г. Красноярск
12 марта 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шошина П.В.,
судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
при участии:
от администрации Минусинского района (заявителя) - Сомовой М.В. - представителя по доверенности от 20.01.2009,
от Контрольно-счетной палаты Минусинского района (третьего лица) - Гильгенберга Е.Р. - представителя по доверенности от 06.03.2009 N 16,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 09 декабря 2008 года по делу N А33-13826/2008, принятое судьей Медведевой О.И.,
установил:
администрация Минусинского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) N 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района.
Определением от 15.10.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Минусинского района (далее - Контрольно-счетная палата).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 декабря 2008 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе инспекция указывает, что при проверке документов по Контрольно-счетной палате, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица при создании, налоговым органом было установлено соответствие указанных документов требованиям к их оформлению и полноте, а также отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации. Налоговый орган ссылается также на то, что учитывая заявительный порядок государственной регистрации, регистрирующий (налоговый) орган не проводит правовую экспертизу представляемых на государственную регистрацию документов.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу администрация не согласна с доводами заявителя жалобы и считает решение арбитражного суда законным и обоснованным. Возражая против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Администрация Минусинского района мотивирует тем, что представленное при государственной регистрации Контрольно-счетной палаты решение Минусинского районного Совета депутатов N 203-рс от 28.03.2008 не имеет юридической силы и не может служить основанием для осуществления государственной регистрации юридического лица.
Контрольно-счетная палата в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с жалобой согласились, считая, что порядок государственной регистрации юридического лица регистрирующим (налоговым) органом нарушен не был.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 06.03.2009. В связи с нахождением судьи в командировке рассмотрение дела перенесено на 10.03.2008 о чем лица, участвующие в деле, извещены телефонограммами от 26.02.2009.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (уведомление о вручении почтового отправления N 6601360221453, телефонограмма от 26.02.2009), в судебное заседание не явился. В апелляционной жалобе просил суд апелляционной инстанции провести судебное заседание в отсутствие его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Решением Минусинского районного Совета депутатов (далее - Совет депутатов) N 74-рс от 24.04.2006 в статью 6 устава Минусинского района внесены дополнения, изменяющие структуру органов местного самоуправления, в соответствии с которыми Контрольно-ревизионная комиссия является контрольным органом муниципального образования, формируемым представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением о контрольном органе муниципального образования.
Минусинский районный Совет депутатов решением N 200-рс от 28.03.2008 внес изменения в статью 6 устава Минусинского района Красноярского края, изложив ее в новой редакции: "Контрольно-счетная палата - контрольный орган муниципального образования, формируемый представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением с контрольно-счетной палате Минусинского района"; статья 8 устава дополнена вновь созданным органом местного самоуправления - Контрольно-счетной палатой с правами юридического лица.
Решением Минусинского районного Совета депутатов N 203-рс от 28.03.2008 утверждено Положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района. В пункте 5 решения указано, что оно вступает в силу с момента опубликования.
01.04.2008 в газете "Власть труда" N 35/1 опубликовано решение N 203-рс от 28.03.2008.
15.05.2008 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю обратился уполномоченный представитель Минусинского районного Совета депутатов Гильгенберг Евгений Робертович, представив документы для государственной регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты Минусинского района: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001; положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района; решение Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края N 203-рс от 28.03.2008.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю принято решение N 312А 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082455000506. Контрольно-счетной палате выдано свидетельство о государственной регистрации серии 24 N005014340.
Администрация Минусинского района, считая решение налогового органа N 312А от 16.05.2008 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух оснований - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на момент государственной регистрации у налогового органа отсутствовали сведения об опубликовании решения Минусинского районного Совета депутатов N 203-рс от 28.03.2008, администрация Минусинского района решение о создании Контрольно-счетной палаты не принимало, регистрация юридического лица привела к необходимости незапланированного финансирования деятельности вновь созданного органа - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, решение налогового органа N 312А от 16.05.2008 незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы данного дела, проверив в порядке статей 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанций норм материального права и норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда в связи со следующим.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным Законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Статья 12 Закона о регистрации содержит полный перечень необходимых документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, к числу которых относится решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт "б" статьи 12 Закона о регистрации).
Статья 23 Закона о регистрации предусматривает основания для отказа в государственной регистрации. Согласно пункту 1 указанной статьи отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Следовательно, представление для государственной регистрации документов не соответствующих законодательству Российской Федерации приравнивается к непредставлению документов и является основанием для отказа в государственной регистрации.
В материалы дела налоговым органом представлено регистрационное дело Контрольно-счетной палаты Минусинского района. Согласно описи к указанному делу в нем содержится: заявление по форме Р11001; решение Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края N 203-рс от 28.03.2008, положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о не соответствии решения налогового органа N 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты статье 12 Закона регистрации.
Оспаривая решение налогового органа N 312А от 16.05.2008, заявитель ссылается на наличие противоречий между текстом решения, принятого 28.03.2008 на 23-ей очередной сессии Минусинского районного Совета депутатов, и текстом решения, предъявленного в налоговый орган в качестве необходимого документа для регистрации юридического лица.
Пунктом 2 решения Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края N 203-рс от 28.03.2008 представленного в налоговый орган для государственной регистрации (л.д.50) предусмотрено создание юридического лица - Контрольно-счетной палаты. В пункте 5 указанного решения содержится положение, согласно которому решение вступает в силу с момента опубликования. В материалах дела отсутствуют и в суд апелляционной инстанции не представлено сведений об опубликовании решения с текстом вышеуказанного содержания.
В соответствии с протоколом 23-ей очередной сессии Минусинского районного Совета депутатов (л.д.57-60) по шестому вопросу повестки дня "Об утверждении Положения Контрольно-счетной палаты Минусинского района" принято решение N 203-рс, опубликованное в газете "Власть труда" от 01.04.2006 за N 35/1 (л.д.70). При этом, в тексте данного решения отсутствуют сведения о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района. Согласно справке главного редактора газеты "Власть труда" исх. N 53 от 27.08.2008 решение Минусинского районного Совета депутатов N 203-рс от 28.03.2008 опубликовано 01.04.2008 в газете "Власть труда" в номере 35/1. Иных решений Минусинского районного Совета депутатов за N 203-рс от 28.03.2008 не опубликовалось.
Как предусмотрено статьей 47 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 17 Устава Минусинского района Красноярского края правовые акты, Главы района, кроме указанных в пункте 3 статьи 17 Устава, вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не определено иное.
Поскольку пунктом 5 решения Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края N 203-рс от 28.03.2008 представленного в налоговый орган для государственной регистрации (л.д.50) прямо предусмотрено, что оно вступает в силу с момента опубликования, а в материалах дела отсутствуют сведений об его опубликовании суд апелляционной инстанции заключает, что указанное решение не имеет юридической силы и не подлежит применению.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленное в регистрирующий орган решение о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты не могло служить основанием для его регистрации в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования о признания недействительным решения о регистрации.
Налоговым органом запись в Едином государственном реестре юридических лиц о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты аннулирована, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.01.2009, представленной в судебное заседание апелляционной инстанции представителем администрации.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю суд апелляционной инстанции не находит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 декабря 2008 года по делу N А33-13329/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
Л.Ф. Первухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13329/2008
Истец: Администрация Минусинского района
Ответчик: МИФНС N10 по КК
Третье лицо: Контрольно-счетная палата Минусинского района
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-186/2009