г. Красноярск
"06" апреля 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" апреля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дунаевой Л.А.,
судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от административного органа: Федоровой М.А., представителя по доверенности от 11.01.2009 N 11,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
рассмотрев апелляционную жалобу Федеральной службы по финансовым рынкам в лице Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" января 2009 года по делу N А33-15508/2008,
принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
открытое акционерное общество "Сибирская губерния" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам в лице Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (далее - административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 223-2008-24-Ю-15.17-РО от 30.10.2008.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить судебный акт, в заявленных обществом требованиях отказать.
В обоснование своих доводов административный орган указывает, что судом не верно были определены сроки давности привлечения к административной ответственности.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заявитель о времени и месте судебного разбирательства извещен, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений от 19.03.2009, 21.03.2009, отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание своих представителей не направил. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
открытое акционерное общество "Сибирская губерния" создано путем реорганизации в форме преобразования общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Сибирская губерния" и зарегистрировано 29.07.2008 в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным номером 1082404001130.
Протоколом об административном правонарушении от 09.10.2008 N 223-2008-24-Ю-15.17-РО, составленным должностным лицом административного органа - начальником информационно-аналитического отдела Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе Августиновичем П.А., было зафиксировано правонарушение по признакам, предусмотренным статьёй 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившиеся в не представлении в регистрирующей орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации общества документов на государственную регистрацию выпуска акций.
Постановлением о назначении административного наказания по делу N 223-2008-24-Ю-15.17-РО от 30.10.2008 общество привлечено к административной ответственности по статье 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что послужило поводом для его обращения в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно статье 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.24, 15.17 - 15.24, 15.28 указанного кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.
Таким федеральным органом в соответствии с пунктом 5.3.1.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, является Федеральная служба по финансовым рынкам.
В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006 N 06-69/пз-н к числу таких территориальных органов относится Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе, которое осуществляет деятельность, в том числе, и на территории Красноярского края. В настоящем деле протокол об административном правонарушении составлен административным органом в соответствии с требованиями главы 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правовые отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 39-ФЗ под эмиссией ценных бумаг понимается установленная настоящим Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии со статьей 19 Закона N 39-ФЗ процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы:
принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
размещение эмиссионных ценных бумаг;
государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Федеральной службой по финансовым рынкам приказом от 16.03.2005 N 05-4/пз-н утверждены Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Стандарты).
В соответствии с пунктами 8.3.4, 8.2.6 Стандартов размещение ценных бумаг юридического лица, созданного в результате слияния, разделения, выделения и преобразования, осуществляется в соответствии с договором о слиянии, решением о разделении, выделении, преобразовании в день государственной регистрации этого юридического лица. Размещение ценных бумаг юридического лица, к которому осуществлено присоединение, осуществляется в соответствии с договором о присоединении в день внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица. Документы на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых при реорганизации, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца с даты государственной регистрации юридического лица, созданного в результате слияния, разделения, выделения или преобразования.
Таким образом, Общество не представило к 29.08.2008 в контролирующий орган документы на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых при реорганизации.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу что, что бездействие общества, выраженное в непредставлении обществом в установленный месячный срок документов на государственную регистрацию выпуска акций, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о вынесении административным органом постановления за пределами сроков давности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
Как изложено выше, пункт 8.2.6 Стандартов определяет обязанность по представлению документы на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых при реорганизации в регистрирующий орган в течение месяца.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении N 5 от 24.03.2005 срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Следовательно, вменяемое обществу правонарушение совершено и окончено 29.08.2008. Срок давности исчисляется с 30.08.2008, двухмесячный срок для привлечения к административной ответственности заканчивается 29.10.2008. В данном случае оспариваемое постановление вынесено 30.10.2008, т.е. с нарушением установленного срока давности.
Данная позиция исчисления сроков давности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, соответствует позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 11.04.2006 N 11589/05 по делу N А55-2881/05-39-29.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, в связи, с чем вывод арбитражного суда о признании оспариваемого постановления незаконным является обоснованными.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2009 года по делу N А33-15508/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15508/2008
Истец: ОАО "Сибирская губерния"
Ответчик: Региональное отделение ФСФР России в Центрально-Сибирском регионе
Третье лицо: ОАО "Сибирская губерния"
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-483/2009