г. Красноярск
"11" января 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" января 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя (ООО "АсВа") - Шевцова Е.Н., представителя по доверенности от 18.09.2008, Скрипникова Д.А., представителя по доверенности от 30.07.2008,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АсВа"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 26 сентября 2008 года по делу N А74-1888/2008, принятое судьей Коршуновой Т.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АсВа"
к Администрации города Абакана
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома и обязании восстановить нарушенные права путем принятия решения о вводе 47-ми квартирного семиэтажного жилого дома
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана,
при участии в деле прокурора Республики Хакасия
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АсВа" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Администрации города Абакана (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома и обязании восстановить нарушенные права путем принятия решения о вводе 47-ми квартирного семиэтажного жилого дома.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 сентября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью "АсВа" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что изменение назначения подвального этажа не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, и не превышает предельные параметры разрешенного строительства.
Прокурор Республики Хакасия поддерживает позицию заявителя, считая, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку заявитель построил объект в соответствии с измененной проектной документацией, нового разрешения на строительство не требовалось.
Администрация города Абакана, Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, полагая, что администрация правомерно отказала в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, поскольку строительство жилого дома осуществлено не в соответствии с проектом, на основании которого выдано разрешение на строительство.
Ответчик, третье лицо и прокурор Республики Хакасия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие указанных лиц в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
ООО "АсВа" зарегистрировано 01.06.2006 в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1061901031906.
31.01.2006 глава крестьянского (фермерского) хозяйства В.С. Астанаев был признан победителем аукциона N 2 по лоту N 1, предметом которого было право аренды земельного участка по улице Трудовая, 9 в городе Абакане, предназначенного для строительства многоэтажного жилого дома.
В соответствии с условиями аукциона, изложенными в пояснительной записке, на участке было предусмотрено строительство семиэтажного или шестиэтажного здания с мансардным этажом, одноподъездного, индивидуальной разработки с возможным размещением на 1-ом этаже магазина товаров повседневного спроса и (или) офисов, за исключением специализированных магазинов, без обустройства цокольного этажа.
18.05.2006 между муниципальным образованием город Абакан и главой крестьянского (фермерского) хозяйства В.С. Астанаевым заключен договор N АЮ11046 аренды вышеуказанного земельного участка. 18.05.2006 между главой крестьянского (фермерского) хозяйства В.С. Астанаевым и ООО "АсВа" заключено соглашение о перенайме земельного участка по договору аренды N АЮ11046 от 18.05.2006.
28.02.2007 Администрацией города Абакана было выдано ООО "АсВа" разрешение на строительство 47-квартирного семиэтажного жилого дома, в том числе с мансардным этажом, со встроенным магазином смешанных товаров.
28.12.2007 ООО "АсВа" предъявлены к приёмке в эксплуатацию подсобные помещения управляющей компании, расположенные в подвальном помещении 47-квартирного семиэтажного жилого дома, в том числе с мансардным этажом, со встроенным магазином смешанных товаров по улице Трудовая, 9. Председателем приёмочной комиссии, являющимся заместителем Мэра города Абакана, и членами комиссии - должностными лицами Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана, акт приёмки не подписан.
30.06.2008 ООО "АсВа" в адрес заместителя мэра г. Абакана было направлено письмо за N 47, в котором содержалась просьба о принятии в эксплуатацию 47-квартирного семиэтажного жилого дома, в том числе с мансардным этажом, со встроенным магазином смешанных товаров по улице Трудовая, 9 в городе Абакане, с учётом произведённого ООО "АсВа" изменения назначения помещений подвального этажа (вместо технических помещений площадью 368,6 м.кв. - нежилые помещения площадью 368,6 м.кв.).
Администрация города Абакана письмом от 30.07.2008 N 4211 сообщила, что согласно материалам аукциона (пояснительная записка) и ранее согласованной проектной документации, помещения общественного назначения в подвальном этаже не предусматривались. Принять в эксплуатацию 47-квартирный семиэтажный жилой дом, в том числе с мансардным этажом, со встроенным магазином смешанных товаров по улице Трудовая, 9, с учётом изменения назначения помещений подвального этажа не представляется возможным.
ООО "АсВа", полагая, что Администрация незаконно отказывает в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеназванного объекта, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий органов местного самоуправления, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у заместителя мэра города Абакана - начальника Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана Кочеткова А.А. полномочий на совершение оспариваемых действий.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 5 части 3 статьи 8, частью 4 статьи 51, частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления отнесены выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 9, пункту 3 статьи 44 Устава города Абакана, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 28 декабря 2005 года N 222, к полномочиям администрации г. Абакана отнесены выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Абакана.
В соответствии с пунктами 3.2.26, 3.2.27 Положения о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 26 ноября 2004 года N 100, Департамент в установленном порядке осуществляет организационно-надзорные функции по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов и осуществляет подготовку проектов правовых актов об утверждении актов ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Постановлением Мэра города Абакана от 17 января 2007 года N 47 полномочия по подписанию разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в городе Абакане возложены на заместителя Мэра города Абакана - начальника ДГАЗ Кочеткова А.А.
Следовательно, заместитель Мэра города Абакана - начальник ДГАЗ Кочетков А.А. является уполномоченным лицом на выдачу разрешений или отказ на ввод объектов строительства в эксплуатацию.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ администрации г. Абакана в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям и выдаёт разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как следует из материалов дела, администрация г.Абакана на основании проведенного аукциона выдала Обществу разрешение на строительство 47-квартирного семиэтажного жилого дома, в том числе с мансардным этажом, со встроенным магазином смешанных товаров. Согласно проектной документации, представленной Обществом для получения разрешения, в подвале жилого дома должны располагаться технические помещения. При этом при разработке проектной документации и выдаче разрешения на строительство заявитель и администрация руководствовались условиями аукциона, согласно которым размещение нежилых помещений в подвале не предусмотрено.
Согласно СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" этаж технический предназначен для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций.
В ходе строительства жилого дома Общество внесло изменения в проектную документацию, согласно которым в подвале жилого дома располагаются нежилые помещения. За новым разрешением на строительство заявитель в администрацию не обращался.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу того, что до настоящего времени порядок внесения изменений в проектную документацию не утвержден Правительством Российской Федерации, заявитель полагает, что он вправе по своему усмотрению вносить изменения в проектную документацию при условии, что данные изменения не повлекут за собой нарушения условий, определенных в разрешении на строительство, а также не противоречат градостроительному плану земельного участка и если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства.
Суд апелляционной инстанции полагает, что вывод об отсутствии нарушений условий разрешения на строительство и требований градостроительного плана земельного участка может сделать только администрация города Абакана, поскольку именно она наделена соответствующими полномочиями, которые реализуются при выдаче разрешения на строительство.
Следует отметить, что пункт 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на спорные правоотношения не распространяется, поскольку указанная норма предусматривает случаи, когда разрешение на строительство не требуется, в данном случае разрешение на строительство выдано с указанием определенных параметров жилого дома.
Согласно частям 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
В соответствии с частью 6 указанной статьи основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие параметров объекта капитального строительства проектной документации, несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство.
Доводы заявителя о тождестве понятий "предельные параметры разрешенного строительства" и "параметры объекта капитально строительства" не принимаются судом.
Понятие "предельные параметры разрешенного строительства" раскрывается в статье 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации и касается параметров, устанавливаемых применительно к территориальным зонам, то есть ко всем объектам на соответствующей территории (минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели).
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации параметры объектов капитального строительства, их частей включают в себя высоту, количество этажей, площадь, показатели производственной мощности, объема.
В ходе строительства жилого дома, ООО "АсВа" внесло изменения в проектную документацию. Согласно изменениям, в подвале жилого дома располагаются нежилые помещения, вместо технических помещений, предусмотренных планом подвала, являющегося частью проектной документации. Изменённый план подвального этажа представлен в Администрацию города Абакана с письмом от 30.06.2008. N 47 .
Таким образом, при смене назначения помещений подвала дома параметры построенного объекта в рассматриваемой части перестали соответствовать ранее утвержденной проектной документации и разрешению на строительство, предусматривающему отсутствие в доме нежилых этажей.
На момент рассмотрения администрацией г. Абакана (30.07.2008) вопроса о вводе объекта в эксплуатацию жилой дом по улице Пушкина, 54Б не соответствовал проектной документации, на основании которой выдано разрешение на строительство. При этом новое разрешение на строительство с учетом внесения изменений в проектную документацию не выдавалось, изменения в существующее разрешение не вносились.
Довод заявителя о намерении использовать данное помещение для размещения подсобных помещений управляющей компании не опровергает вывод суда первой инстанции о том, что в будущем в подвале жилого дома могут располагаться помещения различной направленности, в том числе, магазины, офисы. Следовательно, в случае ввода в эксплуатацию спорного жилого дома с изменённым назначением подвала, возможны различные варианты использования нежилых помещений, что не соответствует тому варианту, который рассматривался Администрацией города Абакана при выдаче разрешения на строительство
Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации г. Абакана имелись основания, предусмотренные частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "АсВа" о признании незаконным отказа Администрации города Абакана в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома и обязании восстановить нарушенные права путем принятия решения о вводе 47-ми квартирного семиэтажного жилого дома, в том числе с мансардным этажом, со встроенным магазином смешанных товаров по ул. Трудовая,9 в г. Абакане, в связи с его соответствием части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 26 сентября 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 сентября 2008 года по делу N А74-1888/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1888/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "АсВа"
Ответчик: Администрация города Абакана
Третье лицо: Прокурор Республики Хакасия, Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана