льготников по городским, пригородным и междугородным (внутрирайонным) маршрутам отчетного месяца (периода) и объемом денежных средств от реализации единых социальных проездных билетов, полученных перевозчиком в отчетном месяце.
Пунктом 3 Методики предусмотрено, что выпадающие доходы перевозчика на городских маршрутах по каждому виду перевозок рассчитываются как произведение между предельными тарифами на перевозку пассажиров по городским маршрутам, количеством поездок по единому социальному проездному билету на городских перевозках и количеством реализованных льготникам единых социальных проездных билетов на территориях муниципальных образований, в границах которых перевозчик предоставляет транспортные услуги льготникам на городских маршрутах.
В соответствии с пунктом 5 Методики объем денежных средств от реализации единых социальных проездных билетов, предоставляемых перевозчикам, рассчитывается как произведение между количеством проданных единых социальных проездных билетов на территориях муниципальных образований, в границах которых перевозчик предоставляет транспортные услуги льготникам, и разницей между доходом и расходом уполномоченной организации по реализации единых социальных проездных билетов на единицу реализованных единых социальных проездных билетов.
Количество поездок по единому социальному проездному билету на городских перевозках на территориях муниципальных образований при реализации права льготного проезда в городском пассажирском транспорте утверждается департаментом промышленной политики администрации Красноярского края (пункт 6 Методики).
Как усматривается из материалов дела, ООО "Крас-Бус" в ноябре 2006 года выполнило 4 208 рейсов по маршрутам N N 21, 43а, 68, в том числе по маршруту N 21 - 706, N 43а -1 512, N 68 - 1 990, что подтверждается отчетом о выполненной работе по перевозке пассажиров по единому социальному проездному билету (т.1, л.д. 22).
Согласно расчету истца сумма выпадающих доходов за ноябрь 2006 года составила 961 834 руб. (т.1, л.д. 67-68).
При расчете выпадающих доходов истец исходил из количества перевезенных пассажиров за ноябрь 2006 года, определенного кафедрой "Организация перевозок, управление и безопасность на транспорте" политехнического института СФУ по результатам выборочного обследования. Так, согласно справке кафедры "Организация перевозок, управление и безопасность на транспорте" политехнического института СФУ, составленной по результатам выборочного обследования, количество пассажиров, перевезенных ООО "Крас-бус" в ноябре 2006 года по ЕСПБ по маршруту N 21 составило -28,8 чел., по маршруту N 43а - 43,3 чел., по маршруту N 68 - 17,3 чел. (т.1, л.д. 20-21).
Обследование пассажирских потоков политехническим институтом СФУ (правопреемником государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Красноярский государственный технический университет") проведено на основании муниципального контракта от 01.11.2006 N 16, заключенного с муниципальным образованием "город Красноярск" в лице департамента транспорта по результатам конкурса от 11.10.2006.
Определение количества перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков не противоречит пункту 64-65 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата от 31.10.2002 N 207, действовавшей в спорный период.
Согласно пункту 1 постановления Совета администрации Красноярского края от 20.12.2005 N 326-п предельный тариф на перевозку пассажиров по городским маршрутам в ноябре 2006 года составлял 8 руб.
Таким образом, размер выпадающего дохода истца за ноябрь 2006 года, определенный в соответствии с пунктом 5 Методики, составляет 961 835 руб. 20 коп., в том числе:
- по маршруту N 21: 28,8 чел. * 706 рейсов * 8 руб. = 162 662 руб. 40 коп.;
- по маршруту N 43а: 43,3 чел. * 1 512 рейсов * 8 руб. = 523 756 руб. 80 коп.;
- по маршруту N 68: 17,3 чел. * 1 990 рейсов * 8 руб. = 275 416 руб.
Из расчета пассажирооборота за ноябрь 2006 года, выполненного ГП КК "Красноярскавтотранс", следует, что от общего количества проданных ЕСПБ на ООО "Крас-Бус" распределено 2 225 ЕСПБ, в том числе 1 179 - за счет федерального бюджета и 1 046 - за счет краевого бюджета (т.1, л.д. 107).
ГП КК "Красноярскавтотранс", являющееся уполномоченной организацией по реализации ЕСПБ, перечислило ООО "Крас-Бус" 140 175 руб. поступивших от реализации единых социальных проездных билетов из расчета 63 руб. за 1 ЕСПБ (2 225 шт. * 63 руб.) на основании договора от 03.07.2006 N 57-ЕСПБ, что подтверждается платежным поручением от 08.12.2006 N 50 (т.1, л.д. 114).
В счет возмещения расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, Агентство промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края перечислило ООО "Крас-Бус" 322 625 руб., в том числе из средств краевого бюджета - 151 670 руб. по платежному поручению от 21.12.2006 N 1850 (т.1, л.д. 128), из средств федерального бюджета - 170 955 руб. по платежному поручению от 14.12.2006 N 1879 (т.1, л.д. 131).
Таким образом, сумма выпадающего дохода, возмещенная ООО "Крас-Бус" за ноябрь 2006 года, составила 462 800 руб. Следовательно, в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан на провозную плату истцом недополучено 499 035 руб. 20 коп. (961 835 руб. 20 коп.- 462 800 руб.).
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Учитывая, что обязательства по финансированию льготного проезда отдельных категорий граждан несут как Российская Федерация, так и Красноярский край, расчет убытков, подлежащих взысканию с каждого из ответчиков, определен пропорционально их доли финансирования ЕСПБ.
Так, размер убытков истца, подлежащий возмещению за счет средств федерального бюджета составляет 264 432 руб. 58 коп. (499 035 руб. 20 коп./2225*1179), за счет средств краевого бюджета - 234 602 руб. 62 коп. (499 035 руб. 20 коп./2225*1046).
Поскольку истцом заявлена меньшая сумма убытков, исковые требования подлежат удовлетворению в размере заявленной суммы. Так, с Российской Федерации подлежат взысканию убытки в размере 264 432 руб., с Красноярского края - 234 602 руб.
Доводы ответчиков о том, что спорные отношения возникли из договора от 03.07.2006, заключенного между истцом и Агентством промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края, сторонами которого ответчики не являются, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку компенсация расходов, понесенных истцом в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации и Красноярского края. Таким образом, наличие или отсутствие договора не влияет на право транспортной организации требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Доводы ответчиков о том, что приказом Департамента промышленной политики администрации Красноярского края от 11.05.2006 количество поездок по ЕСПБ было ограничено 26 в месяц, признаются судом необоснованными, поскольку из расчета указанного количества поездок истцу возмещены расходы по договору от 03.07.2006 N 02-2/14-06. Вместе с тем, действующее законодательство не ограничивает льготников каким-либо количеством поездок в месяц. Таким образом, предъявление истцом требования о возмещении убытков из расчета фактического пассажирооборота льготных категорий граждан не противоречит статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы Российской Федерации в лице УФК по Красноярскому краю о том, что финансирования льготной категории граждан не является расходным обязательством Российской Федерации, отклоняются судом в связи со следующим.
Статьей 44 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, предоставляемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 827 утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Таким образом, обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Доказательства передачи средств в краевой бюджет для возмещения в полном объеме расходов предприятий по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, УФК по Красноярскому краю не представлены.
Согласно пункту 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 5.6 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов РФ" Министерство финансов РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета.
Подпунктом 6 пункта 3.10 Положения о Министерстве финансов Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 11-п, предусмотрено, что полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета осуществляет Министерство финансов Красноярского края.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме за счет средств казны федерального и краевого бюджетов. Поскольку определением от 05 июня 2008 года замена ответчика, Агентства транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края надлежащими ответчиками, Российской Федерации и Красноярским краем, не произведена, указанные лица привлечены в качестве других ответчиков, в иске к правопреемнику Агентства - Министерству транспорта и связи Красноярского края, следует отказать.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции допущены нарушения процессуальных норм. В частности, определением от 05 июня 2008 года Агентство транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края, являющееся ответчиком по настоящему делу, также привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (т.1, л.д.69-70).
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или публично-правовые образования выступают в качестве ответчика.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчиков пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" июля 2008 года по делу N А33-2690/2008 отменить. Принять новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" 264 432 руб. убытков и 6 613 руб. 38 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Красноярского края в лице Министерства финансов Красноярского края за счет казны Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" 234 602 руб. убытков и 5 867 руб. 31 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В иске к Министерству транспорта и связи Красноярского края отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Кириллова |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2690/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Крас-Бус"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю, Красноярский край в лице Департамента финансов администрации Красноярского края
Третье лицо: Министерство транспорта и связи Красноярского края, Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края, Департамент транспорта администрации г. Красноярска, ГП КК "Красноярскавтотранс", Государственное предприятие Красноярского края "Красноярскавтотранс", Агентство транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края