г. Красноярск
20 ноября 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Дунаевой Л.А.,
судей: Бычковой О.И., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителей сторон:
от заявителя - Маркевича А.А., представителя на основании доверенности от 29.07.2008,
от административного органа - Саргиной Е.В., представителя на основании доверенности от 08.04.2008,
рассмотрев апелляционную жалобу Красноярской таможни
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" сентября 2008 года по делу N А33-10100/2008, принятое судьёй Шайхутдиновым Е.М.,
установил:
закрытое акционерное общество "Легион Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 08.07.2008 N 10606000-159/2008.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 сентября 2008 года требования общества удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Красноярская таможня обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- заявитель имел реальную возможность до подачи таможенной декларации реализовать свои права, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации, осмотреть товар и заявить к декларированию товар, исходя из его фактического количества. Заявитель не принял всех зависящих от него мер по соблюдению требований таможенного законодательства, что свидетельствует о наличии в его действиях вины;
- согласно пункту 5.3 раздела 5 договора N Д-201 КФ/ЛС при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления брокер выполняет все обязанности и несет ответственность перед таможенными органами, как если бы он самостоятельно перемещал товары через таможенную границу. Действия Астанова Б.Ю. не свидетельствуют об отсутствии вины заявителя в недекларировании части товара, поскольку он оформляет товар в таможенном отношении в соответствии с действующим российским законодательством и несет административную ответственность за свои собственные действия;
- телеграмма, направленная в адрес заявителя 05.06.2008 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вручена адресату 06.06.2008 в 13 час. 41 мин., то есть за сутки до назначенного времени составления протокола об административном правонарушении; данного времени заявителю было достаточно для уведомления таможенного органа о желании использовать свое право на участие в составлении протокола об административном правонарушении;
- таможенный досмотр был проведен с участием грузополучателя Астанова Б.Ю., о чем свидетельствует его подпись.
Закрытое акционерное общество "Легион Сибирь" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Закрытое акционерное общество "Легион Сибирь" зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1055405048225.
Из материалов дела следует, что в адрес гражданина России Астанова Батиржана Юсановича из Таджикистана в вагонах N 28100790 и N 28085496 по таможенным декларациям N 10605080/230408/4002541, N 10605080/230408/4002538 прибыл товар - лук репчатый, согласно товаросопроводительным документам общий вес брутто 110 000 кг., вес нетто 109 600 кг., в количество 4 300 мест.
В счет исполнения условий договора N Д-201 КФ/ЛС от 28.04.2008, 30.04.2008 ведущим специалистом по таможенному оформлению ЗАО "Легион Сибирь" Бурыхиной Н.В. (дов. N 16/КР от 01.01.2008) в Красноярский таможенный пост подана грузовая таможенная декларация N 10606060/300408/0003873 на товар: лук репчатый, 4 300 грузовых мест, вес брутто 110 000 кг., вес нетто 109 600 кг., фактурная стоимость 10 960 долл. США, код ТН ВЭД России 070310.
В результате проведения таможенного досмотра (акт таможенного досмотра 10606060/050508/000247) выявлено, что фактически в вагонах N 28100790 и N 28085496 находился и был выгружен на СВХ ОАО "Российские железные дороги" (г. Красноярск, ул. Рязанская, 12, свидетельство N 10606/100017), товар: лук репчатый в количестве 4 350 мест общим весом брутто 112 188 кг., весом нетто 111 780 кг.
По данному факту 07.05.2008 государственным таможенным инспектором отдела таможенного досмотра Красноярского таможенного поста Красноярской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10606000-159/2008 в отношении ЗАО "Легион Сибирь" по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - недекларирование по установленной форме (письменной или электронной) товаров подлежащих декларированию.
07.06.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 10606000-159/2008.
Постановлением от 08.07.2008 по делу об административном правонарушении N 10606000-159/2008 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере _ стоимости предмета правонарушения (10 900 рублей), что послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2 - 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Согласно пунктам 1, 4 Постановления Правительства РФ N 429 от 21.08.2004 "О федеральной таможенной службе" федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством России функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежом.
В силу пунктов 1, 5 Общего положения о таможне, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 12.01.2005 N 7, таможня является таможенным органом, входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов России и обеспечивающим реализацию задач и функций Федеральной таможенной службы Российской Федерации в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определённой положением. Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим органом.
На основании Перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 15.03.2005 N 198, к числу должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся, в том числе ведущие инспекторы.
Из материалов дела об административном правонарушении N 10606000-159/2008 следует, что протокол об административном правонарушении по данному делу составлен 07.06.2008 ведущим инспектором отдела административных расследований Красноярской таможни. Следовательно, при составлении протокола об административном правонарушении по делу об административном правонарушении N 10606000-159/2008 должностное лицо Красноярской таможни действовало в пределах своих полномочий.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе начальники таможен, их заместители.
Постановление по делу об административном правонарушении N 10606000-159/2008 вынесено заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности Красноярской таможни. Следовательно, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении N 10606000-159/2008 должностное лицо Красноярской таможни действовало в пределах своих полномочий.
В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статьей 124 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта, таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом. При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами (статья 143 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Таможенный брокер (представитель) вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований настоящего Кодекса.
Согласно статье 127 Таможенного кодекса Российской Федерации при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе:
осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;
с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;
присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371 и 372), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383);
знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом;
пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
В силу статьи 144 Таможенного кодекса Российской Федерации обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными настоящим Кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру.
Таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант.
Как следует из материалов дела и установлено судом, закрытое акционерное общество "Легион Сибирь", являясь таможенным брокером по договору N Д-201 КФ/ЛС от 28.04.2008 с Астановым Б.Ю., осуществил декларирование товара по грузовой таможенной декларации N 10606060/300408/0003873.
Таким образом, таможенный брокер, каковым является закрытое акционерное общество "Легион Сибирь", является иным лицом, обладающим полномочиями в отношении декларируемых товаров, в силу чего обязан соблюдать требования таможенного законодательства при декларировании указанного товара, и в силу этого же является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и несет установленную законом ответственность за нарушения возложенных на него таможенным законодательством обязанностей.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из постановления от 08.07.2008 N 10606000-159/2008 следует, что факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается грузовой таможенной декларацией N 10606060/300408/0003873, актом таможенного досмотра N 10606060/050508/000247, пояснениями законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, протоколом по делу об административном правонарушении от 07.06.2008 N 10606000-159/2008.
В соответствии со статьей 372 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно.
При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители.
Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:
1) неявки указанных лиц по истечении срока, указанного в пункте 1 статьи 129 настоящего Кодекса;
2) существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
3) пересылки товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24);
4) оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии понятых.
В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.
Таким образом, из указанных норм, в том числе следует, что при таможенном осмотре вправе присутствовать, а таможенный орган обязан известить о его проведении, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела установил, что акт таможенного досмотра N 10606060/050508/000247 от 05.05.2008 составлен в отсутствие законного представителя ЗАО "Легион Сибирь". При этом, доказательств, что представитель общества, обладающего полномочиями в отношении задекларированных товаров в нарушение статьи 372 Таможенного кодекса Российской Федерации уведомлялся о месте и времени таможенного досмотра, таможенным органом не представлено.
Досмотр товара был осуществлен в присутствии Астанова Б.Ю., являющегося декларантом. Согласно акту таможенного досмотра N 10606060/050508/000247 от 05.05.2008 таможенный досмотр начался в 11 час. 00 мин. 04.05.2008 и окончен в 18 час. 00 мин. 05.05.2008. Вместе с тем как следует из показаний Астанова Б.Ю., заслушанных в судебном заседании суда первой инстанции 26.09.2008, 04.05.2008 при взвешивании сотрудниками таможенного органа товара Астанов Б.Ю. не присутствовал, соответствующие документы (в том числе акт таможенного досмотра) подписывал позднее в таможенном органе.
Астанов Б.Ю. предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, его объяснения в силу статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются доказательством по делу.
Пояснений и доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным органом не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении таможенным органом требований статьи 372 Таможенного кодекса Российской Федерации по отношению к обществу, обладающему полномочиями в отношении задекларированного товара - ЗАО "Легион Сибирь" и в отношении которого возбуждено дело о привлечении к административной ответственности.
Следует отметить, что результаты досмотра положены в основу протокола об административном правонарушении, значит, данный акт, как доказательство, должен соответствовать требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежать оценке, как доказательство, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку досмотр товара проведен с существенным нарушением требований статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то указанный акт таможенного досмотра не может быть использован в качестве доказательства по делу в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что таможенный орган - не представил доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях ЗАО "Легион Сибирь" состава вменяемого ему правонарушения.
Кроме того, административным органом нарушена установленная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедура привлечения к административной ответственности.
Судом установлено, что административный орган в целях извещения ЗАО "Легион Сибирь" о месте и дате составления протокола об административном правонарушении направил 05.06.2008 в его адрес (г. Новосибирск, Красина 54-301) телеграмму с указанием даты и времени составления протокола об административном правонарушении - 07.06.2008 16 час. 30 мин, имеющееся в материалах дела уведомление подтверждает факт вручения названной телеграммы должностному лицу заявителя (аналитику Зиминой) 06.06.2008.
Суд апелляционной инстанции считает, что извещение юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 06.06.2008, т.е. за день до рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 1060606000-159/2008 в отношении ЗАО "Легион Сибирь", не свидетельствует о надлежащем извещении законного представителя о времени и месте составления протокола, исходя из следующего.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ЗАО "Легион Сибирь" было лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты. Учитывая, что ЗАО "Легион Сибирь" находится в г. Новосибирске, а протокол об административном правонарушении составлялся в г. Красноярске в помещении Красноярской таможни (с учетом значительного расстояния между городами Новосибирск и Красноярск - более 800 км.) заявитель не имел возможности изучить материалы административного дела, квалифицированно возражать, давать объяснения по существу предъявленных обвинений, решить вопрос о явке на рассмотрение дела (за 1 день до составления протокола), а также воспользоваться помощью защитника.
Значит, таможенным органом не приняты необходимые и достаточные меры для извещения ЗАО "Легион Сибирь" о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, лишение ЗАО "Легион Сибирь" предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты является существенным нарушением прав заявителя, что является основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 сентября 2008 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 сентября 2008 года по делу N А33-10100/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий: судья |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10100/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Легион Сибирь"
Ответчик: Красноярская таможня
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3226/2008