г. Красноярск
24 февраля 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 16 февраля 2009 года. В полном объеме постановление изготовлено 24 февраля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.,
судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 05 декабря 2008 года по делу N А33-9650/2008, принятое судьей И.И. Ермаковой по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Призма" к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска о признании незаконными действий Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска по отказу в передаче в собственность земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (г. Красноярск), Федеральное государственное учреждение "Красноярская квартирно-экплуатационная часть" (г. Красноярск),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Заблоцкого С.С. - представителя по доверенности от 18.07.2008,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю: Козыревой Е.С. - представителя по доверенности от 26.08.2008 N 11-7164,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.П. Скрипниковой,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Призма" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска о признании незаконными действий по отказу в передаче в собственность ООО "Призма" на основании договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:01 00 041:0009, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, д.88 "А", площадью 11 090.70 кв.м., категория земель - земли поселений, выраженном в письме от 14.05.2008 N 19025 и обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки проекта договора купли - продажи указанного земельного участка и направления его ООО "Призма" в двухнедельный срок с даты принятия решения суда.
Определением от 25.08.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю.
Определением от 01.10.2008 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФГУ Красноярская квартирно-эксплуатационная часть.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 декабря 2008 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, мотивируя следующими доводами:
- вывод суда первой инстанции о недоказанности факта наложения спорного земельного участка и земельного участка федеральной собственности является необоснованным,
- решение о приобретении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка должно быть принято уполномоченным органом в пределах его компетенции,
- по имеющимся координатам ФГУП "Красноярское аэрогеодезическое предприятие" установлено нахождение спорного земельного участка в проекции земельного участка федеральной собственности,
- в нарушение статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом не оценено представленное Территориальным управлением Росимущества письмо ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю от 14.10.2008 N 1-6/2770, из которого следует, что спорный земельный участок находится в проекции земельного участка федеральной собственности,
- судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства Управления о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска в пояснениях на апелляционную жалобу от 16.02.2009 не согласился с решением суда по следующим основаниям:
- ООО "Призма" обратилось в Департамент с заявлением о рассмотрении вопроса продажи земельного участка, а не с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность,
- обществом не представлены необходимые документы в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370,
- Департамент не вправе распоряжаться земельным участком, на который зарегистрировано право федеральной собственности.
ООО "Призма" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, ФГУ Красноярская квартирно-эксплуатационная часть, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления N 201276, N 201313), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Решением участника ООО "Краснефть" от 28.04.2003 ООО "Краснефть" переименовано в ООО "Призма", о чем в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 05.05.2003 за N 1022402127098.
Между ООО "Краснефть" и ЗАО "ВСНК Енисейнефтепродукт" заключен договор купли-продажи от 21.10.1997, по которому ООО "Краснефть" приобрело в собственность два резервуара РВС-5000 (нефтесклад) по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 88 "а", и произведена государственная регистрация права 04.03.2003 (свидетельства от 06.08.2003 серии 24 ВЯ N 009992, от 06.08.2003 серии 24 ВЯ N 009993).
Распоряжением администрации г. Красноярска от 23.04.2003 N 246-недв ООО "Краснефть" в целях эксплуатации резервуаров РВС-5000 предоставлен сроком на 10 лет земельный участок из земель поселений, в оценочной зоне 63, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, д. 88 "а", площадью 11 090,70 кв.м.
Указанным распоряжением ООО "Краснефть" предложено обеспечить заключение договора аренды участка в департаменте недвижимости; обеспечить до заключения договора аренды участка изготовление кадастровой карты (плана) участка в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю.
Кадастровый план земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 88 "а" изготовлен в двух экземплярах, земельный участок имеет кадастровый номер 24:50:0100 041:0009, разрешенное использование участка: в целях эксплуатации резервуаров РВС-5000, площадь участка 11090,7 кв.м. соответствует материалам межевания (выписка из государственного земельного кадастра от 11.08.2003 N 20/03-3496).
02.10.2003 между департаментом недвижимости администрации города Красноярска (арендодатель) и ООО "Краснефть" (арендатор) заключен договор аренды N 1009, предметом которого явился названный земельный участок.
Актом приема - передачи от 02.10.2003 земельный участок передан арендатору.
В апреле 2007 г. ООО "Призма" обратилось в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска с заявлением о продаже земельного участка с КН 24:50:01 00 041:0009 по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 88 "а", площадью 11 090,70 кв.м, в собственность ООО "Призма".
Письмом от 14.05.2008 N 19025 Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска отказал ООО "Призма" в продаже земельного участка, указав, что нефтесклад (резервуары), принадлежащий заявителю на праве собственности, расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:0023, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией. Для оформления прав собственности на земельный участок заявителю предложено обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (переименовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю).
В ответ на запрос ООО "Призма" от 02.06.2008 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю сообщило, что в базе данных государственного кадастра недвижимости сведения о наложении (пересечении) границ земельных участков с КН 24:50:0100041:0009 и 24:50:0000000:0023 отсутствуют, поскольку в базе данных государственного кадастра недвижимости отсутствуют сведения о точках земельного участка с КН 24:50:0000000:0023 в координатном значении, в связи с чем определить месторасположение границ земельного участка с КН 24:50:0000000:0023 на местности не представляется возможным. Площадь земельного участка с КН 24:50:0000000:0023 - 184342,28 кв.м., является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании (письмо от 06.06.2008 N 1624/1-6).
В ответ на запрос ООО "Призма" от 28.05.2008 Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю также сообщило, что в базе данных государственного кадастра недвижимости сведения об земельных участках с КН 24:50:0100041:0009 и 24:50:0000000:0023 содержатся. Земельный участок с КН 24:50:0100041:0009 соответствует материалами межевания. Сведения о точках в координатном значении относительно земельного участка с КН 24:50:0000000:0023 в ГКН отсутствуют, определить месторасположение границ на местности не представляется возможным, соответственно, в базе данных ГКН отсутствуют сведения о наложении (пересечении) границ указанных земельных участков.
Не согласившись с действиями Департамента по отказу в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером КН 24:50:0100041:0009, выраженными в письме от 14.05.2008 N 19025, ООО "Призма" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливают, нарушают ли оспариваемый акт, решений и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащим полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли или совершили действие (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить одновременное наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники расположенных на этих участках зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с иными нормами вытекает обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статей 29 Кодекса, подготовить проект договора купли-продажи и направить заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В силу пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право собственника здания, строения, сооружения приватизировать земельный участок под ним установлено вне зависимости от времени заключения договора аренды.
Из материалов дела следует, что ООО "Призма", являясь собственником недвижимого имущества, расположенного на арендуемом им земельном участке с кадастровым номером 24:50:01 00 041:0009 по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 88"а", площадью 11 090,70 кв.м, обратилось в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска с заявлением о передаче указанного земельного участка в собственность на основании договора купли-продажи.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 15.02.2005 N 55/1, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города (далее - Департамент) является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска.
Отказ Департамента в предоставлении обществу прав на земельный участок мотивирован тем, что по базе данных Департамента сооружения, принадлежащие на праве собственности ООО "Призма", находящиеся по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 88"а", расположены на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:0023 (г.Красноярск, ул. Калинина, 86), зарегистрированном на праве собственности Российской Федерации (т.1, л. 11).
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу о том, что действия Департамента по отказу в передаче в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 24:50:01 00 041:0009 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 06.08.2003 ООО "Призма" на праве собственности принадлежат сооружения - резервуары N 1, N 2 РВС -5000, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 88 "а" (т.1, л. 18-19).
Распоряжением администрации г. Красноярска от 23.04.2003 N 246-недв ООО "Краснефть" (ООО "Призма") в целях эксплуатации резервуаров РВС-5000 предоставлен сроком на 10 лет земельный участок из земель поселений, в оценочной зоне 63, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, д. 88 "а", площадью 11 090,70 кв.м. (т.1, л. 20).
Указанным распоряжением ООО "Краснефть" (ООО "Призма") предложено обеспечить заключение договора аренды участка в департаменте недвижимости; обеспечить до заключения договора аренды участка изготовление кадастровой карты (плана) участка в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю.
В 2003 году в установленном законом порядке были проведены межевые работы по установлению и формированию границ земельного участка площадью 11090,7 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, д. 88 "а"; осуществлена постановка земельного участка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 24:50:01 00 041:0009; по договору аренды от 02.10.2003 N 1009 участок передан заявителю (т. 1 л. 21-25, 31).
В кадастровом плане указанного земельного участка (выписке из Государственного земельного кадастра) определено разрешенное использование: "для использования в целях эксплуатации резервуаров РВС-5000", границы участка установлены в натуре и обозначены межевыми знаками. В кадастровой карте в графе 16 "Особые отметки" указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания (т. 1, л. 26-28).
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах кадастрового учета, включая их правовой режим, месторасположение и размер.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 24:50:01 00 041:0009 сформирован, его границы на местности определены, в государственном земельном кадастре данный земельный участок определен как самостоятельный индивидуально-определенный объект недвижимости.
Кроме того, на основании запроса Арбитражного суда Красноярского края от 26.08.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы Российской Федерации представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.09.2008 N 01/092/2008-180.
В указанной выписке не содержится сведений о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:01 00 041:0009, площадью 11090,7 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 88 "а", указано на наличие обременения в виде права аренды в пользу ООО "Призма" (т. 1, л. 95).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что испрашиваемый обществом земельный участок с кадастровым номером 24:50:01 00 041:0009 (г. Красноярск, ул. Калинина, 88 "а"), на котором расположены сооружения, принадлежащие ООО "Призма", не зарегистрирован на праве собственности Российской Федерации.
В то же время, отсутствуют основания для вывода о наложении (пересечении) границ испрашиваемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0023 федеральной собственности, ввиду следующего.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.12.2006 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:0023, площадью 184342,28 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 86 (т. 1, л. 98).
Решением администрации г. Красноярска от 19.11.1992 N 441 Красноярской квартирно-эксплуатационная части на праве пользования землей предоставлен земельный участок по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 86, площадью 18,43 га (свидетельство на право пользования землей от 14.01.1993).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 04.12.2007 N 10-21 земельный участок федеральной собственности с КН 24:50:0000000:0023 предоставлен ФГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть".
В выписке из Единого государственного реестра прав от 08.09.2008 N 01/092/2008-180, представленной Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю на запрос суда, указано, что правообладателем земельного участка с КН 24:50:0000000:0023 является Российская Федерация, земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть", наличие ограничений (обременений) права не зарегистрировано (т. 1, л. 94).
Как указано в выписке из Государственного земельного кадастра от 20.04.2005 N 50/05-2430 земельного участка с КН 24:50:0000000 0023 площадь земельного участка с КН 24:50:0000000:0023 - 184342,28 кв.м., месторасположение: г. Красноярск, ул. Калинина, 86, ориентировочная, подлежит уточнению при межевании (т. 1, л. 97).
Суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие межевого плана на земельный участок с КН 24:50:0000000:0023, то есть отсутствие сведений о расположении участка на местности означает, что указанный участок является несформированным.
Несформированный земельный участок не может быть предметом спора о праве, а может быть предметом спора о границах земельного участка, вытекающего из землеустроительных отношений.
В письмах ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю от 06.06.2008 N 1624/1-6 и Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 17.06.2008 N 08ИСI-6-08/2365 указано, что сведения о точках земельного участка с КН 24:50:0000000:0023 в координатном значении отсутствуют в базе данных государственного кадастра недвижимости, в связи с чем определить местоположение границ на местности не представляется возможным. Для установления местоположения границ указанного земельного участка необходимо провести кадастровые работы, результатом которых должен стать межевой план земельного участка. В письмах сделан вывод о том, что в базе данных государственного кадастра недвижимости отсутствуют сведения о наложении (пересечении) границ земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100041:0009 и 24:50:0000000:0023 (т.1, л. 12-13).
Таким образом, с учетом того, что земельный участок с КН 24:50:0000000 0023 не сформирован, не определен в качестве индивидуально-определенного объекта недвижимости, суд апелляционной инстанции считает недоказанным факт нахождения земельного участка с КН 24:50:0100041:0009 в проекции земельного участка с КН 24:50:0000000:0023 федеральной собственности.
В подтверждение довода о нахождении испрашиваемого земельного участка в проекции земельного участка КН 24:50:0000000:0023 ответчиком представлены:
- фрагмент космического снимка (т.2,л.76);
- фрагмент плана масштаба 1:2000, составленного Красноярским аэрогеодезическим предприятием (т.2, л. 74);
- план пересечений участка КН 24:50:0100041:0009;
- свидетельство на право пользования землей по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 86, от 14.01.1993 N 827 с приложением плана землепользования и таблицей координат поворота границ.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5.4.1 Положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 456, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет в установленной сфере деятельности ведение государственного кадастра недвижимости и государственный кадастровый учет недвижимого имущества в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Представленные Департаментом документы не опровергают обстоятельства, подтвержденные данными Государственного земельного кадастра, предоставленными уполномоченным государственным органом - Управлением Роснедвижимости (письмо от 17.06.2008) и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю (письмо от 06.06.2008).
Довод Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска, изложенный в пояснениях на апелляционную жалобу, о том, что письмо от 14.05.2008 N 19025, направленное в адрес заявителя, является инициативным, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанным письмом заявителю фактически отказано в предоставлении прав на спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о том, что обществом не были представлены необходимые документы в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370. Законность оспариваемых действий Департамента, выраженных в письме от 14.05.2008 N 19025, устанавливается судом на момент их совершения. В письме от 14.05.2008 N 19025 не сформулировано такое основание отказа в предоставлении прав на испрашиваемый земельный участок как непредставление необходимых документов в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не оценено представленное Территориальным управлением Росимущества письмо ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю от 14.10.2008 N 1-6/2770, из которого следует, что спорный земельный участок находится в проекции земельного участка федеральной собственности, не влияет на выводы суда апелляционной инстанции. Названное письмо от 14.10.2008 N 1-6/2770 подписано И.о. директора Л.В. Кацер, противоречит по содержанию письмам ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю от 06.06.2008 N 1624/1-6 и Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 17.06.2008 N 08ИСI-6-08/2365.
Суд апелляционной жалобы полагает, что ходатайство Управления о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю обоснованно отклонено судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Поскольку спор о признании незаконными действий Департамента по отказу в предоставлении прав на земельный участок не затрагивает прав и обязанностей ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю, принятый по делу судебный акт не может повлиять на права или обязанности последнего по отношению к одной из сторон, в удовлетворении ходатайства о привлечении указанного лица в дело в качестве третьего лица отказано обоснованно.
Учитывая, что:
- согласно имеющимся в деле выпискам из ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:0023 и земельный участок с кадастровым номером 24:50:01 00 041:0009 находятся по разным адресам - ул. Калинина, 88 "а", ул. Калинина, 86,
- доказательства регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с КН 24:50:01 00 041:0009, на котором расположены сооружения, принадлежащие ООО "Призма", не представлены,
- факт нахождения земельного участка с КН 24:50:0100041:0009 в проекции земельного участка с КН 24:50:0000000:0023 федеральной собственности не доказан ответчиком,
суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия по отказу Департамента в предоставлении прав на земельный участок по мотиву нахождения сооружений общества за земельном участке федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0000000:0023 являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции 05 декабря 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 декабря 2008 года по делу N А33-9650/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9650/2008
Истец: ООО "Призма"
Ответчик: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска
Кредитор: ФГУ Красноярская квартирно-эксплуатационная часть, ФГУ Земельная кадастровая палата, Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю