Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 июля 2006 г. N КА-А41/6058-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2006 г.
Закрытое акционерное общество "Агрофирма Белая Дача" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области (далее - Инспекция N 17) от 10.02.05 г. N 46/10 обязании произвести зачет излишне уплаченной суммы налога на землю.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.12.05 г. решение Инспекции N 17 признано недействительным. Кроме того, суд обязал произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога Межрайонную ИНФС России N 9 по Московской области (далее Инспекция N 9).
Не согласившись с принятым по делу решением, ИФНС N 17 обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с заявлением о пересмотре решения, в котором просит решение отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что жилищное строительство Обществом произведено в коммерческих целях, в связи с чем в силу статьи 8 пункта 9 Закона РФ "О плате за землю" (далее - Закон).
В судебном заседании представитель Инспекции N 17 и представители Инспекции N 9 поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поскольку считает решение законным и обоснованным.
Заслушав доводы сторон по кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области в порядке, установленном ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Как видно из материалов дела, 11.11.04 г. Общество обратилось в Инспекцию N 17 с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы земельного налога. К заявлению прилагались уточненные декларации за 2003, 2004 г.г. 14.02.05 г. Основанием для подачи уточненных деклараций послужило неправильно применение Обществом ставок земельного налога. Инспекцией N 17 было принято решение от 10.02.05 г. N 46\10, которым Обществу было предложено уплатить земельный налог в сумме 7117852 р., поскольку Инспекция N 17 посчитала неправомерным пересчет земельного налога за земельные участки предоставленные под жилищное строительство.
Посчитав свои право нарушенными данным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области за защитой своих прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Общество земельный налог излишне уплачен, поскольку при исчислении земельного налога Общество не воспользовалось правом на применение ставки, установленной частью 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю".
Согласно части 5 статьи 8 Закона РФ "Оплате за землю", налог на земли занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставки земельного налога, установленного в городах и поселках городского типа.
Согласно статье 15 Закона РФ "О плате за землю" основанием для установления и взимания налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Как установлено судом, не оспаривается Инспекциями, документами, удостоверяющими право собственности Общества на земельные участки, являются свидетельства о государственной регистрации права, в которых определено целевое назначение земельных участком "под жилищное строительство" (л.д. 98-139 т. 1).
При изложенных обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу о том, что Общество имело право на исчисление земельного налога в порядке, установленном статьей 8 пунктом 5 Закона РФ "О плате за землю".
Доводы кассационной жалобы не могут быть прияты во внимание, поскольку часть 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" предполагает ставку исходя из целевого назначения земли, т.е. исходя из того, для каких целей предназначен земельный участок.
Ссылка Инспекции на статью 8 ФЗ "О плате за землю", с учетом редакции Федерального закона от 20.08.04 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в статью 8 Закона РФ "О плате за землю" также не принимается судом.
Согласно статьи 57 Конституции РФ, законы устанавливающие новые налоги ли ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Аналогичные нормы содержатся в пункте 2 статьи 5 НК РФ. С учетом того, что рассматриваемым периодом по настоящему делу является 2003, 2004., суд обоснованно применил редакцию ФЗ "О плате за землю", действовавшую до вступления в силу ФЗ N 116-ФЗ.
Суд полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан обоснованный вывод о законности оспариваемого предписания.
Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.05 г. по делу N А41-К2-4125/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу МРИ ФНС России N 17 по Московской области без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с ч.5 ст.8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (действовавшего в проверяемом периоде) налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) взимается со всей площади земельного участка в размере 3% земельного налога, установленного в городах и поселках городского типа.
По мнению налогового органа, общество при исчислении земельного налога было не вправе применять положения ч.5 ст.8 Закона РФ "О плате за землю", т.к. жилищное строительство производилось им в коммерческих целях. Поэтому нет оснований для того, чтобы считать налог излишне уплаченным и производить зачет излишне уплаченной суммы налог.
Проанализировав материалы дела, суд сделал вывод, что общество было вправе исчислять земельный налог с учетом ч.5 ст.8 Закона РФ "О плате за землю", поэтому отказ налогового органа произвести зачет излишне уплаченной суммы налога противоречит нормам налогового законодательства.
Согласно ст.15 Закона РФ "О плате за землю" основанием для установления и взимания налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Суд установил, что общество имеет свидетельство о государственной регистрации права собственности в отношении спорного земельного участка, в котором его целевое назначение определено как "под жилищное строительство".
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод, что общество имело право при исчислении земельного налога применить положения ч.5 ст.8 Закона РФ "О плате за землю".
При этом суд отклонил довод налогового органа, признав его несостоятельным, указав, что ставка земельного налога, предусмотренная ч.5 ст.8 Закона РФ "О плате за землю", устанавливается исходя из целевого назначения земли, т.е. исходя из того, для каких целей предназначен земельный участок.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию общества, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2006 г. N КА-А41/6058-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2007 г., N 1