г. Красноярск
23 апреля 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителей Министерства внутренних дел по Республике Тыва - Сухановой И.А., на основании доверенности от 17.03.2009 N 1/184; Рузайкиной И.Н., на основании доверенности от 23.12.2008 N 1/885,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Министерства внутренних дел по Республике Тыва об оспаривании постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о назначении административного наказания от 18.12.2008 N 12-02/1-2/180-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/181-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/185-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/186-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/189-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/190-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/192-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/193-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/194-08/ЮЛ,
установил:
Министерство внутренних дел по Республике Тыва обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о назначении административного наказания от 18.12.2008 N 12-02/1-2/180-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/181-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/185-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/186-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/189-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/190-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/192-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/193-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/194-08/ЮЛ.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 04 февраля 2009 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, Министерство внутренних дел по Республике Тыва обратилось в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о назначении административного наказания от 18.12.2008 N 12-02/1-2/180-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/181-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/185-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/186-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/189-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/190-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/192-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/193-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/194-08/ЮЛ отменить, производство по делам прекратить.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2009 года решение Арбитражного суда Республики Тыва от 04 февраля 2009 года по настоящему делу отменено на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представители Министерства внутренних дел по Республике Тыва поддержали заявленные требования, сослались на доводы, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе. По процедуре привлечения к административной ответственности пояснили, что законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности (Министр), не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения административного дела. Указание в протоколе на то, что Министр отказался подписывать протокол об административном правонарушении не обосновано, поскольку Министр отрицает факт присутствия при рассмотрении и составлении протокола, надлежащее письменное извещение в Министерство внутренних дел не поступало. По существу спора пояснили, что все кассовые операции, указанные в оспариваемых постановлениях, и квалифицированные как нецелевое использование бюджетных средств, являются следствием ошибки, допущенной и.о. кассира при отражении в Журнале операций "Касса" кассового расхода по коду ЦС 2020000 ВР 221 ЭКР 212 вместо ЦС 2020000 ВР 472 ЭКР 212 и по коду ЦС 2020000 ВР 239 ЭКР 211 вместо ЦС 2020000 ВР 472 ЭКР 212. Первичные документы подтверждают, что деньги были использованы по назначению.
Представителями Министерства внутренних дел по Республике Тыва заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: ответ отдела делопроизводства и режима Министерства внутренних дел по Республике Тыва; распечатку из программы "Парус"; копии листов из журнала операций "Касса"; копии письма Минфина Российской Федерации от 23.12.2008 N 02-07-10/4055; копии запроса ФЭО МВД по РТ от 18.11.2008 N 1/815 в Минфин РФ; копии расходно-кассовых ордеров N 3507 и N 3534; копии объяснительной и.о. кассира; копии писем ФЭО МВД по РТ, адресованных ТУ "Росфиннадзора в РТ" от 12.01.2009 17/12, от 03.02.2009 17/104, от 09.02.2009 N 17/117; копии ответов ТУ "Росфиннадзора в РТ" от 04.02.2009 N 12-06-13/2/213, от 20.01.2009 N 12-06-13/2/69.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил указанное ходатайство и принял представленные доказательства для оценки их на относимость и допустимость.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва, уведомленное о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление от 06.04.2009 N 66013602276908), в судебное заседание своих представителей не направило, представило дополнение к отзыву от 20.04.2009 N 12-02-26/1005. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя административного органа.
Дело рассматривается по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с планом контрольной работы на 2008 год должностными лицами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва в отношении Министерства внутренних дел по Республике Тыва проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.
В ходе проверки установлен и в акте проверки от 17.09.2008 N 73 зафиксированы факты нецелевого использования средств федерального бюджета.
Так, из поступивших федеральных средств по чеку БГ 9908004, оприходованных в кассу Министерства внутренних дел по Республике Тыва по приходному кассовому ордеру от 12.12.2007 N 1822 в сумме 51 770,85 рублей, по разделу/подразделу 0302 "Органы внутренних дел", целевой статье 2020000 "Воинские формирования (органы, подразделения)", виду расходов 221 "Продовольственное обеспечение", подстатье расходов 212 "Прочие выплаты" израсходованы (использованы) на выплату санаторно-курортного лечения по расходным кассовым ордерам от 21.12.2006 N 10540 на сумму 1 500,00 рублей, от 18.12.2007 N 10422 на сумму 600,00 рублей, от 21.12.2007 N 10542 на сумму 600,00 рублей, от 24.12.2007 N 10638 на сумму 900,00 рублей, от 25.12.2007 N 10662 на сумму 900,00 рублей,
Из поступивших федеральных средств по чеку БГ 9908004, оприходованных в кассу Министерства внутренних дел по Республике Тыва по приходному кассовому ордеру от 12.12.2007 N 1822 в сумме 51 770,85 рублей, о разделу/подразделу 0302 "Органы внутренних дел", целевой статье 2020000 "Воинские формирования (органы, подразделения)", виду расходов 221 "Продовольственное обеспечение", подстатье расходов 212 "Прочие выплаты" израсходованы (использованы) на выплату денежной компенсации за наем жилья по расходным кассовым ордерам от 20.12.2007 N 10497 на сумму 3 600,00 рублей, от 27.12.2007 N 10811 на сумму 3 600,00 рублей, от 27.12.2007 N 10832 на сумму 2 400,00 рублей, от 27.12.2007 г. N 10791 на сумму 5 400,00 рублей.
В соответствии с Указаниями "О порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", утвержденными приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, данные расходы следовало, по мнению административного органа, произвести по разделу/подразделу 0302 "Органы внутренних дел", целевой статье 2020000 "Воинские формирования (органы, подразделения)", виду расходов 472 "Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа", подстатье расходов 212 "Прочие выплаты".
Изложенные факты расценены административным органом как нарушение Министерством внутренних дел по Республике Тыва статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с использованием средств федерального бюджета в общей сумме 19 500,00 рублей на цели, не соответствующие условиям их получения.
По результатам проверки главным контролером-ревизором Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва составлены 9 протоколов об административных правонарушениях от 11.12.2008.
Постановлениями Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 18.12.2008 о назначении административного наказания N 12-02/1-2/180-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/181-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/185-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/186-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/189-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/190-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/192-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/193-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/194-08/ЮЛ Министерство внутренних дел по Республике Тыва признано виновным в совершении правонарушений, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 000,00 рублей по каждому правонарушению.
Не согласившись с данными постановлениями, считая их не соответствующими законодательству и нарушающими права и законные интересы, Министерство внутренних дел по Республике Тыва обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением об оспаривании вышеуказанных постановлений.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права на составление протокола об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, предоставлены должностным лицам органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов отнесено частью 1 статьи 23.7 названного Кодекса к компетенции должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов, вправе, в том числе, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители.
В соответствии с частью 1 статьи 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4, 5.1.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 278, пунктом 1, подпунктом 5.1.1 пункта 5.1, пунктом 5.4 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 года N 89н, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва осуществляет, в том числе функции контроля и надзора за использованием средств федерального бюджета.
Судом апелляционной инстанции установлено, что протоколы об административных правонарушениях в отношении юридического лица от 11.19.2008 в количестве 9 штук и постановления о назначении административного наказания от 18.12.2008 N 12-02/1-2/180-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/181-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/185-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/186-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/189-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/190-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/192-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/193-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/194-08/ЮЛ вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.
Административным органом соблюден срок давности привлечения к административной ответственности. Размер административного штрафа определен в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, судом апелляционной инстанции установлено, что административным органом нарушена процедура привлечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва к административной ответственности.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5).
Таким образом, положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Следовательно, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Из материалов дела следует, что 11.12.2008 главным контролером-ревизором административного органа Сат Сайлык Петровной составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении фактов, установленных актом проверки от 17.09.2008 N 73. Из текста протоколов следует, что министр Министерства внутренних дел по Республике Тыва Лесняк В.И. от дачи объяснений, от подписи подтверждения разъяснения прав предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и от получения копии протокола отказался, что подтверждается отметкой главного контролера-ревизора Сат С.П.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что административный орган не доказал присутствие и участие в составлении протокола законного представителя юридического лица по следующим основаниям:
- лицом, привлеченным к административной ответственности, отрицается факт присутствия Министра внутренних дел по Республике Тыва при составлении протоколов;
- в протоколах не указано на их составление в присутствии Министра внутренних дел по Республике Тыва Лесняк В.И.;
- отметки в протоколах об отказе Министра от дачи объяснений по фактам выявленных нарушений, от подписи при разъяснении прав, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса, и от получения копии протоколов выполнены в одностороннем порядке должностным лицом административного органа, не подтверждены подписями понятых либо свидетелей.
Министерство внутренних дел по Республике Тыва отрицает факт получения уведомлений административного органа о месте и времени составлении протоколов об административных правонарушениях. Административный орган не представил доказательств направления уведомлений о времени и месте составления протоколов в адрес Министерства внутренних дел по Республике Тыва, следовательно, не доказал, что законный представитель юридического лица знал о времени и месте составления протоколов, что ему была обеспечена возможность участия в составлении протоколов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что протоколы об административных правонарушениях составлены в одностороннем порядке, то есть в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом не извещенного о времени и месте составления протокола.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Составление протоколов об административных правонарушениях в отсутствие законного представителя Министерства внутренних дел по Республике Тыва является грубым нарушением прав лица, привлекаемого к административной ответственности (лишает его возможности воспользоваться своими процессуальными правами и гарантиями защиты, предоставленными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), которое носит существенный характер, не может быть устранено в судебном заседании.
Кроме того, в соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, рассматриваемый факт выявлен административным органом 17 сентября 2008 года (что подтверждается актом проверки от 17.09.2008 N 73), протоколы об административных правонарушениях составлены 11 декабря 2008 года (т.е., с нарушением срока, установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) без обоснования невозможности его немедленного составления. Само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако, в соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2, в случае установления при рассмотрении дела несоответствия между моментом выявления правонарушения и датой составления протокола, суду следует оценивать это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным органом не представлено обоснования необходимости нарушения установленного законодательством срока составления протоколов в целях соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Следовательно, срок составления протоколов нарушен административным органом произвольно, без законных оснований.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренные настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Не соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, свидетельствует о неправомерности привлечения к административной ответственности Министерства внутренних дел по Республике Тыва и незаконности вынесения постановлений о назначении административного наказания о назначении административного наказания от 18.12.2008 N 12-02/1-2/180-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/181-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/185-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/186-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/189-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/190-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/192-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/193-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/194-08/ЮЛ.
Оценка состава допущенных административных правонарушений при нарушении процедуры привлечения к административной ответственности не имеют правового значения. Нарушение процедуры составления протокола об административном правонарушении исключает привлечение к административной ответственности независимо от наличия либо отсутствия состава правонарушения.
Однако, судом апелляционной инстанции при рассмотрении материалов дела установлено отсутствие в действиях Министерства внутренних дел по Республике состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все кассовые операции, указанные в вышеперечисленных постановлениях о назначении административных наказаний, и квалифицированные как нецелевое использование бюджетных средств, являются следствием ошибки, допущенной и.о. кассира при отражении в Журнале операций "Касса" кассового расхода по коду ЦС 2020000 BP 221 ЭКР 212 вместо ЦС 2020000 BP 472 ЭКР 212 и по коду ЦС 2020000 BP 239 ЭКР 211 вместо ЦС 2020000 BP 472 ЭКР 212.
Ошибка и.о. кассира была допущена 28.05.2007 при составлении кассового отчета за указанный день. И.о. кассира в классификаторе программы "Парус" из 260 кодов расхода бюджетной классификации автоматически выбрала код бюджетной классификации расходов по компенсации за продпаек (ЦС 2020000 BP 221 ЭКР 212) вместо кода бюджетной классификации по выплатам на оздоровительный отдых детям сотрудников органов внутренних дел (ЦС 2020000 BP 472 ЭКР 212) на сумму 187,2 тысяч рублей и вместо кода бюджетной классификации расходов по выплатам на оздоровительный отдых детям сотрудников органов внутренних дел (ЦС 2020000 BP 472 ЭКР 212) на сумму 144,00 тысячи рублей выбрала код бюджетной классификации расходов по оплате денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел (ЦС 2020000 BP 239 ЭКР 211). Таким образом, автоматически был искажен остаток по коду бюджетной классификации по выплатам на оздоровительный отдых детям сотрудников органов внутренних дел (ЦС 2020000 BP 472 ЭКР 212).
Фактически, при формировании кассового отчета и неверном выборе кода бюджетной классификации расходов, отражающего целевое использование средств федерального бюджета, программа "Парус", не показывает допущенной ошибки, т.е. лицо, формирующее кассовый отчет может сделать огромное количество ошибок и не увидеть их на бумажном носителе в самом кассовом отчете. В кассовом отчете, распечатанном из программы "Парус", видна только приходная (дебетовая) сторона бухгалтерской проводки, а расходная (кредитовая) часть бухгалтерской проводки, отражающая именно целевое использование бюджетных средств расходы по кодам бюджетной классификации, не видна. Их можно увидеть в Журнале операций "Касса", который составляется только за отчетный месяц (в данном случае за май 2007 года).
Министерство внутренних дел по Республике Тыва направило запрос в Министерство Финансов Российской Федерации. Позиция Министерства финансов Российской Федерации по ошибке и.о. кассира разъяснена в письме от 23.12.2008 N 02-07-10/4055, согласно которому, если в первичных документах информация была указана в полном соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то ошибочное отражение и.о. кассира в Журнале операций "Касса" не является нарушением, которое квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств.
В первичных документах (расходных кассовых ордерах от 28.05.2007 N 3507, 3534) информация о назначении платежа отражена в полном соответствии с назначением их получения. Из объяснительной и.о. кассира видно, что ошибка совершена автоматически из-за большого объема работы.
Кроме того, Территориальной службой финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва не представлено доказательств того, что сумма нецелевого использования средств федерального бюджета образовалась вследствие выплаты за счет конкретной статьи. По состоянию на 01.01.2008 остатки средств федерального бюджета в кассе Министерства внутренних дел по Республике Тыва в сумме 1,1 миллион рублей образованы по 12 кодам расхода бюджетной классификации расходов, следовательно, невозможно установить за счет какой конкретной статьи была выплачена та или иная сумма, которая привела к образованию нецелевого использования бюджетных средств.
Таким образом, административным органом не доказана также объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вмененного Министерству внутренних дел по Республике Тыва.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать незаконным и отменить постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о назначении административного наказания от 18.12.2008 N 12-02/1-2/180-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/181-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/185-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/186-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/189-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/190-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/192-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/193-08/ЮЛ, N 12-02/1-2/194-08/ЮЛ о назначении Министерству внутренних дела по Республике Тыва административного наказания.
Производство по делам об административном правонарушении прекратить.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-155/2009
Истец: МВД по Республике Тыва
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Тыва