г. Красноярск |
|
"03" октября 2008 г. |
Дело А33-5133/2008-03АП-2726/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" октября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Радзиховской В.В.,
судей: Гуровой Т.С, Кирилловой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания К.В. Шкреба,
при участии:
от заявителя жалобы (ответчика)- Кошель А.Н. - представителя по доверенности от 15.05.2008;
от истца - Суботиной Ю.В. - представителя по доверенности от 14.11.2006;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-ТК"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" июля 2008 года по делу N А33-5133/2008, принятое судьей Мыглан Л.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-ТК" (г. Красноярск) о взыскании 217 585 руб. штрафа за искажение сведений о грузе.
Решением арбитражного суда Красноярского края от 24.07.2008 исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Альянс-ТК" взыскано в пользу истца 100000 руб. штрафа, остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, мотивируя, тем, что в решении не указано и не мотивированно ни одного из обстоятельств, указанных истцом, которые влекут ответственность по ст. 98 УЖТ. В решении не приведено ни одного доказательства, подтверждающего совершение нарушения ответчиком. Не указано ни одного мотива, по которому суд отклонил возражения и доводы ответчика. Доказательств истцом возможности влияния недогруза перевозимого в мешках, на безопасность перевозок не представлено. Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 119 грузоотправитель несет ответственность за искажение сведений о грузе в транспортной накладной, если масса груза превышает массу, указанную в транспортной накладной. Иск же о применении штрафных санкций подан как раз наоборот, т.к.указанный груз в накладной больше фактического. Судом не правильно применена ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Судом же при удовлетворении иска частично, государственная пошлина с ответчика взыскана в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель истца с доводами жалобы не согласен, считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы не обоснованными, просит в ее удовлетворении отказать. Представитель истца пояснил, что искажение в железнодорожной транспортной накладной сведений о грузе - указание веса большего по сравнению с фактическим, влечет прямое нарушение безопасности движения поездов, не верно производится формирование поездов, в пути следования на вагоны действуют нагрузки и при движении поезда возможно выдавливание из состава легковесного вагона, неверно производится расчет режима торможения при роспуске состава с сортировочной горки. В суд первой инстанции представлена телеграмма о сходе поезда на Западно-Сибирской железной дороге при аналогичных обстоятельствах: в ж.д. накладной был указан вес груза 40000 кг, а фактически перевозилось 6000 кг. Истец считает, что погрузка в вагон N 59005264 цемента и его перевозка привела к недобору тарифа. Согласно тех.паспорту на указанный вагон, данный вагон относится к цельнометаллическим крытым вагонам модели 11-К651, предназначенным только для перевозки легковых автомобилей, и не предназначены для перевозки иных грузов, относятся к грузу третьего тарифного класса, более дорого, по сравнению с цементом. Чтобы не платить штраф за возврат порожнего собственного вагона по тарифу груза, ранее перевозившегося, ответчик загрузил в вагон 30 мешков цемента и, как следствие, заплатил меньший тариф как за перевозку груза первого класса. Кроме того, использовать крытые цельнометаллические вагоны для перевозки цемента допустимо при заключении соответствующих договоров на особых условиях, Такового договора ответчиком не представлено. Извещение и заявка на курсирование не могут быть признаны разрешением на перевозку в конкретных вагонах разрешенных ООО "Альянск-ТК" грузов в пределах оговоренных дорог. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденные МПС России от 27.05.03 ЦМ-943, требуют подготовки груза к перевозке таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов. При размещении грузов общий центр тяжести должен располагаться на линии пересечения продольной и поперечной плоскостей симметрии вагонов. Тарные и штучные грузы должны плотно размещаться как продольном , так и в поперечном направлении, начиная от торцов к междверному пространству вагона, чтобы исключить сдвиг, падение, навалы на дери отдельных грузовых мест при перевозке. Загрузка в вагон 30 мешков по 50 кг. не может обеспечить соблюдение указанных условий. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 119, на которое ссылается ответчик, не может быть применено к рассматриваемому случаю, поскольку оно посвящено вопросу выбора перевозчиком способа проверки перевозимого груза при обнаружении искажения сведений о нем в накладной в зависимости от способа массы груза грузоотправителем.
Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Судом первой инстанции установлено, что 20.01.2008 грузоотправителем - ООО "Альянс-ТК" был отправлен вагон N 59005264 по железнодорожной накладной N ЭО ЭЛ 19324 с грузом 840 мешков, 42000 кг.
На станции назначения - Артем-Приморский-1 произведена проверка перевозимого груза железной дорогой в присутствии представителей перевозчика, грузополучателя, сотрудника транспортной прокуратуры составлен коммерческий акт БК 224770/11 от 03.02.2008, в котором зафиксировано то, что фактически оказалось 30 мешков цемента, масса одного места 50 кг., масса перевозимого груза составила 1500 кг., без следов хищения.
В связи с искажением в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе, истец обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.
Из статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и правовыми актами, при этом он должен соответствовать обязательным для сторон правилам, действующим на момент его заключения.
Судом первой инстанции установлено, что основанием, подтверждающим наличие между сторонами действий, направленных на возникновение прав и обязанностей представлена железнодорожная транспортная накладная N ЭО ЭЛ 19324.
Таким образом, между сторонами возникли отношения, обусловленные договором перевозки груза, которые регулируется главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом Железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно пунктам 1,2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Как видно из документов, представленных в дело, и установлено судом первой инстанции, ОАО "РЖД" и ООО "Альянс-ТК" заключили договор перевозки груза, в подтверждении чего оформили транспортную железнодорожную накладную, согласно которой грузоотправитель передал груз перевозчику.
В соответствии со статьей 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно пункту 2.17 Приказа МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" в графе "Наименование груза" указывается в соответствии с тарифным руководством наименование груза и его код. При указании в графе разных наименований грузов, относящихся к одной позиции номенклатуры грузов, в качестве кода указывается в соответствии с тарифным руководством код позиции. При указании в графе разных наименований грузов, относящихся к разным позициям номенклатуры грузов, в качестве кода указывается код для сборной отправки в соответствии с тарифным руководством.
Пунктом 2.15 Правил заполнения перевозочных документов предусмотрено заполнение сведения о наименовании груза в накладной грузоотправителем. Соблюдение технологии перевозок грузов и выбор перевозчиком режима перевозки напрямую зависят от правильного заполнения грузоотправителем транспортной железнодорожной накладной, включая проставление правильного наименования груза.
Из железнодорожной накладной от 24.01.2007 N ЭО ЭЛ 19324 следует, что истец доставил надлежащим образом до станции назначения груз, отправленный ответчиком.
Согласно статье 27 УЖТ Российской Федерации перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Судом первой инстанции установлено, что при комиссионной проверке груза, проведенной 03.02.2008 при его поступлении на станцию назначения Артем-Приморский-1, выявлено, что сведения о перевозимом грузе, содержащиеся в накладной, не соответствуют действительности. В присутствии представителей перевозчика, грузополучателя, сотрудника транспортной прокуратуры составлен коммерческий акт БК 224770/11 от 03.02.2008, в котором зафиксировано то, что фактически оказалось 30 мешков цемента, масса одного места 50 кг., масса перевозимого груза составила 1500 кг., без следов хищения (л.д. 8, 9).
Из пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за искажение наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, грузоотправители несут ответственность, предусмотренную статьей 98. Таковая установлена в виде штрафа в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика (статья 98 Устава).
Согласно пункту 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в соответствии со статьей 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
Согласно правил п. 11.1 и 11.2 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26.05.2000 N ЦРБ-75б подвижной состав, специализированный подвижной состав должны быть оборудованы автоматическими тормозами, которые должны обеспечивать тормозное нажатие, гарантирующее остановку поезда при экстренном торможении на расстояние не более тормозного пути. Автоматические тормоза должны обеспечивать возможность применения различных режимов торможения в зависимости от загрузки вагонов, длины состава и профиля пути. Такие необходимые сведения отражаются в натурном листе поезда. Согласно данным сведениям локомотивной бригадой выбирается соответствующий режим торможения. Если в составе поезда все вагоны весом груза от 42 тн до 70 тн, то режим торможения как для тяжеловесного состава. Вагон ответчика весом груза 1500 кг., который как легковесный может сойти с рельсов при экстренном торможении.
Из материалов дела следует, что искажение в железнодорожной транспортной накладной сведений о грузе - указание веса большего по сравнению с фактическим, влечет прямое нарушение безопасности движения поездов, не верно производится формирование поездов, в пути следования на вагоны действуют нагрузки и при движении поезда возможно выдавливание из состава легковесного вагона, неверно производится расчет режима торможения при роспуске состава с сортировочной горки. Представлена телеграмма о сходе поезда на Западно-Сибирской железной дороге при аналогичных обстоятельствах: в ж.д. накладной был указан вес груза 40000 кг, а фактически перевозилось 6000 кг. (л.д. 32).
Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденные МПС России от 27.05.03 ЦМ-943, требуют подготовки груза к перевозке таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов. При размещении грузов общий центр тяжести должен располагаться на линии пересечения продольной и поперечной плоскостей симметрии вагонов. Тарные и штучные грузы должны плотно размещаться как продольном , так и в поперечном направлении, начиная от торцов к междверному пространству вагона, чтобы исключить сдвиг, падение, навалы на дери отдельных грузовых мест при перевозке. Загрузка в вагон 30 мешков по 50 кг. не может обеспечить соблюдение указанных условий.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что в соответствии со статьей 98 УЖТ Российской Федерации, пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 06.10.2005 N 30 ответчик должен нести ответственность за несоответствие наименования груза данным, указанным в железнодорожной транспортной накладной. При этом сумма штрафа, предусмотренная статьей 98 УЖТ Российской Федерации, должна исчисляться в зависимости от фактически перевезенного груза.
Согласно прейскуранту N 10-01 подлежал уплате тариф за перевозку груза цемент весом 1500 кг. В сумме 43517 руб. без НДС. Следовательно, сумма штрафа составляет 217585 руб. (43517 руб. х5).
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес перевозчик какие-либо убытки. С учетом обстоятельств дела требование истца о взыскании штрафа 217585 руб. штрафа заявлено обоснованно.
Суд первой инстанции, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, на основании статьи 333 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделал вывод о явной несоразмерности суммы штрафа, взыскиваемой истцом, последствиям нарушения обязательства, в связи с чем, правомерно уменьшил размер законной неустойки с 217585 руб. до суммы 100000 рублей.
С учетом изложенного доводы ответчика, приведенные им в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6 от 20 марта 1997 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" при уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.
Довод ответчика о неправильном применении судом первой инстанции статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несостоятелен, также подлежит отклонению.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы - ООО "Альянск-Тк", с учетом оплаты заявителем государственной пошлины в сумме 1 000 руб. по платежному поручению N 512 от 22.08.2008.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" июля 2008 года по делу N А33-5133/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
Т.С. Гурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5133/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярской железной дороги
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Альянс-ТК"
Третье лицо: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", ООО "Альянс - ТК"