г. Красноярск |
|
"06" апреля 2009 г. |
Дело N А33-5947/2008-03АП-832/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" апреля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Снытко О.П.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Скутиной Е.В., представителя по доверенности от 17.09.2008;
от ответчика: Байбаковой Н.В., представитель по доверенности от 16.03.2009, Волковой И.Е., представителя по доверенности от 30.03.2009,
рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 23 января 2009 года по делу N А33-5947/2008,
принятое судьей Щёлоковой О.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Монтажграндсервис" (далее - общество, заявитель, ООО "Монтажграндсервис") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 21.02.2008 N 20/1 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2009 года, налоговый орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества по следующим основаниям:
- при вынесении решения судом первой инстанции не разрешен вопрос в отношении доводов, приведенных заявителем о незаконности оспариваемого решения в части неправомерного перевода его с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, не дана оценка возражениям инспекции на данный довод;
- инспекцией обеспечена возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в рассмотрении материалов налогового проверки, представить свои возражения;
- реорганизация ООО "Иванов и К" была направлено на уклонение от уплаты выявленных проверкой сумм налога.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласны, считают решение суда законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью "Ивановъ и К" (далее - общество "Ивановъ и К", ООО "Ивановъ и К" ) зарегистрировано администрацией Большеулуйского района Красноярского края 23.11.2001 за N 228 за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 12.12.2007 N 140, которым установлены нарушения в исчислении налогов, приведшие к доначислению единого налога, распределяемого по уровням бюджетной системы, налога на прибыль, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость. Общая сумма налогов, неуплата которых выявлена инспекцией по результатам проверки, составила 7 411 669,04 рублей.
Приглашением (исх. N 14-22/9414 от 12.12.2007) общество с ограниченной ответственностью "Ивановъ и К" уведомлено о необходимости явки в налоговую инспекцию 13.12.2007 к 09 час.00 мин. для получения акта выездной налоговой проверки. В указанное время налогоплательщик за актом не явился, что послужило основанием для направления акта проверки N 140 и уведомления N 14-22/ от 13.12.2007 о приглашении на 24.01.2008 в 10 час. 00 мин. на рассмотрение акта выездной налоговой проверки почтой по юридическому адресу: 662150, г. Ачинск, Ленина, 15. Согласно почтовому уведомлению от 17.12.2007 акт и уведомление получены налогоплательщиком.
Решением общего собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью "Иванов и К" от 24.12.2007 утверждены изменения в учредительные документы общества, согласно которым местом нахождения общества является: 655212, Республика Хакасия, Ширинский район, с. Черное Озеро, ул. Центральная, 3.
15.01.2008 обществом "Ивановъ и К" в налоговый орган представлены на рассмотрение возражения по акту выездной налоговой проверки.
17.01.2008 на внеочередном собрании учредителей общества с ограниченной ответственностью "Ивановъ и К" принято решение о реорганизации в форме разделения и создания двух обществ с ограниченной ответственностью - "Монтажграндсервис" и "Спецремстрой-2008".
13.02.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Ивановъ и К" путем реорганизации в форме разделения, и о создании обществ "Спецремстрой-2008" и "Монтажграндсервис".
24.01.2008 общество "Ивановъ и К" обратилось в налоговый орган с заявлением об отложении рассмотрения акта выездной налоговой проверки в связи с невозможностью явки уполномоченного представителя. Кроме того, общество "Ивановъ и К" сообщило о неполучении двенадцати приложений к акту выездной налоговой проверки на 22 листах, в связи с чем просило выслать их в адрес общества.
24.01.2008 инспекцией в отсутствии представителя общества "Ивановъ и К" состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, в том числе возражений налогоплательщика от 15.01.2008, по результатам которого вынесены решения N 13 - об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 10 час. 12.02.2008 и N 15 - о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Решения N 13 и N 15 направлены обществу "Ивановъ и К" по юридическому адресу: 655212, Республика Хакасия, Ширинский район, с. Черное Озеро, ул. Центральная, 3, заказными письмами с уведомлением и вручены 31.01.2008 секретарю Габдрахмановой. 24.01.2008 обществу направлены приложения к акту проверки в количестве 12 штук на 22 листах.
12.02.2008 общество "Ивановъ и К" обратилось в налоговый орган с заявлением об отложении рассмотрения акта выездной налоговой проверки с целью подготовки и представления в налоговый орган возражений налогоплательщика. Кроме того, сообщило о неполучении девяти приложений к акту выездной налоговой проверки, запрашиваемых ранее, в связи чем просило выслать их в адрес общества.
12.02.2008 инспекцией в отсутствие представителей общества "Ивановъ и К" состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки и ходатайства общества об отложении рассмотрения материалов проверки от 11.02.2008.
Телеграммой от 12.02.2008 N 8, направленной по юридическому адресу налогоплательщика: 655212, Республика Хакасия, Ширинский район, с. Чёрное Озеро, ул. Центральная, 3, налоговый орган известил общество о переносе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки на 10 час. 00 мин. 14.02.2008.
14.02.2008 инспекцией в отсутствие представителей общества "Ивановъ и К" состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, составлен протокол. В протоколе сведения об извещении налогоплательщика о месте и времени разбирательства по фактам налоговых правонарушений, отраженных в акте проверки, а также результат заседания комиссии отсутствуют.
Из пояснений инспекции следует, что телеграмма была направлена без уведомления, сведениями о вручении (невручении) извещения на момент вынесения решения инспекция не обладала, полагая, что телеграмма вручена налогоплательщику.
Согласно ответу Ачинского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Красноярского края от 29.08.2008 на запрос инспекции было сообщено, что телеграмма N 8 от 12.02.2008 о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки с 12.02.2008 на 14.02.2008 вручена по доверенности секретарю общества с ограниченной ответственностью "Ивановъ и К" Габдрахмановой.
Из пояснений представителей инспекции следует, что 14.02.2008 комиссией при рассмотрении материалов проверки было принято решение о привлечении к ответственности общества с ограниченной ответственностью "Ивановъ и К". В период изготовления решения в письменной форме с 14.02.2008 по 21.02.2008 инспекция получила (19.02.2008) сведения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Ивановъ и К" путем разделения и о создании общества с ограниченной ответственностью "Монтажграндсервис" и общества с ограниченной ответственностью "Спецремстрой-2008", в связи с чем согласно статье 50 Налогового кодекса Российской Федерации оформила два решения об отказе в привлечении к ответственности обществ "Монтажграндсервис" и "Спецремстрой-2008".
Считая решение налогового органа в оспариваемой части нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, общество "Монтажграндсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта государственного органа частично недействительным.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции полагает, что налоговым органом нарушена процедура вынесения оспариваемого решения, исходя из следующего.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки урегулирован статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 7, 14 указанной статьи акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как следует из оспариваемого решения налогового органа от 21.02.2008 N 20/1, акт выездной налоговой проверки от 12.12.2007 N 140 и иные материалы налоговой проверки, а также письменные возражения налогоплательщика по акту проверки от 15.01.2008, рассмотрены налоговым органом в отсутствии лица, в отношении которого проведена проверка.
В связи с реорганизацией ООО "Ивановъ и К" 13.02.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о прекращении деятельности ООО "Ивановъ и К" путем реорганизации в форме разделения, о создании общества с ограниченной ответственностью "Монтажграндсервис" и общества с ограниченной ответственностью "Спецремстрой - 2008" и
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 57, пунктом 3 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
Согласно пунктам 1, 6, 7 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.
При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.
При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
Из взаимосвязанных положений приведенных норм следует, что в случае реорганизации налогоплательщика - юридического лица в виде разделения его права и обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, переходят к его правопреемникам - вновь созданным юридическим лицам. Объем обязанностей правопреемников по уплате налогов, сборов определяется на основании разделительного баланса.
Таким образом, с момента составления акта выездной налоговой проверки от 12.12.2007 N 140 и до вынесения решения по результатам проверки (21.02.2008) налогоплательщик ООО "Ивановъ и К" осуществил реорганизацию в форме разделения, в результате которой права и обязанности ООО "Ивановъ и К" в сфере уплаты налогов и сборов перешли к правопреемникам - ООО "Монтажграндсервис" и ООО "Спецремстрой - 2008".
21.02.2008 налоговым органом вынесено два решения об отказе в привлечении к ответственности в отношении ООО "Монтажграндсервис" и ООО "Спецремстрой - 2008".
В пояснениях налогового органа от 09.06.2008 (т. 6, л.д. 1) указано, что информацию о реорганизации ООО "Ивановъ и К" налоговый орган получил 19.02.2008 по факсимильной связи. Данный факт подтвержден и письмом от 19.02.2008 N 05-14/03778, направленным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N3 по Республике Хакасия в налоговый орган, на котором имеется входящий штамп от 21.02.2008 N02913.
Однако согласно письму налогового органа в адрес Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия от 12.02.2008 N 14-21/01340@ (т. 1, л.д. 143) информация о возможной реорганизации ООО "Ивановъ и К" ИНН 2409002184 была известна налоговому органу до даты рассмотрения материалов проверки (14.02.2008).
18.02.2008 письмом N 05-14/3778 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Хакасия подтвердила факт реорганизации общество "Ивановъ и К" в форме разделения.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том , что оспариваемое решение по существу, как ненормативный акт, налоговым органом было принято 21.02.2008. Таким образом, налоговый орган в период рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и на дату вынесения оспариваемого решения располагал сведениями о реорганизации общества "Ивановъ и К".
В данной конкретной ситуации налоговый орган, получив информацию о реорганизации налогоплательщика ООО "Ивановъ и К" в форме разделения до даты вынесения решения, должен был отложить рассмотрение материалов налоговой проверки и надлежащим образом известить правопреемников. И только после получения доказательств, достоверно свидетельствующих о надлежащем извещении правопреемников о рассмотрении материалов проверки, налоговый орган вправе принять решение в отсутствие последних.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган рассмотрел материалы выездной налоговой проверки и вынес оспариваемое решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.02.2008 N 20/1 в отсутствие правопреемника ООО "Монтажграндсервис", надлежащим образом не извещенного о дате и времени рассмотрения. Тем самым налоговый орган не обеспечил право правопреемника участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и возможность представить свои объяснения, что в силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество о реорганизации налоговый орган не уведомило, не сообщило о правопреемниках, возражения на акт проверки представляло от уже не существующего налогоплательщика - ООО "Иванов и К", является несостоятельным, поскольку обязанность налоговых органов неукоснительно соблюдать требования закона, в частности порядка принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не зависит от каких-либо действий налогоплательщика. Как свидетельствует оспариваемое решение налоговый орган знал о реорганизации налогоплательщика.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для признания оспариваемого решения недействительным в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки налогового органа на то, что при вынесении решения судом первой инстанции не разрешен вопрос в отношении доводов, приведенных заявителем о незаконности оспариваемого решения в части неправомерного перевода его с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, не дана оценка возражениям инспекции на данный довод, не рассматривается судом апелляционной инстанции, поскольку установление судом существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является самостоятельным основанием для отмены решения налогового органа, при этом по существу спор не рассматривается.
Значит, решение суда первой инстанции законно и обоснованно, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2009 года по делу N А33-5947/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5947/2008
Истец: ООО Монтажграндсервис, для ООО "Монтажграндсервис"
Ответчик: МИФНС N 4 по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13724/09
09.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13724/09
13.10.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13724/09
02.07.2009 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-5947/2008
31.03.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-832/2009