г. Красноярск
"10" ноября 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" ноября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Хасановой И.А., Шошина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савченко Г.А.,
при участии:
от заявителя апелляционной жалобы - Румянцева В.А., представителя по доверенности от 18.02.2008 N 21; Улитина С.А., представителя по доверенности от 02.10.2008 N 182, Ведюшкиной А.С., представителя по доверенности от 23.07.2008 N 17,
от ответчика - Перова В.Г., представителя по доверенности от 05.11.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" в лице Лесосибирского межрайонного отделения
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" сентября 2008 года по делу N А33-6580/2008, принятое судьей Григорьевой М.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "Управление коммуникационным комплексом Северо - Енисейского района" о взыскании 2 601 692 руб. 62 коп., составляющих стоимость потерь электрической энергии в сетях ответчика, произошедших при оказании ответчиком истцу услуг по транспортировке энергии, за период с 01 сентября 2006 года по 31 декабря 2006 года.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 сентября 2008 года в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" отказано.
Не согласившись с указанными судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Как полагает заявитель апелляционной жалобы, решение арбитражного суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене. По утверждению истца, ответчиком не были представлены данные об объеме потерь электрической энергии, в связи с чем, истец вынужден был произвести расчет потерь в соответствии с абзацем 2 пункта 121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. В обоснование расчета количества приобретенной электроэнергии истцом в материалы дела представлялись счета-фактуры, акты о составлении баланса (принятой) электрической энергии с генерирующими организациями. В обоснование расчета количества переданной электроэнергии истцом были представлены Формы 46 - "Полезный отпуск (поставка) электроэнергии ОАО "Красноярскэнергосбыт", утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 10.02.2006 N 19-э/4 и постановлением Службы государственной статистики от 23.03.2007 N 29. Истец также считает, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" не могло назвать основания возникновения обязанности покупать у истца электрическую энергию для компенсации потерь, так как в пункте 121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусмотрен единственный способ компенсации фактических потерь - путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика. Кроме того, истец полагает, что при проведении расчета им обоснованно применен тариф 0,20710 руб./кВт/ч, утвержденный экспертным заключением РЭК Красноярского края по расчету тарифов ОАО "Красноярскэнергосбыт" на 2006 год.
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит оставить в силе судебный акт, указывая на его законность и обоснованность.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" и муниципальным унитарным предприятием "Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района" были заключены договоры N 4954 от 05.11.2003 на оказание услуг по передаче электрической энергии и N 4954 "П" от 11.05.2004 на компенсацию потерь в сетях, по условиям которых ответчик оказывает истцу услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей ответчика, и оплачивает потери электрической энергии, возникшие в сетях ответчика, а истец оплачивает данные услуги.
Кроме того, 22.12.2005 между открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" и муниципальным унитарным предприятием "Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района" заключен договор N 3/ЭЭ-Т, согласно разделу 2 которого ответчик оказывает истцу услуги по передаче электроэнергии, а истец оплачивает эти услуги в порядке, установленном договором.
В соответствии с пунктом 2.2 договора от 22.12.2005 ОАО "Красноярскэнергосбыт" обеспечивает закупку электроэнергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии в объеме фактических потерь, а МУП "Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района" компенсирует истцу стоимость указанной электрической энергии в порядке, установленном договором.
Разделом 5 договора предусмотрено, что расчет объемов потерь осуществляется ОАО "Красноярскэнергосбыт" на основании баланса электороэнергии. Оплата осуществляется на основании акта выполненных работ, утвержденного обеими сторонами.
В качестве фактического обоснования исковых требований истец ссылается на то, что при транспортировке электроэнергии через сети ответчика возникли потери, и приводит расчет объема потерь.
В качестве нормативного основания требований истец ссылается на Правила недискриминационного доступа, которые обязывают сетевые организации оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Ссылаясь на то, что ответчик не представил сведения об объеме потерь, истец произвел расчет объема потерь на основании подпункта 2 пункта 121 Правил недискриминационного доступа, в связи с чем, просит взыскать с ответчика 2 601 692 руб. 62 коп.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Между сторонами сложились отношения, возникающие из договоров энергоснабжения, являющихся разновидностью договора купли-продажи, отношения по которым регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец полагает, что в сетях ответчика возникли дополнительные (фактические) потери, которые должны быть компенсированы путем покупки дополнительного объема энергии согласно договору N 3/ЭЭ-Т от 22 декабря 2005 года.
Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь установлен разделом V Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004 (далее - Правила недискриминационного доступа), согласно которому фактические потери электрической энергии в электрических сетях определяются как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 36 Правил недискриминационного доступа).
Обязанность сетевых организаций компенсировать фактические потери электрической энергии, возникшие в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом потерь, включенных в цену на электрическую энергию, предусмотрена пунктом 37 Правил недискриминационного доступа.
Потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе платы за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организации, с которой у соответствующих лиц заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) на электрическую энергию, в целях избежания их двойного учета. Потребители услуг оплачивают потери электрической энергии сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей услуг (пункт Правил 38 недискриминационного доступа).
В соответствии с пунктом 120 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков), потери электрической энергии в электрических сетях, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, оплачиваются территориальными сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации по регулируемым ценам (тарифам), определяемым в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов методическими указаниями, и свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым в соответствии с разделом VII настоящих Правил.
Порядок определения объема потерь электрической энергии в принадлежащих сетевой организации электрических сетях, установлен в пункте 121 Правил и производится на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям (далее - смежные сетевые организации), и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляемых ему (ей) рассчитанных на основании указанных документов данных о величине потерь электрической энергии. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) в случае непредоставления ему указанных сведений распределяет суммарную величину потерь электрической энергии между сетевыми организациями, покупающими у него электрическую энергию для целей компенсации потерь и не представившими такие сведения, исходя из нормативных величин потерь электрической энергии, установленных для различных классов напряжения, пропорционально объемам потребления электрической энергии на соответствующем классе напряжения.
Исходя из выше изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что необходимость покупки электроэнергии в целях компенсации потерь должна быть подтверждена данными приборов учета энергии, и только при наличии подтвержденных данных коммерческого учета у сетевой организации возникает обязанность предоставлять сведения о величине потерь.
Объемы поставки электроэнергии определяется исключительно по приборам учета, в связи с чем, потери электрической энергии в электрических сетях рассчитываются исходя из реальных объемов электрической энергии, которые можно определить только на основании показаний приборов учета электрической энергии, зафиксированных на начало и конец расчетного периода. При этом, показаниями приборов учета должен подтверждаться как объем электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, а так и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети и переданной в другие сетевые организации или потребителям электроэнергии (абонентам).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив в соответствии с требованиями статей 65, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела в обоснование расчета объема потерь: ведомости энергопотребления, счета-фактуры, сведения об энергопотреблении отдельных абонентов, акты показаний приборов учета по отдельным абонентам, а также пояснительную записку со ссылками на сведения из фактических балансов, суд первой инстанции, правомерно не принял их в качестве доказательств доводов истца, поскольку, указанные документы не являются первичными документами, и не подтверждают фактически приобретенную истцом электроэнергию на оптовом рынке, количество электроэнергии принятой в свои сети сетевыми организациями, количество электроэнергии потребленной абонентами истца, а также не позволяют сделать вывод об объемах потерь, возникших в сетях ответчика в спорный период.
С учетом изложенного, суд обоснованно счел недоказанным количество электроэнергии, которое у истца должен приобрести ответчик для компенсации потерь в сетях МУП "Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района".
Как установлено материалами дела, оплата дополнительных потерь, стоимость которых заявлена истцом ко взысканию, договорами заключенными спорящими сторонами, не предусмотрена.
В связи с тем, что сетевая организация не представила энергосбытовой организации данные о величине потерь электроэнергии, истец применил при расчете правила, установленные пунктом 121 Правил функционирования розничных рынков.
Между тем, применение при перерасчете истцом величины потерь электроэнергии в сетях ответчика в соответствии с пунктом 121 Правил функционирования розничных рынков, суд апелляционной инстанции полагает необоснованным в связи со следующим.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами
Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики утверждены Правительством Российской Федерации 31.08.2006, то есть в период действия договора N 3/ЭЭ-Т от 22.12.2005. Возможность применения указанных Правил к ранее возникшим отношениям сторон договором N 3/ЭЭ-Т от 22.12.2005, а также действующим в спорный период законодательством не была предусмотрена.
Впервые обязательность применения указанных Правил к ранее возникшим отношениям сторон была предусмотрена абзацем 13 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции от 04.11.2007), то есть после окончания расчетов в спорном периоде.
Так, согласно абзацу 13 статьи 6 вышеназванного закона утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу. Из содержания указанной нормы следует, что Правила функционирования розничных рынков носят обязательный характер для сторон только в части ценообразования на розничных рынках, к которому порядок учета потерь электроэнергии не относится.
Кроме того, истец не представил суду доказательств, свидетельствующих о наличии оснований возникновения обязанности ответчика покупать у истца электрическую энергию для компенсации потерь, помимо того объема, который предусмотрен договором N 3/ЭЭ-Т от 22.12.2005 на оплату электрической энергии в объемах, компенсирующих нормативные потери в сетях, равно как и доказательств, совершения ответчиком действий, свидетельствующих о намерении приобрести у истца электрическую энергию для целей компенсации потерь.
При таких обстоятельствах, порядок расчета объема потерь, установленный пунктом 121 Правил функционирования розничных рынков, к данным правоотношениям не применим.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии; устанавливают сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии; устанавливают плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Документов, подтверждающих, что тариф для покупки электроэнергии в целях компенсации потерь в его сетях для ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" установлен федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как того требует Федеральный закон "Об энергетике", Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" истец в материалы дела не представил.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что при проведении расчета им обоснованно применен тариф 0,20710 руб./кВт/ч, утвержденный экспертным заключением РЭК Красноярского края по расчету тарифов ОАО "Красноярскэнергосбыт" на 2006 год, с учетом отсутствия в материалах дела указанного истцом документа, а также с учетом недоказанности факта возникновения дополнительных потерь в сетях ответчика и объема предъявляемых к оплате потерь, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Таким образом, истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал размер фактических потерь электроэнергии и обоснованность их отнесения на ответчика в предъявленной ко взысканию сумме, поэтому вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного истцом требования соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам права, подлежащим применению.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от "10" сентября 2008 года по делу N А33-6580/2008 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы (истца), с учетом произведенной им оплаты государственной пошлины в сумме 1000 руб. по платежному поручению N 1462 от 24.09.2008.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" сентября 2008 года по делу N А33-6580/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
И.А. Хасанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6580/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" в лице Лесосибирского межрайонного отделения
Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие "Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района"
Третье лицо: ОАО Красноярскэнергосбыт