г. Красноярск
"19" января 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" января 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Бычковой О.И., Дунаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Юськива И.С. на основании паспорта,
от ответчика: Шалавина И.Г., представителя по доверенности от 29.12.2008 N 130,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" ноября 2008 года по делу N А33-10871/2008, принятое судьей Смольниковой Е.Р.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Юськив Игорь Степанович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, фонд) о признании незаконным бездействия фонда, выразившегося в невозмещении расходов по обязательному социальному страхованию, в размере 3 537,50 руб. и обязании государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возместить расходы по обязательному социальному страхованию в размере 3 537,50 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.11.2008 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в невозмещении индивидуальному предпринимателю Юськиву Игорю Степановичу расходов по обязательному социальному страхованию в размере 3 537,50 руб. Суд обязал ответчика возместить расходы индивидуальному предпринимателю Юськиву Игорю Степановичу на выплату пособий по государственному социальному страхованию в размере 3 537,50 руб.
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 10.11.2008 не согласен по следующим основаниям:
- по акту камеральной проверки от 08.10.2007 основания для восстановления срока на обжалование бездействия фонда у суда отсутствовали;
- согласно Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21.10.1969, п. 2 Положения "О Фонде социального страхования", ст. 17 ФЗ "О бюджете ФСС на 2004 год" от 18.12.2003 N 166-ФЗ, ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 10 Закона от 12.02.1993 N 4520-1, Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2003, Постановлению Совета судей Красноярского края от 25.03.2004 N 79 к выплатам (социальным пособиям), осуществляемым за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации может применяться только районный коэффициент, установленный на федеральном уровне для Красноярского края в размере 1,20.
Предприниматель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Предприниматель представил 01.10.2007 в Фонд социального страхования заявление на возмещение расходов на выплату пособий по государственному социальному страхованию за период с 01.06.2007 по 30.09.2007 в размере 20 167,82 рублей с приложением документов, подтверждающих произведенные выплаты.
07.05.2007 предприниматель представил в Фонд заявление на возмещение расходов на выплату пособий по государственному социальному страхованию за период с 01.10.2007 по 31.05.2008 в размере 47 453,68 рублей с приложением документов, подтверждающих произведенные выплаты.
Фондом социального страхования проведены камеральные проверки по вопросам обоснованности расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации за периоды: с 01.06.2007 по 30.09.2007 и с 01.10.2007 по 31.05.2008. По результатам камеральных проверок фондом составлены акты N 868 от 08.10.2007, N 433 от 23.06.2008, согласно которым предпринимателю отказано в возмещении расходов по выплате работнику ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижении им возраста 1,5 лет, исходя из заработка в размере 15 000 руб. в связи с необоснованным завышением данного заработка. Пособие Фондом определено исходя из заработной платы продавца (3 745 руб.) в размере 1 480,95 руб., Рассчитанное указанным способом ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком не превысило минимального размера, установленного Федеральным законом N 81-ФЗ от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Положением "О назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" (в 2007 году - 3 000 руб., 2008 году - 3 255 руб.), в связи с чем, фонд для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижении им возраста 1,5 лет применил минимальный размер пособия и районный коэффициент, равный 1,2.
По итогам проверки фондом приняты к возмещению расходы на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижении им возраста 1,5 лет за период с 01.06.2007 по 30.09.2007 в размере 12 120 руб., за период с 01.10.2007 по 31.05.2008 в сумме 30 330 руб., не принято к возмещению расходов за период с 01.06.2007 по 30.09.2007 в размере 8 047,82 руб., за период с 01.10.2007 по 31.05.2008 в сумме 17 123,68 руб.
Фонд социального страхования перечислил на счет предпринимателя сумму возмещения: 18.10.2007 - по платежному поручению N 4870 в размере 12 120 рублей, 23.06.2008 по платежному поручению N 6900 в размере 30 330 рублей, что на 3 537,50 рублей (1 010 + 2527,50) меньше, чем, по мнению предпринимателя, следовало возместить.
Предприниматель, считая бездействие государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в невозмещении расходов по обязательному социальному страхованию, в размере 3 537,5 руб. неправомерным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и об обязании фонда социального страхования возместить расходы предпринимателя на выплату пособий по государственному социальному страхованию в размере 3 537,5 руб.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что предпринимателем пропущен срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия фонда, поскольку акт камеральной проверки от 08.10.2007 получен предпринимателем 19.10.2007, а заявление в суд подано 18.08.2008. По мнению ответчика, основания для его восстановления отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод апелляционной жалобы несостоятельным по следующим основаниям. Поскольку судом первой инстанции удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обжалование бездействия фонда, выразившегося в невозмещении расходов по обязательному социальному страхованию, а в соответствии с частью 6 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжалован только отказ в восстановлении срока, то суд апелляционной инстанции рассматривает заявление предпринимателя по существу заявленного спора, в том числе, проверяет соблюдение предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обжалование.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обжалование бездействия фонда, выразившегося в невозмещении расходов по обязательному социальному страхованию на сумму 1 010 руб., предпринимателем пропущен.
Предпринимателем заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве причин пропуска названного срока заявитель сослался на обращение с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа на решение от 22.11.2007 Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 18.02.2008 Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-10633/2007 в целях установления неправомерности вывода судов об экономической необоснованности установления размера заработной платы в сумме 15 000 руб. в месяц. Решение данного вопроса в пользу предпринимателя исключило бы необходимость его обращения в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что предприниматель в период с момента ознакомления с актом камеральной проверки N 868 от 08.10.2007 - 19.10.2007 до обращения в суд с настоящим заявлением (20.08.2008) не бездействовал, предпринимал меры к урегулированию спорных вопросов, касающихся порядка расчетов пособий по государственному социальному страхованию, в судебном порядке по другому делу. Вместе с тем, заявитель своевременно не использовал предусмотренные действующим законодательством способы защиты своих прав и законных интересов.
Однако, учитывая, что предприниматель не обладал специальными познаниями в области юриспруденции, действовал по своему разумению, полагая, что предпринимаемые им меры достаточны для разрешения спорной ситуации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности восстановления пропущенного заявителем трехмесячного срока на обжалование бездействия фонда. Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Оспаривая решение суда первой инстанции, фонд ссылается на то, что к выплатам (социальным пособиям), осуществляемым за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, может применяться только районный коэффициент, установленный на федеральном уровне для Красноярского края в размере 1,20.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод фонда необоснованным в силу следующего.
Статьей 4 Федерального закона от 19.05.1999 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится за счет Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 101 от 12.02.1994, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе невозмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона N 234-ФЗ от 19.12.2006 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 81-ФЗ от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
При этом названные нормативные акты не указывают на возможность применения районных коэффициентов, установленных только федеральными законами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Статьей 4 названного Закона установлено, что источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Фонд социального страхования Российской Федерации - для лиц, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и имеющих право на выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением, в соответствии с положениями об указанных фондах. В соответствии со статьей 24 данного закона в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
Согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Данная норма носит общий характер, и определяющим является то обстоятельство, что на соответствующей территории действуют районные коэффициенты.
На территории Красноярского края, в том числе на территории города Красноярска, действовали как минимальный (1,2), так и максимальный (1,3) размеры районных коэффициентов. Во исполнение постановления от 04.02.1991 N 76 администрацией Красноярского края принято постановление от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента", которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.
Данный нормативный правовой акт в установленном законодательством порядке не оспорен.
Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Принимая во внимание отсутствие на законодательном уровне урегулирования вопроса об установлении размера единого районного коэффициента к заработной плате, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации подлежит применению постановление администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента", предусматривающее применение районного коэффициента 1,3 при определении размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 29.05.2008, и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.07.2008 N 9020/08.
Довод ответчика о том, что выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, являющихся федеральной собственностью, в связи с чем, на минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком следует начислять районный коэффициент в значении 1,2, правильно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101, средства Фонда образуются, в том числе, за счет страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности).
Согласно пункту 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, средства Фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.
Таким образом, источник возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижении им возраста 1,5 лет формируется на счетах Фонда социального страхования, в том числе, за счет отчислений работодателя из заработной платы работника.
Согласно п. 2 постановления Администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента" затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Следовательно, источник выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет формируется за счет средств работодателя и Фонда социального страхования.
Поскольку заработная плата работнику исчислена работодателем ( заявителем по делу) с применением районного коэффициента в размере 1,3 ( что ответчиком не оспаривается), следовательно, взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации предприниматель уплачивал с учетом применения им коэффициента в значении 1,3, то довод ответчика об отсутствии в фонде источника для выплаты пособия с учетом районного коэффициента в значении 1,3 является необоснованным.
Указанный вывод суда согласуется с положением статьи 15 Федерального закона N 81-ФЗ от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", которой предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
Таким образом, решение суда первой инстанции о признании незаконным бездействия фонда, выразившегося в невозмещении индивидуальному предпринимателю Юськиву Игорю Степановичу расходов по обязательному социальному страхованию в размере 3 537,50 руб. и обязании фонда возместить расходы предпринимателю на выплату пособий по государственному социальному страхованию в размере 3 537,50 руб. является законным и обоснованным. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы учреждения по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб. согласно платежному поручению от 06.11.2008 N 6042 подлежат отнесению на учреждение.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" ноября 2008 года по делу N А33-10871/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10871/2008
Истец: Юськив Игорь Степанович
Ответчик: ГУ КРО Фонда социального страхования Российской Федерации