г. Красноярск
"12" ноября 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" ноября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.
при участии:
от заявителя: Сергиенко Б.М., представителя по доверенности от 06.03.2008,
от ответчика: Функ Е.В., представителя по доверенности от 31.01.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в лице Восточно-Сибирского филиала государственной инвентаризации лесов федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" июля 2008 года по делу N А33-4143/2008, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" в лице Восточно-Сибирского филиала государственной инвентаризации лесов федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению архитектуры администрации города Красноярска (далее - управление, ответчик) о признании недействительным заключения о возможности сохранения самовольной постройки от 07.03.2008 N 4633.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой с решением от 24.07.2008 не согласен по следующим основаниям:
- ссылка суда на карту территориального зонирования является неверной, т.к. такая карта в суде не исследовалась, в Градостроительном кодексе Российской Федерации нет такого термина;
- гараж находится в зоне производственных предприятий 4-5 классов вредности (П3), а не в зоне многоэтажной жилой застройки (Ж4) и соответственно на них разрешено размещение гаражей, гаражей-стоянок;
- выкопировка из плана существующей застройки не является допустимым и относимым доказательством в соответствии с ч. 7 ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частями 6 и 11 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363, которое является обязательным для всех;
- гараж находится на земельном участке, который находится в постоянном бессрочном пользовании у заявителя, т.е. промышленного предприятия и не может быть предназначен под жилую застройку; гараж выстроен на основании проекта ;
- карта территориального зонирования ответчиком не представлена;
- представленный ответчиком в суд апелляционной инстанции картографический материал не соответствует требованиям Приказа Минрегионразвития Российской Федерации от 30.08.2007 N 85 "Об утверждении документов и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности".
Управление архитектуры представило отзыв (с учетом дополнений) на апелляционную жалобу, в котором с решением от 24.07.2008 согласно по следующим основаниям:
- согласно Правилам землепользования и застройки города Красноярска, утвержденным решением Красноярского городского совета от 29.05.2007 (карта территориального зонирования) самовольно возведенный гараж по ул. Крупской, 42, распложен в зоне многоэтажной застройки Ж4, а расположение гаража в зоне П3 заявителем не доказано;
- императивной нормы, обязывающей органы местного самоуправления осуществлять выдачу информации, которой они располагают, только в соответствии с требованиями Приказа Минрегионразвития Российской Федерации от 30.08.2007 N 85, действующее законодательство не содержит; управление осуществляет эксплуатацию автоматизированной системы, аналогичной по назначению информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, однако, до настоящего времени данная система не приведена в соответствие с указанным Приказом, что не является нарушением Градостроительного кодекса Российской Федерации; запрета на использование автоматизированных систем, аналогичных по назначению информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, законом не установлено, любые сведения или документы, которые предоставляются управлением (в том числе картографические материалы) на основании используемой им автоматизированной системы являются актуальными и достоверными сведениями, выданными уполномоченным органом по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Управлением вынесено заключение от 07.03.2008 N 4633 по заявлению предприятия о возможности сохранения самовольной постройки, согласно которому размещение объекта, гаража на 8 автомобильных машин служебного пользования, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул. Крупской, 42, не соответствует генеральному плану города, утвержденному решением Красноярского городского Совета от 30.03.2001 N В-23, и правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Красноярского городского Совета от 29.05.2007.
Не согласившись с указанным заключением, предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В производстве арбитражного суда Красноярского края находится дело N А33-302/2008 по иску предприятия к администрации г. Красноярска о признании права собственности на самовольную постройку - здание гаража на 8мест, расположенного на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Крупской,42, производство по которому приостановлено до рассмотрения настоящего дела.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции наличие указанных оснований для признания недействительным оспариваемого заключения о возможности сохранения самовольной постройки от 07.03.2008 N 4633 не установлено, исходя из следующего.
Управлением вынесено заключение от 07.03.2008 N 4633 (далее - заключение) по заявлению предприятия о возможности сохранения самовольной постройки, согласно которому размещение объекта, гаража на 8 автомобильных машин служебного пользования, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Крупской, 42 (далее - гараж), не соответствует генеральному плану города, утвержденному решением Красноярского городского Совета от 30.03.2001 N В-23, и Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Красноярского городского Совета от 29.05.2007 (далее - Правила землепользования) (л.д. 12-13).
Постановлением администрации города Красноярска от 01.09.2005 N 463 в целях упорядочения представления сведений при рассмотрении судами дел о признании права собственности на самовольно возведенные постройки утверждена форма заключения о возможности сохранения самовольной постройки. Данным постановлением Управлению поручено осуществлять подготовку и подписание заключений о возможности сохранения самовольной постройки в соответствии с утвержденной формой, то есть выдавать информацию о соответствии объекта Генеральному плану города и Правилам землепользования и застройки города.
Согласно приказу Управления архитектуры администрации города Красноярска от 21.11.2007 N 37-ОД заместителю начальника управления архитектуры администрации города Голубь Г.В. поручено подписывать заключения о возможности сохранения самовольной постройки.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заключение о возможности сохранения самовольной постройки принято в рамках компетенции ответчика и подписано уполномоченным должностным лицом.
Оспаривая заключение, заявитель ссылается на то, что гараж находится в территориальной зоне П3 - зона производственных предприятий IV - V классов вредности (подп. "г" п. 4 части 1 статьи 17 Правил землепользования). Согласно части 1 статьи 37 Правил землепользования зоны производственных предприятий IV - V классов вредности включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов IV - V классов вредности, в том числе промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов производственной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. В зонах производственных предприятий IV - V классов вредности допускается размещение объектов коммунально-бытового назначения, объектов транспорта, объектов торговли, культовых, административных объектов в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
Считая оспариваемое заключение законным, ответчик указывает на то, что гараж находится в территориальной зоне Ж4 - зоны жилой многоэтажной застройки (подп. "г" п. 2 части 1 статьи 17 Правил землепользования). Согласно части 1 статьи 26 Правил землепользования зоны жилой многоэтажной застройки включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В зонах жилой многоэтажной застройки допускается размещение объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, а также стоянок, гаражей, площадок для временной парковки автотранспорта, объектов социального, коммунально-бытового назначения, линейных объектов в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
Исследовав и оценив имеющиеся и представленные ответчиком в опровержение доводов апелляционной жалобы доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы ответчика о расположении спорного гаража в территориальной зоне Ж4 являются обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 17 части 2 статьи 1 Правил землепользования территориальные зоны - зоны, для которых в настоящих Правилах определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Статьей 4 Правил землепользования предусмотрен порядок установления границ, в том числе, территориальных зон, которые устанавливаются на основной карте градостроительного зонирования территории города Красноярска (далее - основная карта градостроительного зонирования), которая является приложение N 1 к указанным Правилам. Территориальные зоны устанавливаются в пределах границ города на всей его территории.
Как следует из представленной ответчиком в суд апелляционной инстанции копии основной карты градостроительного зонирования (территория ул. Крупской), территориальные зоны П3 и Ж4 имеют смежные границы ( аналогичная копия была предоставлена заявителем в суд первой инстанции, см. л.д. 82).
В целях определения точного местоположения спорного гаража ответчик письмом за подписью руководителя управления представил картографический материал, отражающий расположение объектов существующей застройки по ул. Крупской, с указанием границы территориальной зоны Ж4 ( см. зеленая сплошная линия). При исследовании судом с участием сторон указанной карты установлено, что спорные гаражи находятся в зоне Ж4.
Согласно пояснениям представителя ответчика указанный картографический материал создан управлением в соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением об управлении, получен с помощью автоматизированной системы, которая используется ответчиком и является аналогичной по назначению информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, введение которой предусмотрено приказом Минрегионразвития от 30.08.2007 N 85.
Заявитель ссылается на то, что представленное ответчиком доказательство не является относимым и допустимым доказательством по делу, поскольку не является актуализированным документом и не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации N 363 от 09.06.2006 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" и принятого в его исполнение приказа Минрегионразвития от 30.08.2007 N 85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности".
Суд апелляционной инстанции считает данный довод заявителя необоснованным в силу следующего.
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя, в том числе: сведения о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о геодезических и картографических материалах. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации, осуществляемым в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - Положение N 363), которое определяет структуру, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - информационная система), а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Информационную систему ведут органы местного самоуправления городского округа или муниципального района. Информационная система может быть автоматизированной.
Согласно пункту 4 Положения N 363 под актуализированными документами, материалами, картами, схемами и чертежами понимаются документы, материалы, карты, схемы и чертежи, размещенные в информационной системе, со всеми внесенными в них изменениями, состоявшимися на каждый определенный момент.
Согласно пункту 6 Положения N 363 информационная система имеет 9 основных разделов. Раздел I "Документы территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территории муниципального образования" содержит сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии размещенных в информационной системе документов и материалов о территориальном планировании Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 указанного Положения N 363 министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации предписано разработать и утвердить порядок и требования к ведению книг, входящих в состав разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, номенклатуру таких книг, а также правила присвоения номеров книгам, входящим в состав разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 30.08.2007 N 85 утверждено Положение о системе классификации и кодирования, используемой при ведении книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности ( приложение N1), а также Положение о порядке ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и порядке присвоения регистрационных и идентификационных номеров ( приложение N2), (далее - Положение N 85), в соответствии с которым органам местного самоуправления, осуществляющим эксплуатацию автоматизированных систем, аналогичных по назначению информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, рекомендовано в срок до 1 января 2008 года привести их в соответствие с Положением о порядке ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и порядком присвоения регистрационных и идентификационных номеров в части присвоения регистрационных и идентификационных номеров ( приложение N2).
Как следует из содержания изложенных норм права, Положение N 85 подлежит применению к порядку ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Указаний о применении указанного Положения к картам, схемам, чертежам, которые содержатся в разделе IX "Геодезические и картографические материалы" информационной системы, в указанном Положении не содержится. Следовательно, требования Положения N 85 к системе классификации и кодирования, используемой при ведении книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, не подлежат применению к порядку ведения и составления картографического материала.
Более того, следует учитывать пояснения ответчика о том, что ведение информационной системы в порядке, предусмотренном Положением N 363 и Положением N 85, в настоящее время ответчиком не ведется ( приказом от 30.08.2007 N 85 органам местного самоуправления рекомендовано в срок до 1 января 2008 года привести существующий порядок в соответствие с порядком ведения информационной системы. При этом, указанным приказом или иными нормативными правовыми актами органам местного самоуправления не предписано в обязательном порядке перейти от эксплуатации действующей автоматизированной системы на эксплуатацию информационной системы обеспечения градостроительной деятельности). Исходя из пункта 3.13 Положения об управлении архитектуры администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением Главы города от 22.08.2008 N 193-р, управление осуществляет эксплуатацию автоматизированной системы, аналогичной по назначению информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Представленный картографический материал получен на основании используемой ответчиком автоматизированный системы. Доказательств недостоверности указанных в картографическом материале сведений, нормативно-правового обоснования несоответствия картографического материала каким-либо требованиям законодательства заявителем не представлено. Основания для вывода о недостоверности сведений, содержащихся в указанном документе, у суда отсутствуют.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания представленного ответчиком картографического материала неотносимым и недопустимым доказательством по делу.
Из содержания приведенных выше процессуальных норм следует, что наличие у ответчика обязанности по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону не исключает обязанности заявителя по доказыванию обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований.
Однако, доказательств в подтверждение довода о расположении гаражей в зоне П3 заявитель не представил, указав на то, что при рассмотрении настоящего спора именно ответчик должен доказать нахождение гаражей в зоне Ж4, а у заявителя отсутствует возможность получения соответствующих доказательств.
Вместе с тем, на основании частей 6, 7 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 12, 13 Положения N 363 заявитель вправе был самостоятельно направить ответчику запрос о предоставлении сведений из информационной системы. Однако, заявителем соответствующие сведения не запрашивались.
Учитывая, что ответчиком подтверждено расположение спорного гаража в территориальной зоне Ж4, то оспариваемое заключение от 07.03.2008 N 4633, согласно которому размещение гаража на 8 автомобильных машин служебного пользования, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Крупской, 42, не соответствует генеральному плану города, утвержденному решением Красноярского городского Совета от 30.03.2001 N В-23, и правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Красноярского городского Совета от 29.05.2007, правомерно признано судом первой инстанции законным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб. согласно платежному поручению от 30.09.2008 N 360 подлежат отнесению на предприятие.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" июля 2008 года по делу N А33-4143/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4143/2008
Истец: Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" в лице Восточно-Сибирского филиала государственной инвентаризации лесов федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг"
Ответчик: Управление архитектуры администрации г. Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2719/2008