г. Красноярск
"22" января 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" января 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия - Гитер В.Я., представителя по доверенности от 11.01.2009,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия - Немкова С.П., представителя по доверенности от 29.12.2008, Тилимова А.В., представителя по доверенности от 29.12.2008,
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "11" ноября 2008 года по делу N А74-2027/2008, принятое судьёй Хабибулиной Ю.В.,
установил:
Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пункта 1 предписания по устранению выявленных нарушений от 01 августа 2008 года N 35, пункта 1, подпункта 2 пункта 2, пункта 3 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 01 августа 2008 года N 52.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 ноября 2008 года прекращено производство по делу в части требования Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия о признании недействительным пункта 1, подпункта 2 пункта 2, пункта 3 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 01 августа 2008 года N 52, заявление Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия в части требования о признании недействительными пункта 1 предписания по устранению выявленных нарушений от 01 августа 2008 года N 35 удовлетворено.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 ноября 2008 года в части, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, сославшись на непредставление распоряжения работодателя на работников, работавших в выходные дни, командировочные удостоверения, приказы, распоряжения на федеральных государственных гражданских служащих, направленных для установки системы электронного документооборота.
Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность вынесенного решения проверяется в обжалуемой части в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия за период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 31 июля 2008 года N 152, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения, в том числе использование учреждением бензина на сумму 12 102,3 рублей на цели, не связанные с деятельностью учреждения.
01 августа 2008 года на основании акта проверки от 31 июля 2008 года N 152 Территориальным управлением вынесены предписание N 35 по устранению выявленных нарушений.
Не согласившись с пунктом 1 предписания по устранению выявленных нарушений от 01 августа 2008 года N 35, Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Территориальное управление осуществляет в установленной сфере деятельности контроль и надзор, в том числе, за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.1.1). В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право: проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых: проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации (пункт 5.14.1). Направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14.7).
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о наличии у Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия полномочий на проведение проверки использования средств федерального бюджета Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия и издание оспариваемого акта.
Оспариваемый акт вынесен уполномоченным должностным лицом - руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия Соловьевой Г.Г.
Суд апелляционной инстанции полагает, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия не доказан факт использования служебного транспорта 10.03.2007, 17.03.2007, 14.04.2007, 28.04.2007, 20.05.2007, 17.06.2007, 24.06.2007, 24.11.2007, 01.12.2007 на цели, не связанные с деятельностью учреждения.
Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия представило в материалы дела следующие документы по использованию бензина :
- 10 марта 2007 года: распоряжение начальника административного отдела от 02 марта 2007 года о выделении автомашины ГАЗ 322132 10 марта 2007 года для поездки в Боградский район (л.д.16 т.N 2), путевой лист N 2 с 09 по 12 марта 2007 года на маршрут движения "Абакан-Боградский район" 10 марта 2007 года (л.д. 17 т.N2);
17 марта 2007 года: распоряжение начальника административного отдела от 14 марта 2007 года о выделении автомашины УАЗ 31514 14 марта 2007 года для поездки в Усть-Абаканский район (л.д. 18 т.N 2), путевой лист N 1 с 12 по 17 марта 2007 года на маршрут движения "Абакан -Усть-Абаканский район" 17 марта 2007 года (л.д.19 т.N2);
14 апреля 2007 года: распоряжение начальника административного отдела от 10 апреля 2007 года о выделении автомашины УАЗ 31514 14 апреля 2007 года для поездки в Боградский район (л.д.20 т.N 2), путевой лист N 2 с 09 по 15 апреля 2007 года на маршрут движения "Абакан-Боградский район" 14 апреля 2007 года (л.д.21 т.N2);
28 апреля 2007 года являлся рабочим днем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 661 "О переносе выходных дней в 2007 году" (л.д. 24 т.N2);
20 мая 2007 года: служебная записка на имя руководителя о выделении автотранспорта на 19.05.2007 для доставки Ролика В.Г. в аэропорт Емельяново г. Красноярска, на 25.05.2008 для доставки Ролика В.Г. из аэропорта Емельяново г. Красноярска в г. Абакан 25.05.2007. На указанной служебной записке имеется резолюция руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Белова А.Г. "обеспечить транспортом" (л.д. 25 т.N 2), приказ от 19 апреля 2007 года N 154 л/с о командировке начальника отдела внутреннего контроля Ролика В.Г. в город Санкт - Петербург (л.д. 46 т.N1), приказ от 15 мая 2007 года N 199 л/с о командировке в город Красноярск водителя Юсайтиса В.Б. (л.д. 45 т.N1), командировочное удостоверение Ролик В.Г. от 14.05.2007. N 28 (л.д.47 т.N1), авиабилет Красноярск - Санкт-Петербург - Красноярск (л.д. 48 т.N1), путевой лист N 4 с 19 по 25 мая 2007 года на маршрут движения "Абакан - Красноярск -Аэропорт - Красноярск по городу" 19 мая 2007 года, "Красноярск по городу - Красноярск - Абакан" 20 мая 2007 года (л.д. 28 т.N2);
17 июня 2007 года: служебная записка на имя руководителя о выделении автотранспорта на 17 июня 2007 года в связи с производственной необходимостью для выполнения подготовительных работ по установке и конфигурированию системного и прикладного программного обеспечения, настройке коммуникационного взаимодействия между ОФК по Орджоникидзевскому району и абонентами системы электронного документооборота Федерального казначейства (договор N 157/12/2005 от 09.01.2007. на оказание дополнительных услуг в рамках Государственного контракта N 12/2005 от 11.05.2005.). На указанной служебной записке имеется резолюция руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Белова А.Г. об обеспечении транспортом (л.д.29т.N2). Распоряжение начальника административного отдела от 11 июня 2007 года о выделении автомашины ГАЗ 322132 17 июня 2007 года для поездки в Орджоникидзевский район (л.д.30 т.N2), путевой лист N 2 с 15 по 22 июня 2007 года на маршрут движения "Абакан - Орджоникидзевский район" 17 июня 2007 года (л.д.31 т.N2);
24 июня 2007 года: служебная записка на имя руководителя о выделении машины на 24 июня 2007 года с целью подключения ЛВС Управления локальной сети отдела внутреннего контроля. На указанной служебной записке имеется резолюция руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Белова А.Г. об обеспечении транспортом (л.д. 32 т.N 2), путевой лист с 23 по 29 июня 2007 года на маршрут движения "по городу" 24 июня 2007 года (л.д. 33 т.N 2), распоряжение о выделении автомашины ГАЗ 322132 17 ноября 2007 года (л.д. 34 т.N 2);
24 ноября 2007 года: служебная записка на имя руководителя о выделении автотранспорта на 24 ноября 2007 года в связи с производственной необходимостью для выполнения подготовительных работ по установке и конфигурированию системного и прикладного программного обеспечения, настройке коммуникационного взаимодействия между ОФК по Ширинскому району и абонентами системы электронного документооборота Федерального казначейства (договор N 157/12/2005 от 09.01.2007 на оказание дополнительных услуг в рамках Государственного контракта N 12/2005 от 11.05.2005.). На указанной служебной записке имеется резолюция руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Белова А.Г. об обеспечении транспортом (л.д.35 т.N2). Распоряжение начальника административного отдела от 20 ноября 2007 года о выделении автомашины ГАЗ 322132 24 ноября 2007 года для поездки в Усть-Абаканский и Ширинский районы (л.д. 36 т.N2), путевой лист N 3 с 17 по 26 ноября 2007 года на маршрут движения "Абакан - Ширинский район" 17 ноября 2007 года, на маршрут движения "Абакан - Усть-Абаканский район - Ширинский район) 24 ноября 2007 года (л.д.37 т.N2);
01 декабря 2007 года: служебная записка на имя руководителя о выделении автотранспорта на 01 декабря 2007 года в связи с производственной необходимостью для выполнения подготовительных работ по установке и конфигурированию системного и прикладного программного обеспечения, настройке коммуникационного взаимодействия между ОФК по Усть - Абаканскому району и абонентами системы электронного документооборота Федерального казначейства (договор N 157/12/2005 от 09.01.2007. на оказание дополнительных услуг в рамках Государственного контракта N 12/2005 от 11.05.2005.). На указанной служебной записке имеется резолюция руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Белова А.Г. об обеспечении транспортом (л.д.38 т.N2). Распоряжение начальника административного отдела от 26 ноября 2007 года о выделении автомашины УАЗ 31514 01 декабря 2007 года для поездки в Усть - Абаканский район (л.д.39 т.N2), путевой лист N 1 от 01 декабря 2007 года на маршрут движения "Абакан - Усть - Абаканский район" 01 декабря 2007 года (л.д. 40т.N2).
Представленные Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия документы содержат все необходимые реквизиты и данные, подтверждающие использование ГСМ в деятельности казначейства. Таким образом, путевые листы, служебные записки, распоряжения должностных лиц, кассовые чеки, протоколы заправок по мобильным картам в совокупности свидетельствуют о том, что заявителем документально подтверждены расходы по эксплуатации автомобиля в указанные выходные дни, и эти расходы связаны с деятельностью казначейства.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия не представлены какие-либо доказательства недостоверности отраженных в представленных Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия учетных документах данных, несоответствие этих данных нормам расхода ГСМ, отсутствие связи их с деятельностью казначейства. Территориальное управление не заявляло о фальсификации данных доказательств в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия на нарушение статьи 113 Трудового кодекса Российской Федерации в части привлечения работников в выходные дни в отсутствие приказов, подтверждающих необходимость работы в выходные дни, является основанием для привлечения к ответственности за нарушением норм трудового законодательства. Однако это не свидетельствует о незаконном использовании средств федерального бюджета.
Неоформление в установленном порядке командировочных удостоверений на работников УФК, направленных в служебные командировки, также не свидетельствует о неправомерном списании ГСМ.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 ноября 2008 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 ноября 2008 года по делу N А74-2027/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий: судья |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2027/2008
Истец: Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3899/2008