Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 июля 2006 г. N КА-А40/6381-06
(извлечение)
Решением от 31.01.2006 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 11.04.2006 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, удовлетворено заявленное требование ОАО НПО "Гидромаш" (далее - Общество) к ИФНС РФ N 17 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным действия, выразившегося в возврате налоговой декларации по НДС по ставке 0% за август 2005 г. В остальной части заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИФНС РФ N 17 по г. Москве, в которой Инспекция просит решение и постановление в части удовлетворенных требований отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих требований налоговый орган ссылается на то, что Инспекцией выявлено представление комплекта документов с несоответствующе оформленной налоговой декларацией, что повлекло возврат документов.
В отзыве на кассационную жалобу, соответствующему требованиям ст. 279 АПК РФ, Общество указывает на несостоятельность ее доводов, просит судебные акты оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против этих доводов по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку совокупности доказательств, правильно применили нормы налогового и арбитражно-процессуального законодательства и приняли законные судебные акты.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, ОАО НПО "Гидромаш" 27.09.2005 г. представило в ИФНС России N 17 по г. Москве налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за август 2005 г., а также документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ.
ИФНС России N 17 по г. Москве письмом от 28.10.2005 г. N 05/4-09/11568 возвратила Обществу указанную выше налоговую декларацию на основании нарушения срока предоставления декларации.
В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 2-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Для экспортных операций законодателем определен специальный порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%.
В пункте 6 ст. 164 НК РФ указано, что по операциям реализации товаров (работ, услуг), предусмотренным подпунктами 1-6 п. 1 указанной статьи, в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная налоговая декларация.
Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1-5 этой статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).
Ссылка Инспекции на п. 5 ст. 174 НК РФ не принимается судом кассационной инстанции, поскольку названной нормой установлены сроки представления налоговых деклараций по внутреннему рынку и данной нормой не предусмотрено право налоговых органов возвращать налоговую декларацию по НДС в случае пропуска срока ее предоставления.
Налоговым органом не указано норм законодательства о налогах и сборах, предусматривающих право налогового органа возвращать представленную им декларацию.
Пунктом 2 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации.
Довод налогового органа о том, что он не производил возврат декларации, а оригинал этой декларации находится в Инспекции, налоговый орган не возвращал данный документ налогоплательщику, т.к. это бы противоречило ст. 80 НК РФ, не принимается судом кассационной инстанции.
Инспекцией была возвращена декларация по НДС по ставке 0 процентов за август 2005 года и полный пакет документов, которые являются приложением к декларации, о чем свидетельствует и сопроводительное письмо Общества, и указание количества листов приложений на 1 странице декларации. Тот факт, что была возвращена копия декларации, а оригинал остался в Инспекции, не меняет юридического значения действия налогового органа, поскольку в письме ясно выражен смысл такого действия - отказ признавать связанные с ее представлением в Инспекцию правовые последствия. Такой отказ и был выражен посредством возврата документов.
Предоставление заполненной декларации без подтверждающих факта экспорта документов является пустой формальностью, лишенной какого-либо юридического и практического смысла и никогда не входило в намерения заявителя. Тем не менее, по мнению Инспекции, такое действие имеет самостоятельное значение - нахождение оригинального бланка декларации в Инспекции оправдывает все иные действия налогового органа.
Довод Инспекции о том, что налоговым периодом является сентябрь, не принимается судом кассационной инстанции.
Согласно статье 167 НК РФ "При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса". Пакет был собран в августе. Декларация представлена в сентябре, поскольку правила составления декларации предусматривают пересчет валютной выручки, облагаемой по ставке 0 процентов по курсу на последний день такого месяца (Пункт 3 статьи 153 НК РФ).
Из этого следует, что декларация за август может быть представлена исключительно в сентябре и позднее, а декларация за сентябрь - исключительно в октябре и позднее. 27 сентября 2005 года заявителю был неизвестен и не мог быть известен курс на 30 сентября 2005 года, следовательно, он ни при каких условиях не мог представить декларацию по ставке 0 процентов за текущий месяц. Налоговый орган не приводит никаких доказательств того, что пакет был собран в сентябре.
Представление декларации 27 сентября не является нарушением закона, поскольку закон предусматривает представление декларации по ставке 0 процентов и подтверждающих документов в срок не позднее 180 дней с даты таможенного оформления экспортируемых товаров. Срок представления не нарушен. Никаких интересов бюджета данные действия не нарушают, поскольку и сроки проверки и сроки возврата (возмещения) НДС отсчитываются со дня представления налоговой декларации, а не с 20-го числа. Ничто не мешает в установленном законом порядке провести проверку обоснованности заявленных сведений и принять соответствующее решение. Тем не менее, налоговый орган произвольно устранился от исполнения своих обязанностей, сославшись на нарушение налогоплательщиком срока, установленного самим налоговым органом.
Как правильно указали суды, требование ОАО НПО Тидромаш" о признании незаконными действий ИФНС России N 17 по г. Москве, выразившихся в непринятии декларации удовлетворению не подлежит, т.к. декларация была принята ИФНС России N 17 по г. Москве, о чем свидетельствует отметка ИФНС России N 17 по г. Москве о принятии на декларации.
Таким образом, суды правомерно сделали вывод о том, что действия ИФНС России N 17 по г. Москве по возврату налоговой декларации незаконны.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы судов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 31.01.2006 по делу N А40-79995/05-35-651 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 11.04.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС РФ N 17 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2006 г. N КА-А40/6381-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании