Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 июня 2006 г. N КА-А40/5854-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2006 г.
Открытое акционерное общество "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (далее - Общество) Обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области (далее - Инспекция) от 30.09.05 г. N 08-31\67 в части начисления единого социального налога (далее - ЕСН) в федеральный бюджет в размере 29 952 511 руб., в части начисления пени в размере 991 727 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы Заявленные требования удовлетворены в части начисления налога в сумме 17 048 393 руб. ЕСН за 1 квартал 2005 г.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.06 г. решение Арбитражного суда г. Москвы оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судами норм права, касающихся порядка применения налоговых вычетов по ЕСН. Так, по мнению Общества, из статей 243 НК РФ, Рекомендаций по заполнению расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденных Приказом Минфина РФ от 17.03.05 г. следует, что при представлении расчетов по ЕСН у налогоплательщика есть право поставить к вычету сумму начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Инспекции возражал против удовлетворения заявленных требований, так как считает судебный акты по делу законными и обоснованными.
Заслушав доводы сторона по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьей 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Как установлено судами, по результатам камеральной проверки порядка уплаты ЕСН за 1 полугодие 2005 г., Инспекцией принято решение от 3.089.05 г. о начислении Обществу сумм налога и пени.
Общество, не согласившись с проведенными Инспекцией начислениями, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы, просило признать недействительным ненормативный акт в части начисления 29 952 511 р. налога и 991 727 р.
Суды, удовлетворяя в части заявленные требования, исходили из того что сумма 17. 048 393 р. начислена необоснованно, поскольку имело место двойное начисление налога за 1 квартал 2005 г. В остальной части заявленных требований отказано на том основании, что поскольку за 1 полугодие сумма налоговых вычетов превысила сумму фактически уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, имеет место недоимка по ЕСН. В связи с чем суды двух инстанций признали правомерным начисление Обществу недоимки и пени.
В данной части вывод двух судебных инстанций является правильным.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу (абз. 3 п. 3 ст. 243 НК РФ).
В п. 3 ст. 243 НК РФ указано, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.
На основании п. 1 ст. 23 Закона N 167-ФЗ страхователь ежемесячно вносит авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, внесенных за отчетный период.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, внесенными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Из приведенных норм следует, что налогоплательщик в течение отчетного периода при исчислении авансовых платежей по итогам каждого календарного месяца вправе осуществлять вычет сумм начисленных им за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, однако по итогам отчетного (налогового) периода он обязан сравнить суммы начисленных и фактически уплаченных страховых взносов и, выявив разницу между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, уплатить ее до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.
Судами установлено, что на 15 число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за 1 полугодие 2005 года Обществом не были уплачены, разница между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период в бюджет в установленный срок не внесена. Данный факт Обществом не оспаривается.
В связи с чем суды двух инстанций правильно признали соответствующим законодательству решение налогового органа в части начисления налога в сумме 12 904 118 рублей и пени в сумме 991 727 руб.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 04.10.05 N 436-О, от 08.11.05 N 440-О, от 08.11.05 N 457-O разъяснил следующее.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Определив, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и единый социальный налог имеют общие объект и базу для исчисления, федеральный законодатель, исходя из необходимости обеспечения баланса публичных и частных интересов, возложил контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы, которые осуществляют его в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней отнес к полномочиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации, которые осуществляют такое взыскание только в судебном порядке (пункты 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога, налогоплательщикам предоставлено право уменьшать его сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога; данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных за тот же период страховых взносов отражаются в расчете, представляемом им в налоговый орган; если же по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов превышает сумму примененного налогового вычета, такая сумма признается излишне уплаченным единым социальным налогом и подлежит возврату в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, связав исчисление и уплату единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в единый процесс и возложив контроль за правильностью их исчисления и уплаты на налоговые органы, федеральный законодатель с учетом предназначения данного налога, взаимозависимости сумм обоих платежей и в целях обеспечения их уплаты, а также исходя из того, что обязанность по уплате страховых взносов признается исполненной при зачислении их суммы на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац шестой пункта 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), определил разницу между примененным налоговым вычетом, равным сумме начисленных страховых взносов, и фактически уплаченными страховыми взносами как занижение суммы единого социального налога.
Иное истолкование правоприменительными органами взаимосвязанных обязанностей по уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при не поступлении на счет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов в той сумме, которая была вычтена налогоплательщиком из суммы налога, означало бы нарушение баланса государственных и частных интересов, принципа равного налогового бремени плательщиков единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и прав застрахованных лиц, перед которыми государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац второй статьи 5 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Утверждение Общества о том, что возникает двойное налогообложение не соответствует НК РФ, поскольку в случае уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование у Общества имеется возможность обратиться в Инспекцию за возвратом излишне уплаченных сумм ЕСН.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Москвы от 20.02.06 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.06 г. N 09АП-3310/06-АК по делу N А40-68275/05-75-574 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Красногорский завод им. Зверева" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2006 г. N КА-А40/5854-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании