г. Красноярск
06 ноября 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шошина П.В.,
судей: Демидовой Н.М., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Табунцовой Н.Н. - по доверенности от 01.08.2008 N 181 (до перерыва), Петровой Ю.В. - по доверенности от 26.06.2008 N 162/69 (после перерыва),
от ответчика: Ветровской Е.Ю. - по доверенности от 12.08.2008 N 121,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Красноярского края (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 августа 2008 года по делу N А33-8300/2008, принятое судьей Е.В.Севастьяновой,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОАО "МРСК Сибири") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту финансов администрации Красноярского края о признании незаконным действия, выразившегося в отказе по списанию задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб., и обязании Департамента финансов администрации Красноярского края восстановить нарушенное право.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 28.07.2008 к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции заменил ответчика по настоящему делу - Департамент финансов администрации Красноярского края - на Министерство финансов Красноярского края, в связи с переименованием, на основании представленного ходатайства представителя ответчика.
В соответствии со статьями 29, 198-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд расценил требование заявителя к Департаменту финансов администрации Красноярского края о признании незаконным действия, выразившегося в отказе по списанию задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб. как требование о признании незаконным действия Департамента финансов администрации Красноярского края по отказу в списании задолженности открытого акционерного общества "МРСК Сибири" по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб., изложенному в письме от 23.04.2008 N 03-29/1455.
Требование общества "МРСК Сибири" об обязании восстановить нарушенное право, рассмотрено судом не как самостоятельное требование, а как указание на способ устранения допущенных, по мнению заявителя, прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 августа 2008 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство финансов Красноярского края обратилось с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:
- при самостоятельном представлении налогоплательщиком документов у финансового органа не возникает обязанности по рассмотрению вопроса о списании задолженности по пеням и штрафам, поскольку возможность участия налогоплательщика в процессе обмена информации между финансовым и налоговым органами не предусмотрена Порядком, утвержденным Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2002 N 293-п,
- в решении суда не указано, какие права и законные интересы общества нарушены оспариваемым действием финансового органа,
- оспариваемое письмо от 23.04.2008 N 03-29/1455 не является решением об отказе в списании задолженности общества по пеням и штрафам.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2008 года апелляционная жалоба принята к производству суда и ее рассмотрение назначено на 31 октября 2008 года.
Открытое акционерное общество "МРСК Сибири" не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве от 31.10.2008.
В судебном заседании представитель финансового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель общества согласен с решением суда первой инстанции.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 080857) в судебное заседание своего представителя не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 05 ноября 2008 года. После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя заявителя Петровой Ю.В., ответчика - Ветровской Е.Ю.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
20.12.2007 на внеочередном Общем собрании акционеров принято решение N 3 о реорганизации открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" в форме присоединения к открытому акционерному обществу "МРСК Сибири". В результате реорганизации универсальным правопреемником по всем правам и обязательствам ОАО "Красноярскэнерго" является ОАО "МРСК Сибири".
31.03.2008 общество "МРСК Сибири" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052460054327.
В соответствии Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2002 N 293-П "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам" ОАО "Красноярскэнерго" с 01.10.2002 получено право на реструктуризацию задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог и пени.
29.10.2002 ОАО "Красноярскэнерго" в Главное финансовое управление администрации Красноярского края представлен сводный график погашения задолженности по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд и задолженности по начисленным пеням и штрафам, утвержденный Управлением автомобильных дорог по Красноярскому краю и Межрайонной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.
31.10.2002 Главным финансовым Управлением администрации Красноярского края принято решение N 73 о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам, в соответствии с утвержденным графиком погашения задолженности, который является неотъемлемой частью настоящего решения.
Обществу "Красноярскэнерго" предоставлено право равномерной уплаты задолженности в размере 73 274 519 руб., по налогам - в течение 6 лет, по пеням - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам.
02.06.2004 Главным финансовым Управлением администрации Красноярского края принято решение N 1 о внесении изменений в решение от 31.10.2002 N 73 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам, которым обществу "Красноярскэнерго" предоставлено право равномерной уплаты задолженности в размере 40 835 519 руб.
В октябре 2004 года ОАО "Красноярскэнерго" досрочно погасило половину реструктурированной задолженности по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд.
В октябре 2006 года ОАО "Красноярскэнерго" досрочно погасило всю реструктурированную задолженность по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, что подтверждается справкой от 01.02.2008 N 3, выданной Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (г. Москва).
28.02.2008 в Департамент финансов администрации Красноярского края обществом "Красноярскэнерго" направлено письмо N 107/243 от 27.02.2008, с просьбой принять решение о списании задолженности по пеням и штрафам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд в размере 20140225 руб., с приложением соответствующих документов.
29.04.2008 в адрес общества "МРСК Сибири" поступило письмо Департамента финансов администрации Красноярского края N 03-29/1455 от 23.04.2008, из которого следует, что вопрос о списании задолженности по пеням и штрафам будет рассматриваться после предоставления необходимой информации налоговым органом.
В письме также отражено, что процедура реализации права налогоплательщика на списание задолженности по пеням и штрафам, начисленным на задолженность по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, регулируется пунктом 1.10 Порядка списания задолженности по пеням и штрафам, начисленным на задолженность по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2002 N 293-п, которым урегулированы отношения, возникающие между налоговым и финансовым органами, возможность участия налогоплательщика в процессе обмена информации, в том числе путем предоставления необходимых документов и получение копии принятого решения указанным Порядком не предусмотрена.
Считая, что действия Департамента финансов администрации Красноярского края, выразившиеся в отказе по списанию задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб., не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены указанного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое действие Департамента финансов администрации Красноярского края, выразившееся в отказе по списанию задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб. противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 18-1 Закона Красноярского края от 29.03.2002 N 2-144 "О краевом бюджете на 2002 год", в целях реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам, Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2002 N 293-п утвержден Порядок проведения в 2002 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам (далее - Порядок).
Пунктом 2 Постановления от 01.08.2002 N 293-п Главному финансовому управлению администрации Красноярского края поручено провести в 2002 году реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка реструктуризация задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам, проводится путем поэтапного (ежеквартального) погашения задолженности по налогам, а также пеням и штрафам, образовавшейся по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 число месяца, в котором подается заявление о предоставлении права на реструктуризацию (далее -заявление).
Со дня принятия решения о предоставлении права на реструктуризацию прекращается начисление пени на сумму реструктурированной задолженности по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также приостанавливаются меры принудительного взыскания в отношении реструктурированной задолженности (пункт 1.5 Порядка).
В случае принятия решения о реструктуризации задолженности юридического лица по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам, ему предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам (пункт 1.6 Порядка).
Пунктом 1.10 Порядка в редакции Постановления Совета Администрации Красноярского края от 27.11.2003 N 334-п "О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Администрации Красноярского края от 01.08.2002 N 293-П "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам" регулируется процедура реализации права налогоплательщика на списание задолженности по пеням и штрафам, начисленным на задолженность по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд.
В соответствии с пунктом 1.10 указанного Порядка при погашении реструктурированной задолженности по налогам в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Списание задолженности по пеням и штрафам производится с организаций, в отношении которых решение о реструктуризации задолженности было принято в соответствии с вышеуказанным Постановлением, с момента погашения ими реструктурированной задолженности по налогам.
Решение о списании задолженности по пеням и штрафам принимает Главное финансовое управление администрации Красноярского края (приложение 5) на основании справки налогового органа по месту учета юридического лица, предусматривающей сведения о выполнении организацией условий реструктуризации и сведения о задолженности по пеням и штрафам, подлежащим списанию (приложение 6).
Главное финансовое управление администрации Красноярского края:
в течение 30 дней со дня получения справки из налогового органа по месту учета юридического лица принимает решение о списании задолженности по пеням и штрафам;
в недельный срок со дня принятия решения о списании задолженности по пеням и штрафам направляет копию принятого решения в соответствующий налоговый орган по месту учета юридического лица.
Как следует из материалов дела, в связи с досрочным погашением в октябре 2006 года ОАО "Красноярскэнерго" реструктурированной задолженности по налогам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 выдана справка от 01.02.2008 N 3 по форме, предусмотренной Постановлением от 27.11.2003 N 334-п.
28.02.2008 обществом "Красноярскэнерго" в Департамент финансов администрации Красноярского края направлено письмо N 107/243 от 27.02.2008 с просьбой принять решение о списании задолженности по пеням и штрафам в краевой целевой бюджетный дорожный фонд в размере 20140225 руб.
В подтверждение наличия права на списание задолженности по пеням и штрафам обществом предоставлена справка от 01.02.2008 N 3 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, содержащая сведения о выполнении обществом условий реструктуризации и сведения о задолженности по пеням и штрафам, подлежащим списанию.
Департаментом финансов администрации Красноярского края в адрес общества "МРСК Сибири" направлено письмо N 03-29/1455 от 23.04.2008, из которого следует, что вопрос о списании задолженности по пеням и штрафам будет рассматриваться после предоставления необходимой информации налоговым органом. Решение о списании задолженности по пеням и штрафам Главным финансовым управлением администрации Красноярского края в установленные законом сроки не принято.
Суд апелляционной инстанции полагает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, при самостоятельном представлении налогоплательщиком документов, у финансового органа не возникает обязанности по рассмотрению вопроса о списании задолженности по пеням и штрафам, поскольку возможность участия налогоплательщика в процессе обмена информации между налоговым и финансовым органами не предусмотрена Порядком, утвержденным Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2002 N 293-п.
Из толкования пункта 1.10 Порядка безусловно не следует, что справка должна быть направлена непосредственно налоговым органом в Главное финансовое управление администрации Красноярского края и не может быть передана через заинтересованное в принятии решения о списании задолженности лицо.
Суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом соблюдения обществом условий погашения реструктурированной задолженности по налогам и наличия у него права на списание задолженности по пеням и штрафам, самостоятельное предоставление обществом справки налогового органа о выполнении условий реструктуризации и задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию, не противоречит пункту 1.10 установленного Порядка.
Довод заявителя жалобы о том, что оспариваемое письмо от 23.04.2008 N 03-29/1455 не является решением об отказе в списании задолженности общества по пеням и штрафам, не принимается судом апелляционной инстанции.
В письме от 23.04.2008 N 03-29/1455 содержится разъяснение о том, что возможность участия налогоплательщика в процессе обмена информации между налоговым и финансовым органами не предусмотрена пунктом 1.10 Порядка, сообщается о рассмотрении вопроса о списании задолженности после предоставления необходимой информации налоговым органом.
Таким образом, указанным письмом налогоплательщику по существу отказано в списании задолженности по пеням и штрафам на основании представленной им справки от 01.02.2008 N 3 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4.
Отказ финансового органа в списании указанной задолженности нарушает права и законные интересы общества, поскольку последним соблюдены условия реализации права на списание задолженности по пеням и штрафам, предусмотренные пунктом 1.10 Порядка, что подтверждено надлежащим доказательством (справкой налогового органа по форме, установленной Порядком).
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование общества и признал незаконным действие Департамента финансов администрации Красноярского края по отказу в списании задолженности открытого акционерного общества "МРСК Сибири" по пеням и штрафам в размере 20 140 225 руб., изложенному в письме от 23.04.2008 N 03-29/1455.
Следовательно, решение суда первой инстанции от 27.08.2008 является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 27 августа 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 августа 2008 года по делу N А33-8300/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8300/2008
Истец: Открытое акционерное общество "МРСК Сибири"
Ответчик: Министерство финансов Красноярского края
Третье лицо: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3080/2008