г. Красноярск
16 января 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 13 января 2009 года. В полном объеме постановление изготовлено 16 января 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (г. Кызыл)
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 14 ноября 2008 года по делу N А69-3942/08-6, принятое судьей А.Г. Павловым по заявлению индивидуального предпринимателя Оюн Кима Чолдак-ооловича к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае об оспаривании постановления от 30.09.2008 N 93-08/68 по делу об административном правонарушении,
без участия представителей сторон,
при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания И.П. Скрипниковой,
установил:
Индивидуальный предприниматель Оюн Ким Чолдак-оолович обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 30.09.2008 N 93-08/68.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 14.11.2008 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва обратилось с апелляционной жалобой, мотивируя тем, что совершенная предпринимателем валютная операция относится к категории незаконных валютных операций, поскольку не выполнены установленные законом требования об использовании специального счета.
Индивидуальный предприниматель и административный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления N 150086, 150093), в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
На основании информации Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 31.01.2008 N 43-01-06-25/371 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва определением от 26.08.2008 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя Оюна Кима Чолдак-ооловича.
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 07.12.2007 предпринимателем в г. Кызыле реализованы продукты питания (мороженое) на общую сумму 47 685 рублей нерезиденту - гражданину Монголии Дамдинжаву Жаргалсурену. По данному факту в отношении индивидуального предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении от 15.09.2008.
Постановлением о назначении административного наказания от 30.09.2008 N 93-08/68 предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 35 763,75 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения предпринимателя в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеназванным заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным органом - руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва Монгуш Т.Х.(л.д.9).
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Частью 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением валютных операций, перечень которых приведен в данной норме права, а также операций, не связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисляемых в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
В качестве объективной стороны состава административного правонарушения предпринимателю вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в получении наличных денежных средств в сумме 47685 рублей от гражданина Монголии Дамдинжава Жаргалсурена за реализацию продуктов питания (мороженого) 07.12.2007 в г. Кызыле Республики Тыва (без использования счета в уполномоченном банке).
Административный орган мотивировал свою позицию тем, что в перечне части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" отсутствует такого рода операция, соответственно, она является запрещенной валютной операцией резидента, связанной с расчетом с нерезидентом в наличной валюте Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы административного органа в части определения незаконного характера совершенной предпринимателем валютной операции основаны на неправильном толковании и применении норм права.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ использование в расчетах резидентом и нерезидентом валюты Российской Федерации является валютной операцией.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:
1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
4) приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
8) расчетов, осуществляемых физическими лицами - резидентами в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Исключения, указанные в статье 7 Закона действовали до 01.07.2006, исключения, названные в части 1 - 4, 8, 9, 11 статьи 8 Закона действовали до 1 января 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 131-ФЗ, то есть до события по настоящему делу, происходившего в декабря 2007 года.
Исключения, предусмотренные частями 5, 6, 7 статьи 8 Закона распространяются на правоотношения, связанные с требованием о резервировании суммы осуществляемой валютной операции и не относятся к рассматриваемой операции. Исключения, названные в статье 11 Закона касаются купли-продажи иностранной валюты и чеков через уполномоченные банки.
Из анализа содержания и смысла правовых положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в совокупности с правилами статей 6, 7, 8, 11 данного Закона следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютную операцию, выразившуюся в получении резидентом наличных денежных средств в рублях от нерезидента за реализацию последнему товара на территории Российской Федерации.
Следовательно, совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций (операций, запрещенных валютным законодательством или валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета), в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, отсутствовали законные основания для вынесения Постановления от 30.09.2008 N 93-08/68 о привлечении общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем требование индивидуального предпринимателя о признании недействительным и отмене оспариваемого постановления от 30.09.2008 N 93-08/68 подлежит удовлетворению.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 14 ноября 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 14 ноября 2008 года по делу N А69-3942/08-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-3942/08-6
Истец: Оюн Ким Чолдак-оолович
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Тыва
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3788/2008