Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 21 октября 2008 г. N 03АП-1657/2008
г. Красноярск |
|
21 октября 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
при участии представителей:
от заявителя - Михайлова Д.В., представителя по доверенности от 27.03.2008 N 95, Станевко О.В., представителя по доверенности от 27.03.2008 N 94,
от административного органа - Бункевич Н.А., представителя по доверенности от 04.03.2008 N СК-3603,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ренонс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 07 мая 2008 года по делу N А33-3066/2008, принятое судьей Е.В. Севастьяновой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ренонс"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ренонс" обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене постановления административного органа N 742 от 05.03.2008 о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 мая 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, сославшись на следующие доводы:
- пункт 38 Санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту от 30.12.1976 N 1567-76 не устанавливает обязанности ограждения деревьев, расположенных за пределами горнолыжных трасс;
- вывод суда первой инстанции о наличии системы ограждений лесного массива, расположенного за пределами горнолыжных трасс, на момент ввода объекта в эксплуатацию в 2006 году и в момент проведения контрольных мероприятий в 2007 году противоречит фактическим обстоятельствам, не подтвержден документально и опровергается представленным в материалы дела утвержденным проектом системы безопасности трасс;
- вопрос объективной невозможности соблюдения юридическим лицом правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, судом первой инстанции не исследовался, в связи с чем вывод суда о вине заявителя не мотивирован и не подтвержден соответствующими доказательствами.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, полагая, что совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество "Ренонс" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за N 1032401801662. Общество является компанией, эксплуатирующей спортивно-оздоровительный комплекс "Бобровый лог", включающий, в том числе, 14 горнолыжных трасс различного уровня сложности протяженностью до 1500 метров с перепадом высот до 400 метров; все трассы комплекса расположены в лесистой местности.
04.02.2008 административным органом на основании распоряжения N 189 от 24.01.2008 в отношении общества "Ренонс" в Фанпарке "Бобровый лог", расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Сибирская, 92, проведены внеплановые мероприятия по контролю на предмет соблюдения требований Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту от 30.12.1976 N1567-76 (далее Санитарные правила N1567-76).
По результатам проверки составлены: протокол осмотра от 04.02.2008, акт по результатам мероприятий по контролю от 13.02.2008, протокол об административном правонарушении от 13.02.2008 N 724, в которых зафиксировано, что в Фанпарке "Бобровый лог" эксплуатируется 14 горнолыжных трасс. Горнолыжная трасса N 9 на расстоянии 350 метров от точки старта имеет пересечение с трассой N 7. В месте пересечения этих двух трасс трасса N 9 имеет изгиб - поворот в северо-западном направлении. На внешней границе данного участка горнолыжной трассы N 9 с северо-восточной стороны деревья не имеют ограждения сетками, снежными валами и.т.п., что является нарушением пункта 38 СП 1567-76 "Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и лиц -спорту", статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно объяснениям руководителя общества "Ренонс" от 22.02.2008 проектирование горнолыжного комплекса "Бобровый лог" опиралось на экспертные заключения крупнейших международных компаний; при сдаче комплекса в эксплуатацию было получено, в том числе положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 24.49.04.000.М.008281.11.06 от 29.11.2006; пункт 38 СП 1567-76 применим лишь в случаях, когда граница участка горнолыжной трассы, предназначенной для катания, совпадает с границей склона, граница горнолыжной трассы в месте слияния трасс N 7 и N 9 имеет "полосу отчуждения" шириной от 3 до 10 метров.
05.03.2008 заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю вынесено постановление N 742 о привлечении общества "Ренонс" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган , принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу нормы статьи 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Суд апелляционной инстанции полагает, что административный орган не доказал на дату вынесения постановления о привлечении к административной ответственности объективную сторону указанного административного правонарушения, исходя из следующего.
В силу пункта 38 Санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту, утвержденных Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР А.И. Зайченко 30 декабря 1976 года N 1567-76, участки, предназначаемые для горнолыжных трасс и массового катания с гор, должны располагаться на северных или северо-восточных склонах, быть лавинобезопасными, а также без пней, камней, ям и других препятствий, представляющих опасность для горнолыжников. При наличии отдельных опасных мест должны предусматриваться специальные противооползневые и противолавинные мероприятия (защитные и отбойные стенки, направляющие контрфорсы и т.п.). Такие препятствия, как деревья, валуны, расположенные по границам участка, должны ограждаться наклонными стенками (сетками), снежными валами и т.п.
Административный орган вменяет Обществу нарушение указанного пункта Правил, выразившееся в отсутствие ограждения сетками, снежными валами и.т.п деревьев на внешней границе участка горнолыжной трассы N 9 с северо-восточной стороны.
При этом административный орган не доказал, что деревья находятся именного на границе трассы. Протокол об административном правонарушении, постановление о привлечении к административной ответственности не содержат обоснования того, что границей трассы является граница участка, предназначенного для горнолыжной трассы. Административный орган не принял во внимание, что указанные Санитарные правила были разработаны в 1976 году без учета современного уровня развития горнолыжной индустрии, в том числе, формирования горнолыжных трасс с применением снегогенерации. В протоколе об административном правонарушении также не указаны конкретные средства пассивной безопасности и их параметры со ссылкой на нормативные правовые акты.
Действующие нормативные правовые акты не содержат толкование понятий "граница участка горнолыжной трассы" и "граница горнолыжной трассы".
Как следует из проекта "Спортивно-оздоровительный комплекс "Бобровый лог" в г.Красноярске" и иных материалов дела, горнолыжные трассы комплекса "Бобровый лог" создаются с применением снегогенерации и с последующей обработкой участков специальной снегоуплотнительной техникой в соответствии с параметрами, заданными проектной документацией. Склоны приобретают характерный вид с отчетливо выраженной границей горнолыжной трассы-участка склона, предназначенного для катания. Согласно Проекту системы безопасности трасс спортивно-оздоровительного комплекса, разработанного ООО "СКИ-сервис-инженеринг", трассой является участок склона, обработанный ратраком. Граница трассы находится не ближе 1, 5 метров от границы (периметра) склона. Технологический коридор (1,5 метра) между границей трассы и склона не обрабатывается ратраком. Согласно действующих российских норм и правил на трассах устанавливаются средства защиты на границах трасс.
Управление не опровергло довод заявителя со ссылкой на Проект системы безопасности трасс, заключение некоммерческого партнерства "Национальный центр независимой экспертизы" от 09.06.2008 о том, что фактически граница горнолыжной трассы с искусственным снеговым покровом, обработанная специализированной снегоуплотнительной техникой - это линия, отделяющая горнолыжную трассу, как участок, обработанный ратраком и предназначенный для катания, от общей территории склона.
Как следует из материалов дела, деревья на границе сформированной горнолыжной трассы N 9 с северо-восточной стороны в спорном месте отсутствуют, они находятся за пределами трассы, на участке склона, не занятого горнолыжной трассой.
Часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанций пришел к выводу об отсутствии вины Общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Ренонс" своевременно предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, путем обращения за разработкой проекта "Спортивно - оздоровительного комплекса "Бобровый лог" в г.Красноярске" к проектным фирмам (ООО "СКИ-сервис-инжиниринг" - основные технологические решения, ЗАО "Росинжиниринг" - система искусственного снегообразования, ГПИ ГА "Сибаэропроект" -генеральный план, здания, сооружения, коммуникации, ООО "Сталкер-проект" система функционального освещения). Том 1.2 проекта "Спортивно-оздоровительный комплекс "Бобровый лог" (Общая пояснительная записка) в качестве подраздела раздела "Технологическая часть" содержит проектные решения горнолыжных трасс. Подраздел "Трассы" состоит из двух частей: основные проектные решения (4.3.1); система подготовки трасс (4.3.2.). Система подготовки трасс согласно проекту включает в себя: систему искусственного оснежения трасс, разработанную проектировщиком ЗАО "Росинжиниринг"; использование ратраков; систему безопасности трасс, представляющую собой систему расстановки специальных сетов заграждения (ловушек), матов, предупреждающих и заграждающих знаков, выполненных в рамках проекта, разработанного проектировщиком ООО "СКИ-сервис-инжиниринг", имеющим соответствующие лицензии на проектирование.
Как следует из проекта системы безопасности трасс, при разработке проекта использовался мастер-план обеспечения безопасности трасс, выполненный австрийским проектировщиком компанией "Майнгаст", являющейся мировым лидером в разработке и внедрении систем безопасности. Согласно проекту с учетом толкования границы горнолыжной трассы были приняты меры по обеспечению безопасности на всех горнолыжных трассах комплекса (расставлены сетки, обернуты матами искусственные препятствия и т.д.). Генеральным планом системы безопасности трасс Спортивно - оздоровительного комплекса "Бобровый лог" наличие ограждений на внешней границе участка трассы N 9 в месте ее пересечения с трассой N 7 не предусмотрено.
Данный проект был согласован с органами санитарно-эпидемиологического надзора, о чем свидетельствует санитарно-эпидемиологическое заключение ЦГСН в Красноярском крае N 244904000Т003855.11.04 от 01.11.2004 о соответствии проекта строительства санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Согласно сводному заключению по результатам государственной экспертизы Управления Главэкспертизы России по Красноярскому краю от 30.03.2006 N Э-199-3 проект "Спортивно-оздоровительный комплекс Бобровый лог" в г.Красноярске" с учетом положительных заключений органов специализированной экспертизы и согласования надзорных органов рекомендован к утверждению.
В соответствии с заключением Службы архитектурно-строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края от 01.2006 N 1579 строительство объекта "Система искусственного снегообразования с сетями инженерно-технического назначения и технологическим оборудованием (водозабор, градирня, насосно-компрессорная станция), лыжные трассы, сноубод парк, учебный склон в составе спортивно-оздоровительного комплекса "Бобровый лог" 2-я очередь" выполнено в соответствии с утвержденной проектной документацией, разработанной в соответствии с требованиями нормативных документов в области строительства.
Соответствие лыжных трасс требованиям СП N 1567-76 на момент сдачи объекта в эксплуатацию подтверждается актом санитарно-эпидемиологического обследования построенных и реконструированных объектов от 29.11.2006 , положительным санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 29.11.2006 N 24.49.04.000.М008281.11.06 .
К выводу о соответствии лыжных трасс требованиям СП N 1567-76 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю пришло и в ходе проведения мероприятий по контролю, что подтверждается актом от 23.01.2007 .
Как актом санитарно-эпидемиологического обследования построенных и реконструированных объектов от 29.11.2006, так и актом по результатам мероприятий по контролю от 23.01.2007 установлено, что лыжные трассы расположены на участках, освобожденных от пней, ям, других препятствий, представляющих опасность для горнолыжников. Опасные места: опоры освещения, опоры пушек снегообразования, деревья по склонам ограждены матами, сетками, устанавливаемыми в соответствии с СП N 1567-76.
Не состоятелен довод административного органа о том, что при проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью выдачи санитарно-эпидемиологического заключения должностными лицами административного органа не исследовался и не оценивался Проект системы безопасности трасс, поскольку в акте санитарно-эпидемиологического обследования построенных и реконструированных объектов от 29.11.2006 указано, что трассы соответствуют проектным решениям и Санитарным правилам N 11567-76.
Вывод суда первой инстанции о наличии системы ограждений лесного массива, расположенного за пределами границы горнолыжной трассы N 9 на спорном участке, на момент ввода объекта в эксплуатацию в 2006 году и в момент проведения контрольных мероприятий в 2007 году противоречит фактическим обстоятельствам дела, не подтверждается документально и опровергается Проектом системы безопасности трасс.
Ограждение препятствий, расположенных на участках склона, не предназначенных для катания, то есть за границами горнолыжных трасс и зон технологического коридора (не менее 1,5 метров), не предусмотрено проектной документацией Спортивно - оздоровительного комплекса "Бобровый лог". ООО "Ренонс" не имеет права в одностороннем порядке внести изменения в проектную документацию, и в частности в проект безопасности трасс, для проведения мероприятий по реконструкции объекта, поскольку в соответствии с требованиями статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция системы безопасности горнолыжных трасс (включающей в себя, в том числе соответствующие инженерные сооружения) может быть осуществлена только после внесения изменений в проектную документацию специализированной организацией, получения всех необходимых разрешений и согласований, предусмотренных действующим законодательством.
Значит, при строительстве и дальнейшей эксплуатации Спортивно - оздоровительного комплекса "Бобровый лог" реализованы и исполнены проектные решения, получившие положительные заключения органов специализированной экспертизы и согласования надзорных органов.
В целях подтверждения правил применения норм, регламентирующих установку средств пассивной безопасности горнолыжных склонов, а также фактического соответствия трасс комплекса таким правилам Общество представило в арбитражный суд заключение Некоммерческого партнерства "Национальный центр независимой экспертизы" от 09.06.2008 N 27/6, решение Комиссии по оценке состояния горнолыжных трасс комплекса "Бобровый лог" от 12.08.2008, согласно которым проектное решение об установке ограждений в тех местах, где деревья и иные препятствия находятся непосредственно на границах сформированных горнолыжных трасс является корректным, отсутствие ограждений на участка склона, не предназначенного для катания, то есть за границами горнолыжных трасс, соответствует пункту 38 Правил, трасса N 9 обеспечена системой пассивной безопасности и информации на склоне, на которых существует опасность выйти за пределы трассы. Некоммерческое партнерств в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 04.10.2007 N 100 является уполномоченным органом в области профессиональной оценки безопасности горнолыжных трасс, том числе и в области применения систем пассивной безопасности.
При изложенных обстоятельствах вина ООО "Ренонс" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подтверждена материалами дела, следовательно, постановление по делу об административном правонарушении от 05.03.2008 N 742 подлежит признанию незаконным и отмене в соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, имеются основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" мая 2008 года по делу N А33-3066/2008 отменить. Принять новое решение.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Ренонс" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 05.03.2008 N 742, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ренонс" к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3066/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Ренонс"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю