г. Красноярск
"10" марта 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" марта 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Бабенко А.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савченко Г.А.,
при участии:
от заявителя апелляционной жалобы - Кочневой С.А., представителя по доверенности от 31.01.2009 N 12,
от ответчика - Исаевой Т.С., представителя по доверенности от 31.12.2007 N 40,
от третьего лица - Муляровой О.И., представителя по доверенности от 29.12.2008 N 01-13/36,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице УФПС Красноярского края - филиала ФГУП "Почта России", г. Красноярск,
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" декабря 2008 года по делу N А33-11364/2008, принятое судьей Хорошевой Н.В.,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Красноярского края - филиал ФГУП "Почта России" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" о взыскании 882 129 руб. 47 коп. стоимости услуг по договору на поставку и потребление тепловой энергии в горячей воде N 4128/405 от 01.06.1995 по объектам недвижимого имущества (жилые дома N 60, 62А, 68, расположенные по ул. Ленина г. Красноярска) за период с 11.07.2007 по апрель 2008 года.
Определением от 28 ноября 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена Администрация города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2008 года в удовлетворении исковых требований Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице УФПС Красноярского края - филиала ФГУП "Почта России" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой.
Как полагает заявитель апелляционной жалобы, решение арбитражного суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене, в связи со следующим:
- распоряжением Правительства Российской Федерации N 2027-Р от 24.11.2005 утвержден перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность; согласно пункту 117 данного перечня, передаче из федеральной собственности в муниципальной собственность муниципального образования город Красноярск подлежат объекты недвижимого имущества, в том числе, жилые дома, расположенные в г. Красноярске по ул. Ленина, NN 60, 62А, 68;
- право собственности на указанные в перечне объекты переходит к соответствующим муниципальным образованиям по истечении 3-х недельного срока с даты принятия указанного Распоряжения (пункт 3 распоряжения);
- в материалах дела имеется акт приема-передачи объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, подписанный 02.12.2005 руководителем Федерального агентства связи, утвержденный заместителем руководителя Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом; в прилагаемый к акту перечень вошли жилые дома N N 60, 62а, 68 по ул. Ленина г. Красноярска;
- территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (ТУ ФАУФИ) письменно уведомило департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска и УФПС Красноярского края о необходимости проведения в установленном порядке передачи объектов ЖКХ в муниципальную собственность (письма от 20.12.2005 N 07-9936, от 21.12.2005 г. N 07-9964/15659); однако, направленный для подписания уполномоченным органом местного самоуправления акт приема-передачи объектов в ТУ ФАУФИ по Красноярскому краю не поступил;
- порядок передачи спорных объектов госорганами был соблюден и у муниципального образования город Красноярск в соответствии с распоряжением Правительства РФ N 2027-Р от 24.11.2005 по истечении 3-х недельного срока возникло право муниципальной собственности на указанные в перечне объекты, с 15 декабря 2005 года;
- 06.11.2007 Администрацией г. Красноярска было принято решение N 232-Р о приеме в собственность муниципального образования город Красноярск только части квартир спорных жилых домов, а не домов в целом; за прошедшие годы часть квартир в жилых домах была приватизирована; выразив волеизъявление на принятие квартир, администрация нарушила распоряжение Правительства РФ N 2027-Р от 24.11.2005;
- своевременное принятие жилых домов должно было быть исполнено органом местного самоуправления в конце 2005 года, а не оспариваться Администрацией г. Красноярска до настоящего времени;
- УФПС Красноярского края - филиал ФГУП "Почта России", не являясь собственником указанных жилых помещений, оплачивало расходы по договору с ОАО "Енисейская ТГК" на поставку и потребление энергии в горячей воде, в связи с чем, ответчик неосновательно сберег перечисленные денежные средства в сумме 882 129 руб. 47 коп.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит оставить в силе судебный акт, указывая на его законность и обоснованность.
По мнению ответчика, денежные средства в сумме 882 129 руб. 47 коп. оплачены истцом на основании действующего договора N 4128 от 01.06.1995. Обязательства по договору N 4128 от 01.06.1995 в части домов, расположенных по адресу: г.Красноярск, ул. Ленина, N 60, N 62а, N 68 прекращены с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2008 по делу N А33-1556/2008, т.е. с даты постановления суда апелляционной инстанции - 12.09.2008. С указанной даты начисление за теплопотребление по вышеуказанным жилым домам ответчиком истцу не производилось. Кроме того, ответчик утверждает, что в соответствии со счетом-фактурой N 11-098-2000034128 и от 06.10.2008 истцу произведен перерасчет стоимости тепловой энергии к уменьшению за период с 01.09.2008 по 30.09.2008 на сумму 385960 руб. 61 коп. по жилым домам, расположенным по адресу: г.Красноярск, ул. Ленина, N 60, N 62а, N 68, в связи с принятием спорного жилого фонда на баланс ООО УК "Центржилсервис" с 01.02.2008. Переход права собственности на спорное имущество ответчик считает недоказанным, поскольку акт приема-передачи имущества от 02.12.2005 подписан только передающей стороной - Федеральным агентством связи о передаче объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, в том числе, жилых домов, расположенных по адресу: г.Красноярск, ул. Ленина, д. 60, д. 62а, д.68, и не подписан принимающей стороной - Администрацией г.Красноярска. По мнению ответчика, спорные жилые дома фактически не приняты в муниципальную собственность, так как в муниципальную собственность перешла лишь часть жилых квартир в жилых домах по ул. Ленина, 60, 62а, 68 в г.Красноярске. ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" не несет ответственности за действия Администрации г.Красноярска по отказу в принятии имущества из федерального в муниципальное в соответствии с перечнем, установленным распоряжением Правительства РФ N 2027-Р. Начисления за потребленную спорными объектами теплоэнергию производились в рамках действующего договора N 4128 от 01.06.1995, который был изменен лишь 12.09.2008, тогда как истец просит вернуть неосновательное обогащение за период август 2007 г. - апрель 2008 г., то есть в период действия договора.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Администрация города Красноярска, доводы заявителя апелляционной жалобы отклонило, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- у муниципального образования город Красноярск право собственности на дома по ул. Ленина, N N 60,62а,68 г. Красноярска, по истечении 3-недельного срока с даты принятия распоряжения Правительства РФ N 2027-р от 24.11.2005 не возникло, поскольку право собственности в соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации;
- факт принадлежности жилых помещений в домах по адресу: ул. Ленина, N N 60,62а,68 к муниципальной, государственной, либо частной собственности не имеет правового значения в настоящем споре, так как денежные средства на оплату расходов за тепловую энергию производились Управлением федеральной почтовой связи Красноярского края филиала "Почта России" на основании договора N 4128/405 от 01.06.2008, который не признан ничтожным в части домов по адресу: ул. Ленина, NN 60,62а,68, в связи с чем, у истца нет оснований ссылаться на незаконность оплаты за тепловую энергию в период до 12.09.2008.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
01.06.1995 между государственным учреждением УФПС Красноярского края и АО "Красноярскэнерго", правопреемником которого является ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", подписан договор на поставку и потребление тепловой энергии в горячей воде N 4128/405 с последующими изменениями и дополнениями.
Предметом названного договора являются условия и режим потребления тепловой энергии на объекты недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУ УФПС Красноярского края, в том числе, жилые дома N N 60, 62А и 68 по улице Ленина города Красноярска.
Согласно пояснениям истца, в ходе ликвидации ГУ УФПС Красноярского края недвижимое имущество передано на праве хозяйственного ведения в Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Красноярского края - филиал ФГУП "Почта России". В акт приема-передачи названные дома по улице Ленина не вошли. В 2005 году Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Красноярского края - филиал ФГУП "Почта России" заключены договоры с коммунальными организациями об обслуживании объектов. В число обслуживаемых объектов включены жилые дома N N 60, 62А и 68 по улице Ленина.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2027-Р от 24.11.2005 утвержден перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность, в данный перечень вошли жилые дома в г. Красноярске по ул. Ленина NN 60, 62а, 68 (пункт 17).
В соответствии с пунктом 3 указанного распоряжения право собственности на указанные в перечне объекты переходит к соответствующим муниципальным образованиям по истечении 3-х недельного срока с даты принятия настоящего распоряжения.
УФПС Красноярского края - филиала ФГУП "Почта России" в адрес ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" направлено письмо N 24.4.2-34/396д от 11.07.2007 с просьбой внести с 01.08.2007 изменения в договор N 4128/405 от 01.06.1995, исключить из указанного договора жилые дома NN 60, 62А, 68 по ул. Ленина.
В письме N 008-132/4-540 от 26.07.2007 ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" указало, что исключение из договора на теплоснабжения указанных жилых домов возможно после предоставления документов, подтверждающих факт передачи имущества - надлежащим образом составленного акта приема-передачи с отметкой Росрегистрации.
Письмом N 24.4.2-34/463д 06.08.2007 УФПС Красноярского края - филиала ФГУП "Почта России" предложило ответчику вновь внести изменения в договор N 4128/405 от 01.06.1995, пояснив, что УФПС Красноярского края передало всю техническую документацию и полномочия на обслуживание по указанным помещения в департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска в 2005 г. Данные жилые помещения на балансе предприятия не состоят и в реестре федерального имущества не числятся.
В ответ на вышеуказанное письмо начальник департамента реализации тепловой энергии ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" просил предоставить распоряжение Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом об исключении объектов из реестра федерального имущества (письмо N 008-132/3-1284 от 21.08.2007).
УФПС Красноярского края - филиала ФГУП "Почта России" в адрес ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" направлены копии письма ТУ Росимущества и акта приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы (письмо N 24.4.2.-15/517д от 30.08.2007).
ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" в письме N 008-132/3-1725 от 25.12.2007 вновь обратилось к руководству УФПС Красноярского края - филиала ФГУП "Почта России" с просьбой о предоставлении акта приема-передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную, и документов, подтверждающих выбор жильцами формы управления данными жилыми домами.
Из письма N 07-1292 от 15.02.2007 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю в адрес Главы города Красноярска следует, что департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и УФПС о необходимости проведения в установленном порядке передачи объектов ЖКХ в муниципальную собственность были уведомлены (от 20.12.2005 N 07-9936, от 21.12.2005 N 07-9964/15659), однако, уполномоченным органом местного самоуправления акт приема-передачи объектов в Территориальное управление не поступил. Сообщено также, что территориальным управлением на основании распоряжения и акта приема-передачи объектов исключены из реестра федерального имущества жилые дома NN 60, 62а и 68 по ул. Ленина в г. Красноярске.
Согласно письму от 28.05.2007 N 06-5601/10056 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю в адрес УФПС Красноярского края в реестре федерального имущества спорные жилые дома отсутствуют, последние переданы по акту приема-передачи из федеральной в муниципальную собственность согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 2027-р.
В соответствии с распоряжением Администрации г. Красноярска от 06.11.2007 N 232-р указано принять безвозмездно из федеральной собственности в муниципальную собственность города Красноярска объекты недвижимости согласно приложению. В приложении к распоряжению Главы города от 06.11.2007 N 232-р указан перечень жилых помещений, передаваемых из федеральной собственности в муниципальную собственность, находящихся в ведении ФГУП "Почта России", в том числе жилые квартиры N 10, 14, 30 в жилом доме по ул. Ленина, 60 в г. Красноярске, жилые квартиры N 11, 14 в жилом доме по ул. Ленина, 68 в г. Красноярске, жилые квартиры N 11, 11а, 12, 13, 14, 17, 20, 26, 36 в жилом доме по ул. Ленина, 68 в г. Красноярске.
В материалы дела представлена копия акта приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы с приложением N 1 (перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, передаваемых в муниципальную собственность города Красноярска Красноярского края). Данный акт подписан 02.12.2005 руководителем Федерального агентства связи, утвержден зам. руководителя Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом. В приложенный к акту перечень вошли жилые дома N 60, 62а и 68 по ул. Ленина в г. Красноярске.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2008 по делу N А33-1556/2008, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.09.2008, удовлетворены исковые требования ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Красноярского края к ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)". Внесены изменения в договор на поставку и потребление тепловой энергии в горячей воде N 4128/405 от 01.06.2008, исключены из приложения N 3 жилые дома N 60, 62а, 68, расположенные по улице Ленина города Красноярска.
Как следует из материалов дела, за период с августа 2007 года по апрель 2008 года за теплоэнергию истцу выставлены счета-фактуры на общую сумму 3 564 553 руб. 57 коп. (N 11-087-2000034128 от 31.08.2007, N 11-097-2000034128 от 30.09.2007, N 11-107-2000034128 от 31.10.2007, N 11-117-2000034128 от 30.11.2007, N 11-127-2000034128 от 31.12.2007, N 11-018-2000034128 от 31.01.2008, N 11-028-2000034128 от 29.02.2008, N 11-038-2000034128 от 31.03.2008, N 11-048-2000034128 от 30.04.2008). К указанным счетам-фактурам представлены счета, расшифровывающие начисления, в том числе, по спорным жилым домам, по которым начислено 882 129 руб. 47 коп. (счета: N 210872000034128 от 05.09.2007, N 210972000034128 от 05.10.2008, N 211072000034128 от 06.11.2007, N 211172000034128 от 05.12.2007, N 211272000034128 от 09.01.2008, N 11-018-2000034128 от 31.01.2008, N 210182000034128 от 05.02.2008, N 210282000034128 от 05.03.2008, N 210382000034128 от 07.04.2008, N 210482000034128 от 05.05.2008).
Истец произвел оплату теплопотребления в спорном периоде согласно платежным поручениям: N 4416 от 07.05.2007 на сумму 500 000 руб., N 15727 от 07.11.2007 на сумму 400 000 руб., N 17970 от 05.12.2007 на сумму 312 000 руб., N 18419 от 10.12.2007 на сумму 22 000 руб., N 20144 от 28.12.2007 на сумму 66 614 руб., N 111 от 09.01.2008 на сумму 400 000 руб., N 1409 от 23.01.2008 на сумму 290 000 руб., N 3079 от 12.02.2008 на сумму 669 000 руб., N 4786 от 04.03.2008 на сумму 600 000 руб., N 7479 от 04.04.2008 на сумму 100 000 руб., N 9179 от 24.04.2008 на сумму 60 000 руб., платежного требования N 240482000034128 от 21.04.2004 (безакцептное списание).
28.11.2008 УФРС по Красноярскому краю письменно сообщено об отсутствии в ЕГРП записи о регистрации прав на жилые дома N N 60, 62А и 68 по ул. Ленина в г. Красноярске.
Согласно сообщениям УФРС по Красноярскому краю от 25.11.2008 N 01/114/2008-760, от 01.12.2008 N 01/114/2008-897, здания не являются самостоятельными объектами проведения государственной регистрации прав, поскольку в ЕГРП зарегистрированы права не на данные здания в целом, а на их составляющие части - квартиры и нежилые помещения, которые идентифицируются в ЕГРП по их индивидуальным номерам согласно Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.023.1998 N 219.
Письмом от 01.12.2008 N 56143 департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска сообщил, что жилые дома NN 60, 62А и 68 по ул. Ленина в г. Красноярске по состоянию на 01.12.2008 в Реестре муниципальной собственности не числятся.
Согласно письмам от 10.12.2008 N 38000, от 11.12.2008 N 58213 департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, на основании распоряжения Главы города Красноярска от 06.11.2007 N 232-р к приему в муниципальную собственность города Красноярска предполагались неприватизированные квартиры, расположенные в жилых домах по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, дома N 60 и N 68. Жилой дом, либо неприватизированные квартиры в жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 60А в муниципальную собственность не передавались и к приему не планировались. Указанные жилые дома и неприватизированные квартиры не числятся в Реестре муниципальной собственности ввиду несоответствия передаточных актов подготовленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю требованиям законодательства (не отражаются индивидуализирующие характеристики передаваемых объектов). Муниципальным образованием подготовлен уточненный акт приема-передачи (поквартирно), однако Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю он не подписан. Право муниципальной собственности на жилые дома и неприватизированные квартиры не регистрировалось. Нормативные документы о наличии сроков по принятию в муниципальную собственность, их соблюдению отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Исходя из смысла указанных статей, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий: факта неосновательного сбережения денежных средств ответчиком за счет истца; отсутствия правовых оснований для получения денежных средств ответчиком; размера неосновательного обогащения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалами дела подтвержден факт заключения между истцом и ответчиком договора на поставку и потребление тепловой энергии в горячей воде N 4128/405 от 01.06.1995.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По условиям договора N 4128/405 от 01.06.1995 истец добровольно принял на себя обязательство производить оплату энергоресурсов, поставляемых ответчиком на перечисленные в договоре и приложении к нему объекты недвижимости.
В силу пункта 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае изменения и расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении и расторжении договора.
Как установлено материалами дела, обязательства по договору N 4128/405 от 01.06.2008, в части домов по ул. Ленина, 60, 62А, 68 прекращены с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2008 по делу N А33-1556/2008, то есть с даты постановления суда апелляционной инстанции - 12.09.2008. С указанной даты начисление за теплопотребление по вышеуказанным жилым домам ответчиком истцу не производилось. Кроме того, из пояснений ответчика и материалов дела (счета-фактуры N 11-098-2000034128 от 30.09.2008 и от 06.10.2008 с минусовыми показателями стоимости тепловой энергии за период с 01.09.2008 по 30.09.2008) следует, что в связи с принятием спорного жилого фонда на баланс ООО "УК Центржилсервис" с 01.02.2008 ответчиком произведен перерасчет за период с 01.02.2008 по 31.08.2008 по жилым домам, расположенным по адресу: ул. Ленина, 60, 62а, 68 на общую сумму 385 960, 61 руб. О произведенном перерасчете абонент был уведомлен на основании полученного счета-фактуры от 30.09.2008 N 11-098-2000034128.
С учетом изложенных обстоятельств вывод суда первой инстанции о том, что отношения сторон в спорный период регулировались нормами гражданского законодательства о договорах энергоснабжения и положениями договора N 4128/405 от 01.06.1995, следует признать правомерным.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, денежные средства в сумме 882 129 руб. 47 коп. перечислены истцом на расчетный счет ответчика с указанием в назначении платежа на оплату теплоэнергии. Доказательства поставки ответчиком в рамках договора N 4128/405 от 01.06.1995 в указанный период энергоресурсов меньшей стоимостью истец в материалы дела не представил.
Изложенное свидетельствует о наличии основания для получения ответчиком от истца денежных средств в счет оплаты за поставленную в порядке исполнения обязательств по договору тепловую энергию. Денежные средства перечислены истцом также в порядке исполнения принятых на себя по договору N 4128/405 от 01.06.1995 обязательств.
Более того, в силу статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Доказательства получения ответчиком двойной оплаты за поставленные в спорный период энергоресурсы также в материалы дела не представлены.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами предъявление неосновательного обогащения за период с августа 2007 по апрель 2008 года, неправомерно.
Доводы истца о том, что поскольку бремя содержания несет собственник имущества, а в связи с передачей и принятием жилых домов в муниципальную собственность оплату за теплопотребление в жилых домах должна производить Администрация г. Красноярска, правомерно не приняты судом первой инстанции со ссылкой на выводы, изложенные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, согласно которым, безвозмездная передача в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагает - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные жилые дома фактически не приняты в муниципальную собственность, волеизъявление на принятие согласно перечню к распоряжению администрации г. Красноярска от 06.11.2007 N 232-р было только в отношении части жилых квартир в жилых домах по ул. Ленина NN 60, 62А и 68 в г. Красноярске, а не в отношении спорных жилых домов в целом. Отсутствует подписанный уполномоченным органом местного самоуправления передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Кроме того, из письменных пояснений департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска следует, что на основании распоряжения Главы города Красноярска от 06.11.2007 N 232-р к приему в муниципальную собственность города Красноярска предполагались неприватизированные квартиры, расположенные в спорных жилых домах. Вышеуказанные жилые дома и неприватизированные квартиры не числятся в реестре муниципальной собственности ввиду несоответствия передаточных актов подготовленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю требованиям законодательства (не отражаются индивидуализирующие характеристики передаваемых объектов). Право муниципальной собственности на жилые дома и неприватизированные квартиры не регистрировались. Нормативные документы о наличии сроков по принятию в муниципальную собственность, их соблюдению отсутствуют.
Оценив в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела истцом и ответчиком доказательства каждое в отдельности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд первой инстанции обоснованно установил отсутствие оснований для взыскания с ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" неосновательного обгогащения, что повлекло правомерный отказ в удовлетворении исковых требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца - Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Красноярского края - филиал ФГУП "Почта России", с учетом произведенной им оплаты государственной пошлины в сумме 1000 руб. по платежному поручению N 333 от 13.01.2009.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" декабря 2008 года по делу N А33-11364/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11364/2008
Истец: ФГУП "Почта России" в лице УФПС КК - филиала ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России"
Ответчик: ОАО Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)
Кредитор: Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска
Третье лицо: Администрация г. Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-257/2009