г. Красноярск
04 декабря 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Бычковой О.И., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
при участии представителя государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва - Кузьмина Д.А., на основании доверенности от 25.11.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (г. Кызыл)
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 16 октября 2008 года по делу N А69-2692/08-2-2, принятое судьей Маады Л.К-Б.,
по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 19.08.2008 N 12-02/1-2/134-08/ЮЛ о назначении административного наказания,
установил:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 19.08.2008 N 12-02/1-2/134-08/ЮЛ о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 16 октября 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 19.08.2008 N 12-02/1-2/134-08/ЮЛ о назначении административного наказания.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва считает, что в действиях учреждения отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку отсутствует факт нецелевого использования бюджетных средств. По мнению учреждения, при оплате поставленного товара, денежные средства использованы на цели соответствующие условиям получения. Учреждение указывает, что оплата по контракту произведена в соответствии с разъяснениями Федерального казначейства, изложенными в письме от 27.06.2006 N 42-7.1-15/2.2-265 (действующим в период формирования бюджета на 2007 год), по статье 340, поскольку флэш-карты USB не могут быть использованы самостоятельно, а только с применением компьютерной техники. Ссылка суда первой инстанции на письмо Федерального казначейства от 15.02.2007 N 42-2.2-04/3 является неправомерной, поскольку оно не действовало в период формирования бюджета на 2007 год. Заявитель считает также, что действиях учреждения отсутствует вина в совершении вменяемого правонарушения, поскольку исполнялась смета расходов, утвержденная Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление от 12.11.2008 N 66013602113074), в судебное заседание своего представителя не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя административного органа.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва в период с 03.07.2008 по 31.07.2008 проведена проверка использования государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и государственного имущества за 2007 год.
В ходе проверки административным органом установлено, на расчетный счет N 40401810200000030025 поступили средства по главе 392 "Пенсионный фонд Российской Федерации" разделу/подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение", целевой статье 0010000 "Руководство и управление в сфере установленных функций", виду расходов 089 "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" по платежному поручению от 01.08.2007 N 297 на сумму 22 500,00 рублей (уведомление о поквартальном распределении бюджетных ассигнований на 2007, утвержденное Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.06.2007 N 144п), в том числе по подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" на сумму 22 500,00 рублей. Согласно государственному контракту от 09.07.2007 N 111 и счету от 27.08.2007 N 4332 на общую сумму 5 300,00 рублей, государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва у общества с ограниченной ответственностью "Инфотех" приобретены расходные материалы и основные средства (внешние запоминающие устройства (Флэш - карта USB) в количестве -3 штук на сумму 3 900,00 рублей). Оплата произведена, платежным поручением от 28.08.2007 N ПП00000391 на сумму 5 300,00 рублей по подстатье 340 "Увеличение материальных запасов". Тогда как, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н и Общероссийскому классификатору основных фондов, приобретение внешних запоминающих устройств (Flesh-card код N 14 3020340 по ОКОФ, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) производится за счет предметной статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Данные обстоятельства расценены административным органом как нецелевое использование бюджетных средств.
По результатам проверки, 05.08.2008 должностным лицом административного органа, в присутствии законного представителя учреждения, составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 19.08.2008 N 12-02/1-2/134-08/ЮЛ о назначении административного наказания государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000,00 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, считая его не соответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением об оспаривании указанного постановления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является использование государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что согласно уведомлениям N 808, N 625-а на 2007 год, утвержденных постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.06.2007 N 144п предусмотрено финансирование во II и III кварталах по коду статьи по ЭКР 310 на сумму 6 844,7 тысяч рублей, в том числе: по уведомлению N 808 - 2 604,6 рубля во II квартале; по уведомлению N 625-а - во II квартале 2 125,5 рублей, в III квартале 2 114,6 рублей.
По платежному поручению от 01.08.2007 N 297 по подстатье 340 поступили денежные средства на сумму 22 500,00 рублей, из которых согласно государственному контракту от 09.07.2007 N 111 приобретены расходные материалы и основные средства (внешние запоминающие устройства (флэш - карта USB) в количестве 3 штук на сумму 3 900,00 рублей). Оплата произведена платежным поручением от 28.08.2007 N ПП0000031 на сумму 5 300,00 рублей по подстатье 340 "Увеличение материальных запасов".
Данный факт подтвержден материалами дела и учреждением не оспаривается.
В соответствии с Приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (действовавшим в период расходования денежных средств) расходование средств на вышеуказанные цели предусмотрены видом расходов 310 "Увеличение стоимости основных средств", то есть по данному виду расходов отражаются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях обеспечения собственных нужд.
По виду расходов 340 "Увеличение материальных запасов" отражаются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов в целях обеспечения собственных нужд.
Флэш-карта является внешним запоминающим периферийным USB-устройством. По Общероссийскому классификатору основных фондов 013-94 (утвержденному Постановлением Госстандарта от 26.12.1994 N 359) под кодом 14 3020340 значатся "Устройства запоминающие внешние". На этот код отнесено информационное оборудование в виде средств хранения информации. Следовательно, флэш-карты USB должны приниматься к бюджетному учету как объекты основных средств и относятся на код 310 ЭКР.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Следовательно, организация, финансируемая из государственного внебюджетного фонда, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
Таким образом, использование бюджетных средств не по целевому назначению, пусть даже в пределах сметы доходов и расходов, является нарушением бюджетного законодательства.
Федеральное Казначейство России письмом от 15.02.2007 N 42-2.2-04/3 разъяснило, что расходы на приобретение флэш-карты следует относить согласно приложения N 5 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении инструкции по бюджетному учету" от 10.02.2006 N 25н по коду классификации операций сектора государственного управления 310 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Довод заявителя о неправомерной ссылке суда первой инстанции на письмо Федерального казначейства от 15.02.2007 N 42-2.2-04/3, поскольку оно не действовало в период формирования бюджета на 2007 год, является необоснованной.
Государственный контракт N 111 между заявителем и обществом с ограниченной ответственностью "Инфотех" заключен 09.07.2007, следовательно, учреждение при оплате за поставленный товар должно было руководствоваться письмом Федерального казначейства от 15.02.2007 N 42-2.2-04/3, а не письмом Федерального казначейства от 27.06.2006 N 42-7.1-15/2.2-265.
На основании изложенного, административный орган сделал верный вывод о том, что расходование денежных средств на приобретение флэш-карты USB по подстатье 340 "Увеличение материальных запасов", является нецелевым использованием средств государственного внебюджетного фонда и образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено,, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва заключается в том, что им не обеспечено соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вина учреждения подтверждена материалами дела. Соблюдение установленного порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации является обязанностью учреждения и расходования бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением является обязанностью учреждения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что действия государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции в нарушение части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверены полномочия должностных лиц на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о назначении административного наказания, однако данное процессуальное нарушение не привело к вынесению неверного судебного акта.
Арбитражным судом апелляционной инстанции проанализированы полномочия должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о назначении административного наказания.
Статья 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
В соответствии с положениями статьи 23.7, части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении от 05.08.2008 составлен государственным инспектором Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва, постановление от 19.08.2008 N 12-02/1-2/134-08/ЮЛ о назначении административного наказания вынесено руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва, т.е. уполномоченными лицами в пределах их компетенции.
Административным органом соблюден порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, предусмотренные статьями 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьями 29.6, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы и учтены все обстоятельства дела. Административным органом соблюден срок давности привлечения к административной ответственности. Размер административного штрафа определен в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 2 статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2008 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 16 октября 2008 года по делу N А69-2692/08-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2692/08-2
Истец: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Тыва
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3412/2008