Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 июня 2006 г. N КА-А40/5467-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2006 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Центра по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 24.08.05 г. N 105/251-05.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.05 г. в удовлетворении заявления отказано. Основанием к отказу послужило то, что суд пришел к выводу о том, что условия перевозки грузов и тарифы на перевозки урегулированы пунктами 2.35.1, 2.35.2 прейскуранта N 10-01, утвержденного постановлением ФЭК РФ N 47-Т/5 от 17.06.04 г. Суд установил, что заключение отдельного договора на организацию перевозок грузов в ускоренной контейнерной перевозке (далее - УКП) не требуется, исходя из положений Устава железных дорог РФ. В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
Постановлением Девятого апелляционного арбитражного суда от 14.03.06 г. решение Арбитражного суда г. Москвы оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами. Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит, просит судебные акты по делу отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что суд неправомерно пришел к выводу о том, что мероприятия по организации отправления грузов в составе УКП включены в понятие перевозки, указывает на неправомерное применение Прейскуранта N 10-01 без учета требований статьи 3 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав). Кроме того, полагает, что навязывание невыгодных условий договора перевозки отсутствует, поскольку ЗАО "СТИМ" фактически указало на то, что услуги, предлагаемые Обществом, не относятся к услугам по перевозке.
В судебном заседании представители общества поддержали оводы кассационной жалобы.
Представители ФАС России и ЗАО "СТИМ" возражали против удовлетворения заявленных требований, представили отзывы на кассационную жалобу.
ООО "БумПром" надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы не явилось, в силу п. 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается без его участия.
Заслушав доводы сторон по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Как установлено судом, следует из материалов дела, на основании обращения ООО "БумПром", ФАС России была проведена проверка действий Общества по предъявлению требований по заключению договоров по оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов в УКП. По результатам проверки принято решение от 24.08.05 г. о признании в действиях Общества нарушений статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", также было вынесено предписание, в соответствии с которым Обществу было предложено расторгнуть договоры на организацию отправления грузов в составе УКП.
Суд кассационной инстанции считает правомерными выводы суда первой и апелляционной инстанций о допущенном Обществом нарушении антимонопольного законодательства, исходя из следующего.
Общество является субъектом естественной монополии на рынке услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии со статьей 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке определенного вида услуг, запрещаются действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе навязывание контрагенту условий, не относящихся к предмету договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Как установлено судами в 2005 году Обществом были предъявлены требования по заключению договоров по организации отправления грузов в составе УКП.
Как верно установили суды, данные действия являются навязыванием клиентам невыгодных условий, чем нарушается пункт 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Статьей 10 Устава предусмотрено, что в договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объемы перевозок грузов. Сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иных условий. Согласно статье 11 Устав грузоотправителю достаточно подать перевозчику заявку на перевозку грузов, в которой указать, что перевозку грузов выполнять УКП.
В соответствии с пунктом 16 раздела 1 Прейскуранта N 10-01 стоимость работ по формированию поездов различных категорий входит в тарифы по начально-конечным операциям.
Согласно п. 2.35.2 Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов в ускоренном контейнерном поезде, состоящем из контейнеров общего парка, собственных (арендованных) груженных или порожних контейнеров определяется в зависимости от принадлежности вагонов в размерах, приведенных в таблице N 22 приложения 6 Прейскуранта.
С учетом изложенного, суды правомерно пришел к выводу, что услуги, которые Общество заявляет как дополнительные и не включенные в тарифы, фактически учтены в Прейскуранте N 10-01, а действия Общества направлены на скрытое повышение провозных железнодорожных тарифов.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со статей 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" под перевозочным процессом понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок. Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушения норм процессуального и материального права судом кассационной инстанции не установлены.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.05 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.06 г N 09АП-432/06-АК по делу N А40-64910/05-17-589 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "РЖД" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2006 г. N КА-А40/5467-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании