г. Красноярск
"26" ноября 2008 г.
А33-8838/2008-03АП-3135/2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" ноября 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
с участием представителей:
заявителя - генерального директора открытого акционерного общества "КЗК-Недвижимость" Казакова И.В. на основании протокола от 01.02.2008, Николаенко А.М. по доверенности от 08.07.2008,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю - Прокопьевой Н.В. по доверенности от 05.12.2007 N 04-13/12917, Смолиной О.С. по доверенности от 28.08.2008 N 04-13/16416,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" сентября 2008 года по делу N А33-8838/2008, принятое судьей Медведевой О.И.,
установил:
открытое акционерное общество "КЗК - Недвижимость" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю о признании недействительным решения от 30 июня 2008 года N Р 13266А об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем осуществления государственной регистрации изменений устава ОАО "КЗК- Недвижимость"; о признании незаконным действия налогового органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2082468383226 от 26.06.2008, обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем исключения данной записи из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 сентября 2008 года заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на следующие доводы:
- постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу А03-1685/2006-3 является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о признании недействительной записи о государственной регистрации ОАО "КЗК-Недвижимость";
- оспариваемая запись 2082468383226 внесена в государственный реестр на основании и во исполнение указанного постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края;
- внесением оспариваемой записи налоговый орган не нарушил права и законные интересы общества, не возложил незаконно на него каких-либо обязанностей и не создал иных препятствий для осуществления последним предпринимательской деятельности;
- обязание налогового органа повторно рассмотреть заявление общества о государственной регистрации изменений противоречит нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
- устранение нарушения прав заявителя путем исключения оспариваемой записи из Единого государственного реестра юридических лиц действующим законодательством не предусмотрено.
В дополнении к апелляционной жалобе налоговый орган указал, что действия по внесению оспариваемой записи направлены на отражение в государственном реестре результатов рассмотрения арбитражным судом дела А03-1685/2006-3, в связи с чем, они не нарушают каких-либо прав и законных интересов общества. По состоянию на 26.06.2008 выписка из ЕГРЮЛ не содержит сведений о прекращении деятельности юридического лица.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Внеочередным общим собранием акционеров открытого акционерного общества "Красноярский завод комбайнов" 19.12.2005 принято решение о реорганизации общества в форме разделения на ОАО "КЗК - Недвижимость" и ОАО "КЗК - Агро".
Решением МИФНС России N 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 в государственной регистрации ОАО "КЗК - Агро" и ОАО "КЗК - Недвижимость" отказано.
ОАО "КЗК" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с требованиями о признании недействительными решений регистрирующего органа от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации обществ, создаваемых путем реорганизации ОАО "КЗК" в форме разделения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.05.2006 по делу N А03-1685/06-26, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, признано недействительным решение МИФНС России N 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации ОАО "КЗК - Агро" и ОАО "КЗК - Недвижимость", создаваемых путем реорганизации ОАО "КЗК" в форме разделения. Указанным решением суд обязал регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ОАО "КЗК - Агро" и ОАО "КЗК -Недвижимость" и о прекращении деятельности ОАО "КЗК".
На основании решения МИФНС России N 7 по Алтайскому краю от 01.06.2006 N124 А в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ОАО "КЗК - Недвижимость" путем реорганизации в форме разделения и о прекращении деятельности ОАО "КЗК" при реорганизации в форме разделения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.02.2007 решение суда первой инстанции от 22.05.2006 по делу N А03-1685/06-26 и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд Алтайского края произвел замену ОАО "КЗК" на его правопреемников - ОАО "КЗК -Агро" и ОАО "КЗК - Недвижимость".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.05.2007 по делу N А03-1685/06-3 требования удовлетворены; решения МИФНС России N 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации путем реорганизации ОАО "КЗК" в форме разделения обществ признаны недействительными.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 решение арбитражного суда от 10.05.2007 по делу N А03-1685/2006-3 отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
МИФНС N 7 по Алтайскому краю 13.08.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи: в отношении ОАО "КЗК" - о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 01.06.2006 ГРН 2062261028322 недействительной на основании решения суда; в отношении ОАО "КЗК" - о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 09.08.2006 ГРН 2062261033371 недействительной в связи с неверным видом регистрации на основании решения регистрирующего органа; в отношении ОАО "КЗК - Агро" - о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании ГРН 2072261034426.
Управлением ИФНС по Алтайскому краю 27.08.2007 принято решение N 10-04/10350@ об отмене решения МИФНС N 7 по Алтайскому краю от 01.06.2007 N 124А о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме разделения в отношении ОАО "КЗК - Недвижимость" и обязании регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ запись о признании вышестоящим налоговым органом регистрации при создании недействительной (ОГРН 1062261020007).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.11.2007 по делу N А03-8730/07-17 требования ОАО "КЗК - Недвижимость" о признании недействительным решения Управления ФНС по Алтайскому краю от 27.08.2008 N 10-04/10350@ удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным с обязанием Управления ФНС России по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из ЕГРЮЛ записи о признании регистрации ОАО "КЗК -Недвижимость" при создании недействительной в срок до 10.12.2007.
Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N 07АП-344/08 решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.11.2007 по делу N А03-8730/07-17 отменено, в удовлетворении заявления ОАО "КЗК - Недвижимость" о признании недействительным решения Управления ФНС России по Алтайскому краю от 27.08.2007 N 10-04/10350@ отказано.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.2008 по делу N А03-9941/2007-2 в удовлетворении требований МИФНС N 23 по Красноярскому краю о признании недействительным решения МИФНС N 7 по Алтайскому краю N 124А от 01.06.2006 о государственной регистрации юридического лица ОАО "КЗК - Недвижимость" при создании путем реорганизации в форме разделения и обязании регистрирующего органа исключить из ЕГРЮЛ запись от 01.06.2006 ГРН 1062261020007 о государственной регистрации юридического лица (ОАО "КЗК- Недвижимость") при создании путем реорганизации в форме разделения отказано.
Общим собранием акционеров ОАО "КЗК- Недвижимость" 07.06.2008 принято решение о внесении изменений в устав общества в части местонахождения общества (г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 3, стр. 2, офис 303.
ОАО "КЗК- Недвижимость" 24.06.2008 обратилось в МИФНС N 23 по Красноярскому краю с заявлением о внесении изменений в устав с приложением документов, предусмотренных Законом о регистрации.
МИФНС N 23 по Красноярскому краю 26.06.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за ОГРН 2082468383226 о признании недействительной записи от 01.06.2007 ОГРН 1062261020007 о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме разделения (ОАО "КЗК - Недвижимость") на основании и во исполнение постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу N А03-1685/06-3.
МИФНС N 23 по Красноярскому краю 30.06.2008 принято решение N 13266А об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации. В качестве основания для отказа регистрирующий орган со ссылкой на подпункт "в" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации указал на признание недействительной записи о государственной регистрации юридического лица (ОАО "КЗК - Недвижимость") ОГРН 1062261020007 при создании на основании решения суда, в связи с чем, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за ОГРН 2082468383226.
Общество с решением налогового органа от 30.06.2008 N Р13266А об отказе в государственной регистрации юридического лица и действиями по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи ГРН 2082468383226 от 26.06.2008 не согласно, считает их незаконными и нарушающими права и законные интересы последнего, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из заявления ОАО "КЗК - Недвижимость", общество оспаривает законность действия налогового органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности общества за государственным регистрационным номером 2082468383226 и законность решения от 30 июня 2008 года N Р 13266А об отказе в государственной регистрации юридического лица.
В качестве правового обоснования внесения записи 2082468383226 в Единый государственный реестр юридических лиц налоговый орган ссылается на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу А03-1685/2006-3 и указывает, что оспариваемая запись внесена в государственный реестр на основании и во исполнение указанного постановления, действия по внесению оспариваемой записи направлены на отражение в государственном реестре результатов рассмотрения арбитражным судом дела А03-1685/2006-3.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доводы налогового органа о наличии правовых оснований для внесения оспариваемой записи в Единый государственный реестр юридических лиц не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОАО "КЗК - Недвижимость" от 15.07.2008 (л.д.72) в разделе "Сведения о прекращении деятельности юридического лица" имеется запись о прекращении деятельности общества за государственным регистрационным номером 2082468383226 (строка 34), дата регистрации 26.06.2008 (строка 33), способ прекращения - внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании (строка 32).
Как следует из материалов дела, внеочередным общим собранием акционеров открытого акционерного общества "Красноярский завод комбайнов" 19.12.2005 принято решение о реорганизации общества в форме разделения на ОАО "КЗК - Недвижимость" и ОАО "КЗК - Агро". Решением МИФНС России N 7 по Алтайскому краю от 13.02.2006 в государственной регистрации ОАО "КЗК - Агро" и ОАО "КЗК - Недвижимость" отказано. ОАО "КЗК" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с требованиями о признании недействительными решений регистрирующего органа от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации обществ, создаваемых путем реорганизации ОАО "КЗК" в форме разделения. Указанное дело NА03-1685/2006-3 дважды рассматривалось в первой и апелляционной инстанциях, по результатам рассмотрения дела требования общества удовлетворены, оспариваемые решения регистрирующего органа признаны недействительными.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 решение арбитражного суда от 10.05.2007 по делу N А03-1685/2006-3 отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из указанного постановления следует, что в качестве материально-правового требования в деле N А03-1685/2006-3 являлось требование о признании недействительными решений регистрирующего органа от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации обществ, создаваемых путем реорганизации ОАО "КЗК" в форме разделения.
В результате рассмотрения дела по существу постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Таким образом, фактически указанным постановлением подтверждена правомерность решений регистрирующего органа от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации обществ.
При этом, оценив законность и обоснованность решений регистрирующего органа от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации обществ, апелляционная инстанция Арбитражного суда Алтайского края ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях постановления не указала на признание государственной регистрации ОАО "КЗК - Недвижимость" при создании недействительной, также как не указала на необходимость внесения в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении общества каких-либо записей.
При таких обстоятельствах, ссылка налогового органа на то, что оспариваемая запись внесена в государственный реестр на основании и во исполнение постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 N А03-1685/2006-3, не соответствует действительности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 438 от 19.06.2002 "О Едином государственном реестре юридических лиц" утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, которые применяются на территории Российской Федерации органами, осуществляющими регистрацию юридических лиц, начиная со дня введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
В силу абзаца 2 пункта 1 Правил, подпункта "и" пункта 1 Приложения N 2 к ним, правила устанавливают порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе, состав документов, включаемых в регистрационное дело, состав сведений, включаемых в записи государственного реестра. К сведениям о юридическом лице, включаемым в запись Единого государственного реестра юридических лиц, отнесены, в том числе, сведения о прекращении деятельности юридического лица:
- способ прекращения деятельности юридического лица;
- дата принятия решения о прекращении деятельности;
- наименование органа, принявшего решение о прекращении деятельности юридического лица.
Запись 2082468383226 внесена налоговым органом в раздел "Сведения о прекращении деятельности юридического лица", в качестве способа прекращения указано - внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании.
Таким образом, налоговый орган обязан подтвердить документально факт прекращения деятельности общества в установленном законом порядке и наличие судебного акта о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании.
Как следует из материалов дела, запись о создании ОАО "КЗК - Недвижимость" за основным государственным регистрационным номером 1062261020007 внесена в Единый государственный реестр юридических лиц на основании решения МИФНС России N 7 по Алтайскому краю от 01.06.2006 N124 А.
Управлением ИФНС по Алтайскому краю 27.08.2007 принято решение N 10-04/10350@ об отмене решения МИФНС N7 по Алтайскому краю от 01.06.2007 N 124А и обязании регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ запись о признании вышестоящим налоговым органом регистрации при создании недействительной (ОГРН 1062261020007).
Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N 07АП-344/08 подтверждена правомерность решения Управления ИФНС по Алтайскому краю от 27.08.2007 N 10-04/10350@.
Таким образом, правовым основанием для внесения записи о признании государственной регистрации при создании ОАО "КЗК - Недвижимость" недействительной является не постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу N А03-1685/2006-3, а решение Управления ИФНС по Алтайскому краю от 27.08.2007 N 10-04/10350@, при том, что судебный акт о признании недействительным решения о государственной регистрации ОАО "КЗК - Недвижимость" при его создании в материалах дела отсутствует.
Кроме того, указанное решение Управления ИФНС по Алтайскому краю является основанием для внесения записи о признании вышестоящим налоговым органом регистрации при создании недействительной (ОГРН 1062261020007), а не записи о прекращении деятельности юридического лица. Указанные записи имеют разное юридическое значение, и как следствие, разные правовые последствия. Признание государственной регистрации юридического лица недействительной не влечет автоматического прекращения деятельности юридического лица.
Из совокупности установленных по делу фактических обстоятельств следует, что на основании решения арбитражного суда по делу N А03-1685/2006-3 регистрирующим органом 01.06.2006 произведена государственная регистрация ОАО "КЗК - Недвижимость". В последствии, указанный судебный акт отменен, первоначальное решение регистрирующего органа от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации, в том числе, ОАО "КЗК - Недвижимость" признано правомерным.
Таким образом, в настоящем деле имеют место обстоятельства, свидетельствующие о государственной регистрации общества 01.06.2006 и о признании правомерным решения регистрирующего органа от 13.02.2006 об отказе в государственной регистрации общества (постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2007 по делу N А03-1685/2006-3).
Исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации (пункта 3 статьи 49, пункта 4 статьи 57, пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) к способам прекращения деятельности юридического лица относятся реорганизация и ликвидация.
В силу подпункта "и" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве способов прекращения юридического лица (открытого акционерного общества) могут быть указаны: реорганизация, ликвидация, исключение из реестра по решению регистрирующего органа.
Таким образом, деятельность юридического лица может быть прекращена после завершения мероприятий, предусмотренных одним из способов, установленных в действующем гражданском законодательстве: после ликвидации, реорганизации либо принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Иные способы прекращения деятельности юридического лица с организационно-правовой формой в виде открытого акционерного общества не предусмотрены действующим законодательством.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении ОАО "КЗК - Недвижимость" проводились мероприятия по реорганизации или ликвидации, также как отсутствует решение регистрирующего органа об исключении общества из государственного реестра.
Учитывая, что налоговым органом не представлены доказательства прекращения деятельности общества в установленном законом порядке, правовые основания для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи 2082468383226 о прекращении деятельности юридического лица ОАО "КЗК - Недвижимость" у налогового органа отсутствовали.
Кроме того, судебный акт о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании, указанный в строке 32 выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, также отсутствует.
Довод апелляционной жалобы о том, что по состоянию на 26.06.2008 выписка из ЕГРЮЛ не содержит сведений о прекращении деятельности юридического лица, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
В суд апелляционной инстанции налоговый орган представил выписку из ЕГРЮЛ в отношении общества по состоянию на 26.06.2008, указав, что в разделе "Сведения о прекращении деятельности юридического лица" в сроке 32 указано - сведений нет. В разделе "Сведения о записях, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных документов" внесена запись в раздел 14, строки 386-391, регистрационный номер 2082468383226.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 506 от 30.09.2004, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, - государственную регистрацию юридических лиц.
Следовательно, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе, внесение в него предусмотренных законом сведений, также как изменение внесенных сведений, осуществляется должностными лицами налоговых органов.
В материалах дела имеется подлинная выписка из ЕГРЮЛ в отношении общества по состоянию на 15.07.2008 (л.д.72), выданная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю за подписью исполняющей обязанности начальника Кондратьевой И.Н., заверенная печатью налогового органа. В указанной выписке в разделе "Сведения о прекращении деятельности юридического лица" (строки 32 - 34) указана оспариваемая запись 2082468383226 и дата государственной регистрации 26.06.2008.
При таких обстоятельствах факт отсутствия спорной записи в представленной в суд апелляционной инстанции выписке по состоянию на 26.06.2008 не имеет правового значения. Техническое занесение записи о прекращении деятельности юридического лица в государственный реестр могло быть позже указанной даты регистрации. Кроме того, действия налогового органа по представлению выписки от 26.06.2008 с отсутствием спорной записи в разделе о прекращении деятельности юридического лица, при том, что в материалах дела имеются надлежащие доказательства наличия указанной записи в данном разделе, расцениваются судом апелляционной инстанции как намерение налогового органа ввести суд в заблуждение.
Как следует из материалов дела, обществом в налоговый орган представлены следующие документы, необходимые для государственной регистрации в связи с изменениями, вносимыми в устав общества: заявление по форме N Р13001, изменения в устав ОАО "КЗК - Недвижимость", протокол годового общего собрания акционеров от 07.06.2008, платежное поручение N 273 от 23.06.2008 об уплате государственной пошлины.
Решением от 30.06.2008 N 13266А налоговый орган отказал заявителю в государственной регистрации со ссылкой на подпункт в) пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации. При этом, регистрирующий орган сослался на признание недействительной записи о государственной регистрации юридического лица (ОАО "КЗК -Недвижимость") ОГРН 1062261020007 при создании на основании решения суда, в связи с чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за ОГРН 2082468383226.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества.
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, согласно которому в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В статье 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, к числу которых относится случай, предусмотренный пунктом 2 статьи 20 указанного Закона.
Пунктом 2 статьи 20 Закона предусмотрено, что регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения общества в процессе ликвидации на момент подачи заявления о государственной регистрации изменений, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества в разделе "Сведения о запрете на регистрационные действия" в строке 144 указано - сведений нет, обществом представлены все документы, необходимые для государственной регистрации в связи с изменениями, вносимыми в устав общества, отказ налогового органа в регистрации изменений является неправомерным.
При рассмотрении арбитражным судом дела о признании решения (действия) государственного органа незаконным обязательным является установление обстоятельств, свидетельствующих о нарушении данным решением (действием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявитель доказал нарушение оспариваемыми действиями налогового органа по внесению записи о прекращении деятельности юридического лица и решением об отказе в регистрации изменений в устав прав и законных интересов последнего. Неправомерное внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности общества влечет прекращение правоспособности последнего. Необоснованный отказ в регистрации изменений относительно места нахождения общества влечет нарушение права общества на осуществление предпринимательской деятельности по указанному адресу.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязание налогового органа повторно рассмотреть заявление общества о государственной регистрации изменений противоречит нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов об отказе в совершении действий, о принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующего государственного органа совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В абзаце 5 резолютивной части обжалуемого решения суда первой инстанции указано:
- обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю устранить нарушение прав заявителя путем повторного рассмотрения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы открытого акционерного общества "КЗК - Недвижимость".
Возложение на налоговый орган обязанности повторно рассмотреть заявление предполагает устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия законного и обоснованного решения о государственной регистрации изменений, с учетом выводов арбитражного суда по настоящему делу. Что не противоречит части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не нарушает каких-либо прав налогового органа.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 сентября 2008 года по делу N А33-8838/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8838/2008
Истец: ОАО "КЗК-Недвижимость"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3135/2008