г. Красноярск
13 марта 2009 г. |
Дело N А33-12968/2008-03АП-516/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Бабенко А.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от истца ОАО "Красноярскэнергосбыт" - представителя Тишевских К.В. по доверенности от 26.05.2008 N 90;
от ответчика закрытого акционерного общества "Раздолинский периклазовый завод" - представителя Шелягина С.Ф. по доверенности от 03.03.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" в лице Лесосибирского межрайонного отделения, г. Красноярск,
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 14 января 2009 года по делу N А33-12968/2008, принятое судьей Ярош Г.В.,
установил:
Открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" в лице Лесосибирского межрайонного отделения обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Раздолинский периклазовый завод" о взыскании 70 139 рублей 39 копеек неустойки за недоиспользование договорной величины по электропотреблению по договору N 978 от 02.10.2006.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 января 2009 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 14 января 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в связи со следующим:
- ссылка суда первой инстанции на статью 547 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть применена к отношениям по взысканию неустойки, предусмотренной сторонами в договоре, указанная статья не содержит запрета на применение неустойки, она указывает на обязанность стороны, нарушившей обязательство, в случае обращения с требованием о взыскании убытков, возместить лишь причиненный реальный ущерб - ограничение ответственности в соответствии со статьей 400 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- ответчик не относится ни к одной из категорий потребителей, указанных в пункте 62 Постановления Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", следовательно, указанный пункт не может быть применен;
- пункт 7.8 договора не предусматривает определение стоимости электрической энергии, в настоящем пункте стороны пришли к соглашению о неустойки, как о способе обеспечения обязательства.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 14 января 2009 года отменить.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в их отсутвие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
2 октября 2006 года между открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" в лице Лесосибисркого межрайонного отделения и закрытым акционерным обществом "Раздолинский периклазовый завод" заключен договор на электроснабжение N 978 (л.д. 17-21).
В соответствии с пунктом 1.1 договора гарантирующий поставщик (истец) обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент (ответчик) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Согласно пункту 2.1 договора гарантирующий поставщик подает электроэнергию в точки поставки абонента в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии (мощности) по настоящему договору с помесячной детализацией (Приложение N 1) и категорией надежности электроснабжения, соответствующей выполненному технологическому присоединению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Учет количества отпущенной и потребленной электроэнергии производится в соответствии с пунктом 6.3 договора N 978 приборами учета и расчетными методами, указанными в Приложении N 3 к договору.
Согласно пункту 6.4 договора, при установке расчетных приборов учета не на границе балансовой принадлежности электросети абонента, количество учтенной ими электроэнергии корректируется на величину потерь энергии в сети от места установки приборов учета до границы балансовой принадлежности электросети.
В соответствии с пунктом 7.1 договора расчетным периодом по договору является месяц и окончательный расчет по договору осуществляется в срок до 7 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 7.8 договора в случае, если отклонение фактического потребления за расчетный период от заявленной договорной величины электропотребления в меньшую сторону составляет более 5 %, абонент несет ответственность в размере 20% стоимости невостребованной (не потребленной) энергии.
В пункте 9.5 договора стороны согласовали, что договорные величины подлежат ежегодному переоформлению и должны быть согласованы не позднее 31 октября текущего года.
В приложении N 1 к договору N 978 стороны согласовали объемы потребления электроэнергии ответчиком на 2008 год, в том числе:
-на сентябрь - в количестве 3 255 000 кВт/ч.
На оплату электроэнергии, потребленной в спорный период, истец выставил ответчику счет-фактуру N 11-097-10300000952 от 30.09.2007 на сумму 2 338 049 рублей 15 копеек.
Согласно сведениям о расходе электроэнергии ответчик фактически потребил электроэнергии в сентябре 2008 года - в количестве 2 742 727 кВт/ч. Недоиспользование договорной величины по электропотреблению за сентябрь 2008 года составило 512 273 кВт/ч.
По мнению истца, закрытое акционерное общество "Раздолинский периклазовый завод" допустило недоиспользование заявленного количества электроэнергии, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика договорную неустойку в сумме 70 139 рублей 39 копеек.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
Между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения, являющийся разновидностью договора купли-продажи, отношения по которому регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 329 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, при этом по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. В соответствии со статьей 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменный форме.
В случае превышения согласованной сторонами договорной величины электроэнергии и за недоиспользование заявленного количества электроэнергии стороны согласовали применение к ответчику мер ответственности (неустойки).
Согласно пункту 7.8 договора в случае, если отклонение фактического потребления за расчетный период от заявленной договорной величины электропотребления в меньшую сторону составляет более 5 %, абонент несет ответственность в размере 20% стоимости невостребованной (не потребленной) энергии.
Исследовав пункт 7.8 договора N 978, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что установленная в нем мера ответственности противоречит действующему законодательству.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 400 Гражданского кодекса Российской Федерации по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).
Пунктом 2 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право абонента по договору энергоснабжения изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве. При этом, пунктом 1 статьи 547 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность по договору энергоснабжения в случае причинения реального ущерба.
Согласно статьям 400, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств установлена ограниченная ответственность в виде возмещения виновной стороной реального ущерба, т.е. расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права
Таким образом, для урегулирования вопроса сверхлимитных потреблений электроэнергии и потребление электроэнергии ниже предусмотренного договором количества, действующим законодательством предусмотрена обязанность стороны возместить причиненный этим реальный ущерб.
Ответственность представляет собой систему мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановления положения, существовавшего до правонарушения. Система мер гражданской ответственности слагается из двух типов: возмещение убытков и санкции.
Ответственность, установленная пунктом 7.8 договора энергоснабжения N 978, по своей правовой природе является неустойкой.
Исходя из буквального толкования статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка носит компенсационный (зачетный) характер, а не штрафной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена ограниченная ответственность (статья 400), убытки, подлежащие возмещению в части, не покрытой неустойкой, либо сверх ее, либо вместо нее, могут быть взысканы до пределов, установленных таким ограничением.
Исходя из толкования пункта 7.8 договора во взаимосвязи с другими пунктами договора и применительно требованиям пункта 2 статьи 394, статьи 400 Гражданского кодекса Российской Федерации, не следует, что данная санкция носит зачетный характер и взыскивается в пределах ограниченной размером реального ущерба ответственности.
Таким образом, взыскание неустойки за недоиспользование заявленного количества энергии как санкции носит штрафной характер и, по существу, вступает в противоречие с закрепленной гражданским законодательством природой неустойки, определяющей ее компенсационный характер по отношению к убыткам.
Установление повышенной ответственности по соглашению сторон противоречит требованиям статей 400, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательству Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения, и пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов
В соответствии с пунктом 62 Постановления Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" " (в редакции, действующей на спорный период),, на розничном рынке для определения размера платы за электрическую энергию, потребленную сверх количества, установленного договором, а также для определения стоимости отклонений участников сектора свободной торговли, не являющихся участниками регулируемого сектора, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Для возмещения расходов, понесенных энергоснабжающей организацией, указанное постановление регламентирует порядок определения уполномоченными органами размера платы за электрическую энергию потребленной сверх договорного количества.
Взыскание с потребителей 20 % стоимости непотребленной энергии независимо от величины причиненных убытков, а также в нарушение порядка определения платы для возмещения расходов, понесенных энергоснабжающей организацией, противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что пункт 7.8 договора энергоснабжения N 978 противоречит статьям 421, 422, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 и не может являться правовым основанием для взыскания суммы неустойки, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в иске.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пункт 7.8 договора не предусматривает определение стоимости электрической и содержит условие о неустойки, не могут быть приняты во внимание. В данном случае неустойка предусмотрена сторонами в целях компенсации стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления.
Вместе с тем, согласно действующему законодательству компенсация указанных отклонений по своей сути является платой за электрическую энергию и подлежит регулированию федеральными органами исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Следовательно, определять компенсацию стоимости отклонений фактического объема потребления от договорного объема в виде неустойки по соглашению сторон согласно действующему законодательству не допустимо.
Доводы об указании в пункте 62 Постановления Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (в новой редакции) определенной группы потребителей не имеет правового значения, поскольку данный пункт Правил в частях 2, 3, 4, 5 в том числе конкретизирует порядок определения стоимости отклонений электрической энергии для разных групп потребителей.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 января 2009 года по делу N А33-12968/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12968/2008
Истец: ОАО "Красноярскэнергосбыт"
Ответчик: ЗАО "Раздолинский периклазовый завод"
Кредитор: МИФНС N 9 по Красноярскому краю