-03АП-3091/2008
г. Красноярск
"07" ноября 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" ноября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Магда О.В., Шошина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савченко Г.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (истца) - Рожковой И.Е., представителя по доверенности от 14 ноября 2006 года;
от открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (ответчика) - Тепляшиной И.В., представителя по доверенности от 7 декабря 2006 года N 24 АА 031154,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (г. Красноярск) и ответчика - открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (г. Ачинск Красноярского края)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" сентября 2008 года по делу N А33-6403/2008, принятое судьей Юрченковой Р.М.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала -Красноярская железная дорога (далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (далее также ответчик, открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинск") о взыскании 122 292 руб. 25 коп. платы за пользование вагонами.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 1 сентября 2008 года исковые требования удовлетворены частично. С открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" взыскано в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярской железной дороги 117 717 руб. 09 коп. платы за пользование вагонами и 3 854 руб. 34 коп. государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярской железной дороги возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 91 руб. 51 коп., излишне оплаченная по платежному поручению N 346 от 12 мая 2008 года.
Не согласившись с данным судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении суммы 4 575 руб. 16 коп., приняв в данной части новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Истец не согласен с обжалуемым решением в виду того, что статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не содержит указания на возможность взыскании перевозчиком платы только за принадлежащие ему вагоны. Названная статья прямо указывает, что плата вносится не собственнику вагонов, а перевозчику.
Открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" также обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению ответчика решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, поскольку принято при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено взыскание платы за пользование вагонами в случае, если задержка привела к нарушению сроков доставки. Ответчиком не был нарушен срок доставки грузов, отправленных по транспортным железнодорожным накладным N ЭМ836671, ЭМ 836185, ЭМ 836819, поскольку в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 27, сроком доставки грузов по указанным накладным является 14 марта 2008 года. Следовательно, у истца отсутствуют основания для начисления платы за пользование вагонами.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2008 года апелляционные жалобы истца и ответчика приняты к производству, рассмотрение жалоб назначено на 6 ноября 2008 года.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, а также отклонил доводы апелляционной жалобы ответчика.
В представленных суду возражениях на апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" истец указал следующее. Согласно отметок станции назначения в железнодорожных транспортных накладных по всем указанным отправкам N ЭМ836810, ЭМ836185, ЭМ836674 вагоны прибыли на станцию Ачинск-2 14 марта 2008 года, в тот же день перевозчик уведомил о прибытии вагонов грузополучателя, а согласно транспортных железнодорожных накладных по вышеуказанным отправкам срок доставки вагонов по ним истекает 13 марта 2008 года. Заявитель в апелляционной жалобе при расчёт срока доставки груза ссылается на отправки ЭМ836819, ЭМ836671, по которым истец не рассчитывал и не заявлял плату за пользование вагонами за время задержки вагонов в пути следования.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, и отклонил доводы апелляционной жалобы истца, указав в представленном отзыве на следующее.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации предусматривает право перевозчика взыскивать плату за пользование вагонами, которые принадлежат ему на праве собственности или ином праве. При заключении договора от 1 февраля 2006 года N Т-2\12\Д2006\0154\158\06 стороны определились, что за время нахождения вагонов как на железнодорожных путях необщего пользования, так на железнодорожных путях общего пользования плата за пользование вагонами (размер платы за пользование вагонами) рассчитывается (определяется) перевозчиком в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта Российской Федерации только в отношении вагонов, принадлежащих открытому акционерному обществу "Российские железные вагоны" на праве собственности. Исходя из буквального и системного толкования статьи 39 и других положений Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, полагаем, что поскольку договором не урегулирован вопрос о возможности применения в отношениях между сторонами Тарифного руководства N 2 при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на праве собственности, то и отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в части взыскания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику на праве собственности.
Апелляционные жалобы рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании транспортных железнодорожных накладных ЭМ836810, ЭМ836185, ЭМ836674 от 9 марта 2008 года (л.д. 120, 121, 122) открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (перевозчик) осуществляло перевозку угля каменного (смерзающего) по маршрутам отправительскому прямому: станция Малиновка Западно-Сибирской ж.д. - станция Ачинск 2 Красноярской ж.д. и станция Ташеба Красноярской ж.д. - станция Ачинск 2 для открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат" (грузоотправитель). Срок доставки по накладным указан 13 марта 2008 года.
12 марта 2008 года комиссией в составе представителей транспортного отдела, отдела логистики открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинск", станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги и открытого акционерного общества "В-Сибпромтранс" акт о повреждении при опрокидовании на вагоноопрокидователе вагона N 68113414 ленты ленточного конвейера ЛК-6. лист металла, повредивший конвейерную ленту, являлся задвижкой глуходонного лючка вагона N6811314. В вагоне задвижка нижнего лючка отсутствует. Задвижка выпала по причине недостающего крепления к днищу вагона (л.д. 119).
На основании распоряжений перевозчика от 12 марта 2008 года N 38, 39 (л.д. 8, 10) 30 вагонов в составе поезда N 3406, индекс поезда 8851-979-8838 (NN 64600489, 56974199, 56974470, 53591079, 56775307, 56122310, 66058348, 66675992, 65908550, 68696509, 68682087, 68037282, 68336833, 68058676, 68130087, 68354836, 68172642, 68766351, 68390244, 68324011, 62632765, 60329000, 60330909, 63341127, 66505165, 65016719, 61967535, 65047441, 68363522, 62276829) и 35 вагонов в составе поезда N 3404, индекс поезда 8851-978-8838 (NN 68232115, 68160852, 68635341, 68214782, 68198118, 68387364, 68576933, 60121654, 60259280, 61920120, 60805249, 67229633, 62797485, 62700984, 62533088, 62299789, 60995800, 64194707, 65848319, 65019739, 62417050, 67292375, 65510760, 61386850, 67202010, 64986987, 64338460, 60334869, 62418850, 67256651, 66025982, 65110728, 62821772, 67708925, 65973109) были задержаны в пути следования на промежуточной станции Красная Сопка в связи с их неприёмом станцией назначения Ачинск-2 из-за занятости фронта выгрузки, вызванной неисправностью вагоноопрокида у грузополучателя -открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинск".
Указанное выше обстоятельство зафиксировано в актах общей формы от 14 марта 2008 года N 81 и N 83, составленных на станции Красная Сопка (л.д. 12, 14).
Грузоотправитель уведомлен (телеграммой) о факте задержки вагонов (л.д. 28, 30, 40).
14 марта 2008 года в связи с освобождением путей станции и освобождением фронта выгрузки у грузополучателя - открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинск" на основании распоряжения N 31 от 14 марта 2008 года (л.д. 7) составы вагонов были выпущены в 12 час. 30 мин.
По прибытию вагонов на станцию назначения были составлены акты общей формы от 14 марта 2008 года N 28 и N 29 (л.д. 11, 13), в которых указано на простой 35 вагонов в составе поезда N 3404 (отправка ЭМ 836674, досылка ЭМ 902581) и 30 вагонов в составе поезда N 3406 (отправка ЭМ 836185, ЭМ 836810) в составе поезда N 3404, индекс поезда 8851-978-8838, в течении 46 час. 30 мин. и 43 час. соответственно в связи с неприемом станцией Ачинск-2 из-за занятости фронта выгрузки. Акты подписаны представителем открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинск" Терещенко (доверенность б/н от 9 июня 2007 года) с оговоркой "остановка вагоноопрокида произошла из-за технической неисправности вагона принадлежащего ОАО "РЖД".
Грузоотправитель уведомлен (телеграммой) о факте освобождения вагонов (л.д. 24, 26, 33, 36).
За время задержки вагонов в ведомостях подачи и уборки вагонов N N 59, 60 от 14 марта 2008 года (л.д. 22, 23) начислена плата за пользование вагонами в сумме 103 637 руб. 50 коп. (без НДС). С учетом налога на добавленную стоимость сумма платы составляет 122 292 руб. 25 коп., общее время простоя составило 2 702 час. 30 мин.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу части 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 26, задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Как следует из материалов дела, на основании транспортных железнодорожных накладных ЭМ836810, ЭМ836185, ЭМ836674 от 9 марта 2008 года открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (перевозчик) осуществляло перевозку угля каменного (смерзающего) по маршрутам отправительскому прямому: станция Малиновка Западно-Сибирской ж.д. - станция Ачинск 2 Красноярской ж.д. и станция Ташеба Красноярской ж.д. - станция Ачинск 2 для открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат" (грузоотправитель).
На основании распоряжений перевозчика N 38, 39 от 12 марта 2008 года 30 вагонов в составе поезда N 3406, индекс поезда 8851-979-8838 и 35 вагонов в составе поезда N 3404, были задержаны в пути следования на промежуточной станции Красная Сопка в связи с их неприёмом станцией назначения Ачинск-2 из-за занятости фронта выгрузки, вызванной неисправностью вагоноопрокида у грузополучателя -открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинск". В связи с освобождением путей станции и освобождением фронта выгрузки у грузополучателя - открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинск" вагоны выпущены на основании распоряжений перевозчика 14 марта 2008 года.
Указанные выше обстоятельства зафиксированы в актах общей формы от 14 марта 2008 года N 81 и N 83, составленных на станции Красная Сопка, и от 14 марта 2008 года N 28 и N 29, составленных на станции Ачинск-2. В актах указано что причиной задержки вагонов в пути следования послужило неприём вагонов станцией назначения Ачинск-2 из-за занятости фронта выгрузки, вызванной неисправностью вагоноопрокида у грузополучателя -открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинск". Акты общей формы подписаны представителем ответчика.
Представленными в дело телеграммами подтверждается факт исполнения истцом предусмотренной статьей 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования обязанности по извещению ответчика о поступлении вагонов и о факте их задержки.
Вагоны прибыли на станцию назначения 14 марта 2008 года.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 27, исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
В соответствии с пунктами 4, 4.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом при перевозке грузов прямыми отправительскими маршрутами, сроки доставки грузов исчисляются исходя из установленной для маршрутных отправок нормы суточного пробега, то есть из расчета нормативного срока - 550 км в сутки.
В силу пунктов 5, 5.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза.
Согласно представленным транспортным железнодорожным накладным ЭМ 836810, ЭМ 836185 и ЭМ 836671 груз был принят истцом к перевозке 9 марта 2008 года, расчет платежей произведен за 806 км.
Несмотря на указание в накладных грузовой скорости, груз направлен прямым отправительским маршрутом и в силу пунктов 2.3, 2.3.1, 4, 4.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, при расчете сроков доставки грузов необходимо принимать во внимание нормативный срок доставки в 550 кв. в сутки.
Следовательно, учитывая расстояние, на которое осуществлялась перевозка, и положения пунктов 5, 5.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом сроки, предусматривающих увеличение сроков доставки на 2 суток, перевозчиком верно указано 13 марта 2008 года как срок доставки груза. Расчет сроков доставки грузов, произведенный ответчиком, основан на неверном понимании положений Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, ответчик ошибочно не включает 10 марта 2008 года в срок доставки груза.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Исходя из требований статьи 119 УЖТ РФ, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателя, удостоверяются актом общей формы.
В виду наличия в деле актов общей формы, составленных в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2005 года N 45, и подписанных представителем ответчика, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оснований для начисления ответчику платы за пользование вагонами.
В пункте 34 Постановления N 30 от 6 октября 2005 года "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дал разъяснения, согласно которым в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Как следует из ведомости подачи и уборки вагонов N 4629520 (л.д. 23) вагоны N 56974199, N 59674470, N 53591079, N 56775307, N 56122310 не принадлежат истцу на праве собственности.
Однако в силу положений действующего законодательства плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, рассчитанная в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением ФЭК от 19 июня 2002 года N 35/12, может быть взыскана в пользу истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности.
В виду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет довод открытого акционерного общества "Российские железные дороги", указанный им в апелляционной жалобе. Плата за пользование вагонами зависит от простоя вагонов на железнодорожных путях, предусмотрена именно за пользование вагонами, а не за пользование железнодорожными путями. Нормы Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не предусматривают право железной дороги взыскивать с грузоотправителей, грузополучателей плату за пользование железнодорожными путями общего пользования.
Оценка иных доводов апелляционных жалоб дана в настоящем постановлении.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, проверив расчет суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности удовлетворения требований истца в части взыскания с ответчика 117 717 руб. 09 коп. платы за пользование вагонами.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" сентября 2008 года по делу N А33-6403/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6403/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярской железной дороги, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат"