г. Красноярск
25 июня 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "1" июля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.
судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мэра города Кызыла
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "06" февраля 2009 года по делу N А69-4549/08-9, принятое судьей Ондар Ч.Ч.,
установил:
индивидуальный предприниматель Сенников Евгений Алексеевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействительным постановления Мэра города Кызыла от 17.11.2008 N 1695 "Об отмене постановлений Мэра г. Кызыла N 1653, п. 2 от 22.08.2007, N 2154 от 15.10.2007".
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "6" февраля 2009 года заявление предпринимателя удовлетворено.
Мэр города Кызыла обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 6 февраля 2009 года и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из апелляционной жалобы и дополнений к ней следует, что оспариваемое постановление издано в установленном законодательством порядке, в пределах компетенции подписавшего его лица и было вызвано несоблюдением процедуры принятия решения о предоставлении земельных участков. Так, в заявлении предпринимателем не указаны обязательные данные: примерный размер земельного участка, его обоснование, сроки пользования землей в аренде, испрашиваемое право на земельный участок; акт выбора и обследования земельного участка Сенниковым Е.А. не был согласован с Управлением Росприроднадзора по Республике Тыва, открытыми акционерными обществами "Тываэнерго" и "Тувгаз", муниципальным унитарным предприятием "Наш дом"; не производилось определение технических условий подключения будущего объекта к инженерно-техническим сетям и платы за его подключение; не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предоставляемого земельного участка санитарным правилам.
Мэр указывает, что решение комиссией по согласованию предоставления земельных участков в аренду и иное пользование по вопросу предварительного согласования места размещения объекта строительства не принималось. Не обеспечено предварительное и заблаговременное опубликование сообщения о планируемом предоставлении земельных участков в средствах массовой информации, чем были нарушены интересы иных заинтересованных лиц. Поскольку постановление от 22.08.2007 N 1653 о предварительном согласовании места размещения объекта было принято в нарушение требований действующего законодательства, то принятое на его основании постановление от 15.10.2007 N 2154 о предоставлении в аренду Сенникову Е.А. земельного участка в городе Кызыле по ул. Абаканской, 18, также является незаконным.
Кроме того, спорный земельный участок в настоящее время не может быть предоставлен в аренду предпринимателю ввиду резервирования земель для государственных нужд и входит в полосу отвода и охранной зоны проектирования и строительства железной дороги Курагино-Кызыл.
Также мэр указывает, что оспариваемый земельный участок согласно генеральному плану г. Кызыла расположен в территориальной зоне общественных зданий и относится к условно-разрешенным видам использования, поэтому для предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка необходимо проведение публичных слушаний. Предпринимателем не подавалась заявка на проведение публичных слушаний, что свидетельствует о нарушении порядка предоставления земельного участка, предусмотренного законодательством.
Предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву, в которых считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления от 04.06.2009 N 35427, 35428), своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
На основании заявления предпринимателя Мэром г. Кызыла принято постановление "О предварительном согласовании места размещения" от 22.08.2007 N 1653, пунктом 2 которого утвержден акт выбора и обследования участка от 24.05.2007 с согласованным заинтересованными службами города проектом границ земельного участка категории земель поселений площадью 67 090 кв.м., имеющего почтовый адрес: г. Кызыл, ул. Абаканская, 18, под строительство предпринимателем автомобильного комплекса.
Постановлением Мэра г. Кызыла от 15.10.2007 N 2154 указанный земельный участок предоставлен предпринимателю в аренду сроком на 11 месяцев, Комитету по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла указано на необходимость заключить договор о предоставлении земельного участка в аренду.
На письменное обращение предпринимателя от 17.04.2008 о заключении договора аренды земельного участка Комитетом по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла от 25.04.2008 отказано в заключении договора аренды в связи с изданием постановления Мэра г. Кызыла от 15.10.2007 N 2154 с нарушением положений действующего законодательства.
Мэром г. Кызыла 17.11.2008 вынесено постановление N 1695 "Об отмене постановлений Мэра г. Кызыла N 1653, п. 2 от 22.08.2007, N 2154 от 15.10.2007", которое предприниматель оспорил судебном порядке, полагая, что указанный ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие двух условий:
-оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на территории города Кызыла предусмотрен пунктом 3.1. Временных правил землепользования на территории муниципального образования "город Кызыл", утвержденных решением Кызылского городского хурала представителей от 17.09.2003 N 98 (далее - Временные правила).
Согласно подпункту 2.3.8. Временных правил лицом, уполномоченным от имени администрации города Кызыла заключать договоры аренды земельных участков, является агентство по управлению муниципальным имуществом города Кызыла (далее - агентство).
Спорный земельный участок согласно постановлению Мэра города Кызыла от 15.10.2007 N 2154 предоставлен предпринимателю в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, о чем.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, копия принятого решения выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с подпунктами 3.1.3, 3.1.4 Временных правил агентство совместно с отделом архитектуры и градостроительства администрации города Кызыла рассматривают заявление и готовят Комиссии по согласованию предоставления земельных участков в аренду и иное пользование (далее - комиссия) предложения (варианты) по выбору земельного участка для строительства объекта. Агентство обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства. Положительное решение комиссии о предварительном согласовании места размещения объекта строительства оформляется протоколом и является основанием для представления в двухнедельный срок заключений членами комиссии, необходимыми государственными органами и муниципальными учреждениями. Заключения и технические условия направляются в адрес агентства.
Подпунктами 3.1.6, 3.1.7 Временных правил предусмотрено, что агентство через средства массовой информации информирует население, а органы территориального общественного самоуправления в необходимых случаях проводят опрос общественного мнения (общественные слушания) о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства объекта.
Агентство информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд, находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из положений подпунктов 3.1.8 - 3.1.13, 3.1.16, 3.1.17 Временных правил следует, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные администрацией города Кызыла (ее уполномоченными лицами) проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Агентство осуществляет подготовку проекта постановления мэра города Кызыла о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка действует в течение трех лет с момента его подписания и является основанием для:
- последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства;
- установления границ земельного участка на местности за счет заявителя;
- государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
После проведения кадастрового учета земельного участка заявитель обращается в агентство с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с приложением кадастрового плана земельного участка.
Постановление мэра города Кызыла о предоставлении земельного участка для строительства издается в двухнедельный срок с момента подачи заявления и является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Из материалов дела следует, что предприниматель 21.05.2007 обратился к Мэру города Кызыла с заявлением о рассмотрении вопроса о выборе и обследовании земельного участка под строительство, в котором указал назначение объекта (под строительство автокемпинга), предполагаемое место размещения (ул. Абаканская, между существующей водокачкой и АЗС).
По мнению суда апелляционной инстанции, отсутствие указания на примерный размер земельного участка, его обоснование, сроки пользования землей в аренде, испрашиваемое право на земельный участок, само по себе не является существенным нарушением процедуры принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка под строительство и не исключает возможности предоставления участка в аренду, поскольку на момент принятия решения вышеперечисленные данные были установлены органом местного самоуправления. Эти нарушения носят устранимый характер.
Судом также учтено, что при решении вопроса о выборе земельного участка в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации его площадь была определена.
Из пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктов 3.1.3, 3.1.6-3.1.9 Временных правил следует, что органы местного самоуправления, в частности агентство совместно с отделом архитекторы и градостроительства администрации города Кызыла обеспечивают проведение процедур согласования выбора земельного участка в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. На предпринимателя, как сторону, обратившуюся с заявлением, обязанность по получению согласований у заинтересованных лиц, органов и организаций, не возложена, поэтому необоснованным является довод о несоблюдении предпринимателем процедуры в связи с отсутствием согласования акта выбора и обследования земельного участка с Управлением Росприроднадзора по Республике Тыва, открытыми акционерными обществами "Тываэнерго" и "Тувгаз", муниципальным унитарным предприятием "Наш дом".
Необходимость предоставления в рассматриваемом случае на стадии предварительного согласования выбора земельного участка технических условий подключения будущего объекта к инженерно-техническим сетям и платы за его подключение, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предоставляемого земельного участка санитарным правилам, заявителем апелляционной жалобы нормативно не обоснована.
Из апелляционной жалобы также следует, что оспариваемый земельный участок относится к условно-разрешенным видам использования и непроведение публичных слушаний при предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка свидетельствует о нарушении порядка предоставления земельного участка. Суд апелляционной инстанции считает данный довод необоснованным в силу следующего.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе, создания условий для планировки территорий муниципальных образований.
Подпунктом 3 части 3 указанной статьи установлено, что порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления.
В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Третий арбитражный апелляционный суд определениями от 12 мая 2009 года и от 01 июня 2009 года предлагал мэрии представить градостроительную документацию по территориальному зонированию г. Кызыла и виду разрешенного или условно-разрешенного использования спорным земельным участком. Кроме того, определением от 12 мая 2009 года мэрии предложено представить документы резервирования для государственных нужд спорного земельного участка, нормативные акты уполномоченных органов г. Кызыла, регулирующие проведение публичных слушаний и извещение населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков.
Во исполнение указанных определений мэрия в материалы дела представила фотографии фрагмента генерального плана города Кызыла и ответы начальника отдела градостроительства Мэрии г. Кызыла от 17.06.2009 и 24.06.2009 о том, что в соответствии с территориальным зонированием, предусмотренным генеральным планом города Кызыла, участок, предоставленный Сенникову Е.А., является зоной малоэтажного жилищного строительства, в которой возможно строительство автомобильного комплекса. Дополнительно в сопроводительном письме указано о том, что в муниципальном образовании городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" иных документов, определяющих территориальное зонирование в настоящее время нет.
Постановление Мэра города Кызыла от 02.04.2008 N 472 "О резервировании земель для государственных нужд на территории городского округа Город Кызыл Республики Тыва" не содержит сведений о включении в состав земель в целях резервирования для государственных нужд земельного участка, выбранного предпринимателю под строительство автомобильного комплекса.
Таким образом, мэром не доказаны невозможность размещения на спорном земельном участке автомобильного комплекса, резервирование данного земельного участка для государственных нужд, условно-разрешенный вид использования земельного участка и необходимость проведения публичных слушаний для строительства автомобильного комплекса.
Предпринимателем в материалы дела дополнительно представлены счет ЗАО "ТелеВидеоКомпания" от 18.04.2007 на размещение бегущей строки, эфирная справка о содержании размещенного объявления на канале "Новый Век", акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 24.05.2007, кадастровую выписку о земельном участке от 13.05.2008 N 18-08-1-638, межевое дело, приходит к выводу о соблюдении предусмотренной земельным законодательством процедуры предоставления в аренду под строительство спорного земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Мэр в нарушение статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду достаточных доказательств в обоснование своих доводов о невозможности предоставления данного участка и существенном нарушении процедуры выбора земельного участка и его предоставления.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что вышеприведенные доводы мэра не были положены в основу оспариваемого постановления от 17.11.2008 N 1695, которое является немотивированным и содержит лишь указание на Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановление Мэра города Кызыла от 02.04.2008 N 472 "О резервировании земель для государственных нужд на территории городского округа Город Кызыл Республики Тыва".
При изложенных обстоятельствах выводы суда о недействительности постановления Мэра города Кызыла от 17.11.2008 N 1695 "Об отмене постановлений Мэра города Кызыла N 1653, п. 2 от 22.08.2007, N 2154 от 15.10.2007" соответствуют закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 6 февраля 2009 года по делу N А69-4549/08-9 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-4549/08-9
Истец: ИП Сенников евгений Алексеевич
Ответчик: Мэрия г. Кызыла
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1023/2009