г. Красноярск |
|
"24" ноября 2008 г. |
Дело NА74-2856/2007/03АП-3037/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" ноября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.
при участии:
от заявителя: Сукало В.А., представителя по доверенности от 04.09.2008,
от ОАО "Агрофирма "Алтайская": Добрынина О.А., представителя по доверенности от 12.08.2008,
от прокуратуры: Андреева А.И., прокурора на основании письма прокуратуры Республики Хакасия N 8/3-2008 от 14.11.2008,
от Ещенко Н.А.: Шулькина А.А., представителя по доверенности от 17.05.2008 N 19-01/002582,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Агрофирма "Алтайская", Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" августа 2008 года по делу N А74-2856/2007, принятое судьей Тутарковой И.В.,
установил:
Гражданка Кривоносова Валентина Ивановна обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия о признании недействительными государственной регистрации открытого акционерного общества "Агрофирма "Алтайская" и внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности закрытого акционерного общества "Алтайское" в результате реорганизации путем слияния.
Арбитражным судом Республики Хакасия к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Агрофирма Алтайская" на стороне ответчика и гражданин Ещенко Н.А. на стороне заявителя. Дело рассмотрено с участием прокуратуры Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 августа 2008 года требования заявителя удовлетворены.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 15 августа 2008 года не согласен по следующим основаниям:
- действующим законодательством не предусмотрено проведение правовой экспертизы документов, представляемых в регистрирующий орган;
- заявитель подтверждает подписью достоверность сведений, указанных в заявлении; основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.
ОАО "Агрофирма "Алтайская" заявило апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 августа 2008 года, ссылаясь на следующие основания:
- судом не установлено, какие права и законные интересы заявителя нарушены решением налогового органа;
- физическое лицо не вправе заявлять требование о ликвидации юридического лица; принимая решение, суд не предусмотрел последствия исключения юридического лица из государственного реестра;
- спор неподведомственен арбитражному суду.
Прокуратура представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество "Алтайское" зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 12 ноября 1992 года комиссией по регистрации предприятий Алтайского района (регистрационный номер 23) и внесено 04 ноября 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900529562 (свидетельство серия 19 N 0121162).
15.09.2007 внеочередное общее собрание акционеров ЗАО "Алтайское" решило осуществить реорганизацию ЗАО "Алтайское" путем слияния двух юридических лиц: ЗАО "Алтайское" и ОАО "Союз 07" в новое юридическое лицо - ОАО "Агрофирма Алтайская". Кроме того, было решено утвердить договор слияния ЗАО "Алтайское" и ОАО "Союз 07" с приложением (передаточным актом), утвердить устав ОАО "Агрофирма Алтайская".
17.09.2007 единственным учредителем ОАО "Союз 07" решено реорганизовать ОАО "Союз 07" путем слияния с ЗАО "Алтайское" с переходом всех прав и обязанностей от реорганизуемых обществ к вновь образованному в результате слияния обществу, утвердить договор о слиянии ОАО "Союз 07" и ЗАО "Алтайское", передаточный акт ОАО "Союз 07", устав создаваемого в результате слияния ОАО "Агрофирма Алтайская", избрать Банникова В.П. в Совет директоров ОАО "Агрофирма Алтайская".
29.10.2007 руководитель постоянно действующего исполнительного органа Золотухин В.И. представил в налоговый орган заявление о государственной регистрации вновь образованного юридического лица - ОАО "Агрофирма Алтайская".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц налоговым органом внесена 01.11.2007 запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ЗАО "Алтайское" при реорганизации в форме слияния (государственный регистрационный номер записи 2071901061725). Правопреемником реорганизованного ЗАО "Алтайское" указано ОАО "Агрофирма Алтайская". В этот же день налоговым органом внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании ОАО "Агрофирма Алтайская" путем реорганизации в форме слияния за основным государственным регистрационным номером 1071901005076, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 19 N 000647147.
Считая недействительными действия налогового органа по государственной регистрации ОАО "Агрофирма Алтайская" и внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ЗАО "Алтайское" в результате реорганизации путем слияния, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путём реорганизации, регламентирован главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путём реорганизации, по форме, утверждённой Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путём реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путём реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования".
Как следует из материалов дела, решение внеочередного общего собрания акционеров закрытого акционерного общества "Алтайское" от 15 сентября 2007 года было одним из документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица - ОАО "Агрофирма Алтайская", создаваемого путём реорганизации.
26.09.2007 Кривоносова Валентина Ивановна, акционер закрытого акционерного общества "Алтайское", обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к ЗАО "Алтайское" о признании недействительными решений общего собрания акционеров ЗАО "Алтайское" от 15.09.2007, в том числе решения о реорганизации общества путём слияния.
21.12.2007 решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2448/2007 признано недействительным решение внеочередного общего собрания акционеров закрытого акционерного общества "Алтайское" от 15 сентября 2007 года, как не соответствующее статьям 52, 56, 57, 58, 60 Федерального закона "Об акционерных обществах".
28.03.2007 постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.12.2007 по делу N А74-2448/2007 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым отказано Кривоносовой Валентине Ивановне в удовлетворении иска.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 09.06.2008 постановление апелляционной инстанции от 28.03.2008 по делу N А74-2448/2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Третий арбитражный апелляционный суд.
11.07.2008 постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.12.2007 по делу N А74-2448/2007 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.12.2007 по делу N А74-2448/2007 вступило в законную силу 11.07.2008г.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 декабря 2008 года по делу N А74-2448/2007 признано недействительным решение внеочередного общего собрания акционеров закрытого акционерного общества "Алтайское" от 15 сентября 2007 года. Данным судебным актом установлено, что решение внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Алтайское" принято с существенными нарушениями Федерального закона "Об акционерных обществах" в части, регламентирующей порядок созыва, проведения общего собрания акционеров общества и принятия решений по повестке дня.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 21.12.2007 по делу N А74-2448/2007, не доказываются вновь и обладают преюдициальным значением при рассмотрении настоящего дела, поскольку в деле участвуют те же лица.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, выводы арбитражного суда по делу N А74-2448/2007 являются обязательными при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что признание незаконным внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Алтайское" от 15 сентября 2007 года, послужившего основанием для государственной регистрации ОАО "Агрофирма Алтайская" и внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ЗАО "Алтайское" в результате реорганизации путём слияния, влечёт за собой признание недействительной самой государственной регистрации.
При этом отсутствие у регистрирующего органа обязанности проводить правовую экспертизу подаваемых для регистрации документов не влияет на обязательное соответствие их требованиям законности и достоверности. Значит, довод налогового органа в указанной части не имеет правового значения для дела.
Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, начиная с 8 декабря 1994 года реорганизация или ликвидация юридического лица может осуществляться только в соответствии со статьями 57 - 65 Гражданского кодекса российской Федерации. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.
Пунктами 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или срочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Вопросы реорганизации акционерного общества регламентированы статьей 15 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Пунктом 6 упомянутой статьи предусмотрено, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Абзацем 2 пункта 6 статьи 15 Федерального закона "Об акционерных обществах" установлено, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
Следовательно, при оценке законности действий регистрирующего органа следует исходить не только из требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", но и из положений Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которым при государственной регистрации требуется учитывать наличие доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 6 статьи 15 Закона.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 15 Федерального закона "Об акционерных обществах" при нарушении порядка уведомления кредиторов государственная регистрация осуществляться не должна.
Таким образом, для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации акционерного общества, в регистрирующий орган представляются доказательства уведомления кредиторов. Следовательно, регистрирующие органы обязаны при регистрации реорганизации требовать от юридических лиц предъявления доказательств уведомления кредиторов и выносить решения об отказе в государственной регистрации при их отсутствии.
Данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации общества, созданного в результате реорганизации путём слияния.
Довод Общества о том, что настоящий спор неподведомственен арбитражному суду, отклоняется судом апелляционной инстанции как несоответствующий пункту 2 статьи 29, пункту 2 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные в части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Государственная регистрация нового юридического лица и внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности закрытого акционерного общества "Алтайское" нарушает права и законные интересы Кривоносовой В.И. как акционера закрытого акционерного общества "Алтайское". Следовательно, несостоятельны ссылки заявителей апелляционных жалоб на отсутствие нарушений прав Кривоносовой В.И.
Следует отметить, что рассматриваемый спор не является спором о ликвидации юридического лица, признание незаконной регистрации ОАО "Агрофирма "Алтайская" не является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации данного юридического лица без соблюдения процедуры, предусмотренной статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб подлежат отнесению на заявителей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" августа 2008 года по делу N А74-2856/2007 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2856/2007
Истец: Кривоносова Валентина Ивановна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия
Кредитор: Представитель Сукало Виталий Алексевич
Третье лицо: Прокуратура Республики Хакасия, Открытое акционерное общество "Агрофирма Алтайская", ОАО "Агрофирма Алтайская", Ещенко Николай Александрович